Скрыть
мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 55-60 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил; Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего

Люди, сами достойные осуждения, составляют вид судилища, чтобы показать, будто умертвили Его (Христа) по суду. Но где справедливость суда, когда приводятся свидетели, не могущие сказать ничего справедливого, а только одно буйство и нелепости? Да и те самые, кои думали сказать Нечто дельное, сказали ложь. Ибо Господь не говорил: Я разрушу храм, но - «разрушите», не сказал притом - храм рукотворенный, а просто «храм». Архиерей, восстав, вопрошал Иисуса в намерении побудить Его к ответу, а ответ обратить в обвинение. Но Христос молчал, зная, что не будут внимать словам Его, как Лука действительно и замечает, что, когда спрашивали Господа, Он сказал: «Если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне» (Лк. 22, 67-68).

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный

В таком превратном виде слова эти содержали что-то мятежное, богопротивное, как будто Иисус Христос не только имеет самое низкое понятие о храме Иерусалимском (слово «рукотворенный» употребляется в св. книгах для обозначения идола (Пс. 21, 19) и храма идольского (Пс. 16, 12)), но и намерен разрушить его, дабы создать другой, неизвестно какой храм, всего вероятнее - не создать никакого. Это представлялось явной хулой на храм, равной хуле на Бога и Моисея, которая, по закону, вела за собой смерть хулившему (Лев. 24, 13). Вероятно, несогласие лжесвидетелей состояло не в одних выражениях, но в чем именно, при молчании евангелистов определить невозможно.

Ничего не было легче, как отвечать на обвинения лжесвидетелей, если бы они стоили ответа. Во-первых, Господь никогда не говорил: «Я разрушу», или «могу разрушить храм», а говорил только условно иудеям, требовавшим чуда: «разрушьте». Во-вторых, когда Он говорил это, то под церковью разумел не храм Иерусалимский, а собственное тело, так что слова Его имели такой смысл: вы требуете чуда и будете иметь его в Моем воскресении; ибо когда вы разрушите церковь тела Моего - умертвите Меня, - то Я через три дня воздвигну ее - воскресну из мертвых (Ин. 2, 19-22).

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Аврелий Пруденций (†413)

мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный

Позорно пал дом Каиафы, Бога хулившего; в нем лик святой Христа пощечины терпел (ср. Мф. 26:57-67). Такой же ожидает грешников исход, чья жизнь навеки скрыта будет грудами руин. В покоях сих Господь стоял, привязанный к колонне; и спину Он, как раб, плетям подставил. Колонна чтимая и ныне там поддерживает храм и учит нас в свободе жить от всяких истязаний.

Исторические образы


Не видишь ли, как глыбы Соломона, Творенье рук, лежат в руинах ныне? (ср. Деян. 7:47-48) Сей знатный храм повержен. Почему? Десница тленная творца из камня храм соорудила. Он в прах распался, как и подобает: плоды искусства - на пути в ничто. Так все, что создано, однажды погибает. Но, если хочешь знать, у нас есть храм (ср. Евр. 8:1-2), Который не был создан мастерами. Он не из ели и не из сосны, и нет в нем плит из мрамора. Колонны вес его не держат, и над колоннами изгибов арок нет. Он создан Словом Бога, но не гласом - Его извечным Словом, ставшим плотью (ср. Ин. 1:14). Сей вечен храм, конца ему не будет. Но ты ему дал кнут, и крест, и желчь. Поверженный, растоптанный грехами, от матери наследовавший тленье, сей храм разрушен был, и после краткой смерти величием Отца в три дня восставлен (ср. Ин. 2:19-21).

Прославление

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Мк.14:53-65.

См. прим. к Мф.26:57-68. – «К первосвященнику», т. е. Каиафе.
– Первосвященники: см. прим. к Мф.2:5.
– «И грелся у огня»: это было, вероятно, около полуночи; двор не был покрыт и было холодно, как нередко, по замечанию путешественников, бывают после жарких дней холодные ночи в тех странах в это время года (в конце марта и начале апреля).
– Потому на дворе и разведен был огонь, т. е. на каменном помосте внутреннего двора накладено было несколько дров, которые горели и около которых грелись (это то, что в просторечии зовется у нас теплина).
– «Не были достаточны»: или по ничтожности обвинений, или по разногласию свидетелей, или по недостатку законного количества свидетелей.
– «Некоторые»: именно двое (Мф.26:60), число, требуемое законом для осуждения виновного (Чис.35:30).
– «Храм этот рукотворенный» и пр.: перетолкование слов Христовых, сказанных о Иерусалиме в первую Пасху Его общественного служения (Ин.2и дал.).
– Некоторое различие этого лжесвидетельства с тем, как его передает ев. Матфей, объясняется или тем, что ев. Матфей короче и общее передает то, что ев. Марк указывает определительнее, – или тем, что один из лжесвидетелей говорил так, а другой несколько иначе, и слова одного передает первый евангелист, а слова другого другой. Судя по тому, что далее прибавляет ев. Марк, что и это свидетельство их было недостаточно, надобно полагать, что свидетели действительно несколько разногласили между собой, если не держаться, при объяснении этого замечания, что ев. Марк считает что и это свидетельство недостаточным потому, что оно было лжесвидетельство, клевета на Господа, перетолкование Его слов.
– «Стал посреди»: как главный обвинитель в таком, по их мнению, великом преступлении, чтобы придать более торжественности обвинению.
– «Сын Благословенного»: т. е. Бога, имя которого благословенно.
– «Некоторые начали плевать»: некоторые из обвиняющих или присутствоваавших членов синедриона, как видно из того, что эти некоторые противополагаются далее слугам, которые также били Господа.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible