Скрыть
При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-21 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали семь. И сказал им: как же не разумеете?

Господь оставляет фарисеев как людей неисправимых. Ибо медлить должно там, где есть надежда на исправление, а где зло неисправимо, оттуда надлежит бежать. Ученики забыли взять хлебы по особому устроению Божию, чтобы они после строгого выговора Христова сделались разумнее и познали силу Христову. Ибо когда Господь сказал, чтобы они остерегались закваски фарисейской, то есть учения фарисейского, то они подумали, что Господь напоминает им о закваске хлебной. Итак, справедливо Он упрекает их как неразумеющих силы Христовой, которой Господь может сотворить хлебы и из ничего. Учение фарисеев и иродиан называет закваской по той причине, что оно было терпко и исполнено ветхой злобы. И всякий, кто обветшал во зле и не может говорить ничего духовного, чтобы усладить гортань слышащего, имеет в себе закваску древней злобы, то есть учение ядовитое и ведущее принявших его только к раскаянию. Но кто были иродиане? Это какие-то новоявившиеся учители, кои говорили, что Ирод есть Христос и что в него должно верить.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 14-21 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?

     Предостережение от закваски фарисейской (см. Мф.16:5-12 и прим.). Особенность этого повествования у ев. Марка сравнительно с Матфеевым, в сущности сходным с ним, та, что он упоминает об одном хлебе, взятом учениками, о закваске Иродовой, и упрек Господа ученикам в маловерии передает более строго.

     «Кроме одного хлеба»: которого конечно недостаточно было, чтобы насытиться 12 ученикам вместе с Господом.

     «Закваски Иродовой»: есть мнение, что Ирод Антипа принадлежал к секте саддукейской, и потому закваска Иродова означает то же, что закваска саддукейская у Мф.16:6. – Если и нельзя доказать, что и Ирод разделял все догматические заблуждения секты саддукейской: то однако же по всем данным истории можно признать несомненным, что по своему нравственному направлению, распущенности и неверию в наступление Царства Мессии он близко стоял к саддукеям, и потому все равно было сказать, что закваска саддукейская, что закваска Иродова. Может быть, Господь говорил о закваске и фарисейской, и саддукейской, и Иродовой вместе, и ев. Матфей говорит о фарисеях и саддукеях, а Марк – об Ироде. Во всяком случае, ложное, привязанное к букве, учение фарисеев и свободомыслие саддукеев и Ирода, извращенные правила нравственности тех и других составляют различные роды закваски, от которых предохраняет Господь своих учеников.

     «Имея очи, не видите» и пр.: не понимаете смысла и важности совершающихся перед глазами вашими событий. Напитавший немногими хлебами и рыбами такое множество народа – неужели не может одним хлебом напитать 12 учеников? После этого уже ученики поняли, что он говорит не о хлебе (Мф.16:12).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-21 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете

Разговор о закваске см. Мф. 16:5–12.

Вместо упоминания о саддукеях (Мф. 16:6) евангелист Марк приводит упоминание о закваске Иродовой (стих 15). Очень может быть, что евангелист этим самым выражал мысль о сходстве в нравственных воззрениях Ирода Антипы, человека всецело преданного чувственности, с саддукеями, которые также более всего ценили материальные блага жизни.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке

Отправился на ту сторону (иде на он пол), т. е. на северо-восточную сторону Галилейского моря.

Забыли (забыша) взять хлебов и пр., т. е. в достаточном количестве, так как у них был только один хлеб, место же, где они находились, было пустынное.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible