Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 7:27
Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Святые отцы
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
- Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам
Хотя и всемилостив Бог, но если бы Он стал одинаково выслушивать всех, то могло бы показаться, что Он действует не по собственной воле, а по какой-то необходимости.
О кончине брата Сатира.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 24-30 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели
После того, как сказал о пище и увидел, что иудеи не веруют, Господь переходит в пределы язычников, ибо при неверии иудеев спасение имело перейти к язычникам. Сначала Господь старался скрываться, чтобы иудеи не имели предлога обвинять Его, как бы приставшего к стороне нечистых язычников. Однако Он не мог утаиться, ибо нельзя было Ему утаиться и никем не быть узнану. Означенная жена, услышав о Нем, обнаруживает горячую веру. Поэтому и Господь не тотчас соглашается (на ее просьбу), но отсрочивает дар, дабы показать, что вера жены тверда и что она терпеливо ждет, несмотря на отказ. Научимся и мы не оставлять тотчас молитвы, когда не получаем немедленно просимого, но терпеливо продолжать молитву до тех пор, пока получим то, чего просим. Господь называет язычников «псами», так как они почитались у иудеев нечистыми. «Хлебом» называет Он благодеяние, назначенное Богом для «детей», то есть для евреев. Поэтому и говорит, что язычникам не следует участвовать в благодеянии, которое назначено для иудеев. Поскольку же жена отвечала разумно и с верой, то получила просимое. Иудеи, - говорит она, - имеют хлеб, то есть всего Тебя, сшедшего с небес, и Твои благодеяния, а я прошу «кроху», то есть малой доли Твоих благодеяний. Но посмотри, как действует и Господь! Он не сказал: сила Моя спасла тебя, но что сказал? «За это слово», то есть за веру твою, «пойди», дочь твоя исцелилась. Извлеки отсюда и ты полезный урок. Всякий из нас, когда делает грех, есть «женщина», то есть слабая душа. Такая душа есть «финикиянка», как имеющая багряный, то есть кровавый и убийственный грех. У такой души есть «дочь» - лукавые действия, действия бесовские. Будучи грешниками, мы именуемся «псами», полными нечистот, почему и недостойны бываем принять «хлеб» Божий, то есть причаститься пречистых Тайн. Но если мы в смирении сознаем, что мы псы, если исповедуемся и откроем грехи свои, то исцелится дочь наша, то есть бесовские дела.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Мф.28:19: идите научите, крестя, а детей грудных не научишь, значит и не крести («Бапт.», 9, №10).
Православный ответ: Если ребенок принимает пищу телесную без личного сознания, а по заботе сознательных, то он также может принимать с пользой и пищу духовную, по заботе верующих сознательно, как получили благодать исцеления бессознательная дочь хананеянки по вере своей матери (Мк.7:24-30) и бессознательный расслабленный по вере принесших его.
Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Ст. 25-29 Услышала о Нем (Христе) женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом… а женщина та была язычница… и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери
Дети — это признающие Отца и тянущиеся к Отцу Небесному. Конечно, они насыщаются первыми уже потому, что они ищут пищи Отца и способны принять ее (ср. Мк. 4:25). Однако не отвергает и «не детей» — «дай прежде насытиться детям»… Пищу от Небесного Отца получат все. «Не дети» обозначаются как будто жестоким словом. Так потому, что отвергающие Божественное слово попирают его, уподобляясь неразумным животным. Оттого в другой раз и заповедует: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7:6). А когда «не дети» захотят взять хотя бы «крохи» Божественной Правды, крохи от пищи детей, тогда Отец открывает им всю любовь и за один миг, за одно обращение веры дарит им Свою благодать: «За это слово, пойди…» дочь твоя здорова (ст. 29). Здесь укор неразумной душе! О тебе первая забота Отца. Тебе приготовлен первый стол. И такой стол, что даже крошки с него дают жизнь! А ты все черства и все небрежешь!
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам
Стяжавшие Духа Святого исследуют глубины Божии (ср. 1Кор. 2:9-10) , то есть добираются до скрытого смысла пророчеств. Давать же святыню псам им запрещается, пока эти последние остаются в своем зверином состоянии. Ибо никогда не подобает примешивать божественную и чистую влагу, эту живую воду (ср. Ин.4:10), к нраву завистливому, смятенному и неверующему, чьи допытывания подобны бесстыдному лаю.
Строматы.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки рассказано у ев. Марка несколько короче, чем у ев. Матфея, впрочем, совершенно согласно с ним (см. Мф.15:21-28 и прим.).
«Не хотел, чтобы кто узнал»: Господь хотел, вероятно, укрыться от преследовавших Его фарисеев и книжников, злоба которых против Него начала все яснее обнаруживаться, – укрыться на некоторое время, чтобы и себе со своими учениками найти покой от трудов, так как в Галилее и Иудее народ постоянно окружал Его и не давал покоя, и дать время хотя несколько утихнуть разгоравшейся против Него ненависти врагов Его. Но и здесь Он не мог укрыться: слава о Нем распространилась и здесь.
«Дай прежде насытиться детям»: надобно, по божественному определению, избравшему иудеев в свой особенный народ, чтобы им прежде проповедано было учение Христово и предложены средства (между прочим чудотворения над больными их) для вступления в Царство Христово; ибо они суть чада Божии, по преимуществу (Рим.9:4).
«За это слово» и пр.: в этих словах выразилась великая вера и смирение женщины (ср. Феофил.), и эта вера, и это смирение привлекли к ней милость Господа, по которой Он благоволил тотчас исцелить дочь ее.
«И дочь лежит на постели»: здорова и «в мире» (Евф. Зигаб.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 24-30 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом Сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели
Чудо исцеления дочери жены-хананеянки см. Мф. 15:21–28.
Евангелист Марк прибавляет, что Христос, находясь в пределах чисто языческой страны, не хотел выступать здесь с проповедью и остался в доме какого-то знакомого ему иудея (стих 24). Мысли о том, что Христос хотел здесь скрыться от ненависти врагов (еп. Михаил), в этом месте не выражается. Хананеянку евангелист Марк точнее определяет как язычницу-гречанку, чем обозначает, вероятно, ее религию, и в то же время как сирофиникиянку, что указывает на ее национальность (стих 26). Прибавляя «дочь лежит на постели» (стих 30), евангелист дает понять, что дочь хананеянки вполне выздоровела и ее более не удручали припадки беснования, во время которых она спрыгивала с постели на пол.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам
Остави, да первые насытятся чада и пр. У еванг. Матфея Господь сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:24). Это значит, что по божественному определению, которое издревле избрало иудеев в свой особенный народ, требуется, чтобы им прежде было проповедано учение Христово и употреблены средства, между прочими и чудотворения над больными, для введения их в царство Христово, т. е. в христианскую церковь; почему они преимущественно и называются чадами Божиими (Рим. 9:4).
Но что Господь пришел призвать и принять в Свое царство и язычников, это нередко высказывал Он: так при исцелении слуги язычника-сотника (Мф. 8:11-12), при предсказании о разрушении Иерусалима и конце мира (Мф. 24:14 там же). По воскресении же Своем Господь, прямо сказал апостолам: шедше научите вся языки (все народы), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Под именем же псов здесь разумеются язычники. Иудеи, признавая себя чадами Божиими, с презрением относились к язычникам и называли их позорными именами, например, именами нечистых животных – псов, подобно тому, как теперь мусульмане называют христиан. Сирофиникиянка или Хананеянка была язычница, и Господь в лице ее назвал язычников именем псов применительно к понятию Иудеев, и в указанных словах ей выразил, что нехорошо лишать благодеяний, т. е. чудотворений, предназначенных иудеям, а вместо иудеев, передавать их язычникам. Это будет похоже на то, говорит Господь, как если бы отнять хлеб у детей и отдать собакам.
Господь, конечно, не имел намерения этими словами выразить презрение к язычникам, какое выражали им иудеи, и как бы подтвердить правильность такого взгляда на язычников; но хотел только испытать и обнаружить пред другими веру Хананеянки. Он иногда высказывал прямо, что язычники более, чем иудеи, способны к принятию царства Его, как, напр., было при исцелении слуги сотника (Мф. 8:11-12). „ Немногие устояли бы в своей настойчивости после такого отказа, замечает один из духовных писателей; немногие не отвернулись бы с досадою или отчаянием от такого неумолимого, по-видимому, Целителя. Но не так поступила Хананеянка. Верующим сердцем она чувствует, что Господь только испытывает ее веру; в самом тоне, каким сказаны Господом слова отказа, она слышит ободряющий голос божественной любви, и вот она в Его же словах находит себе защиту: Ей, Господи и пр“.