Скрыть
Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие

Даже самым страшным преступникам, как и тем, кто много согрешил против Бога, если сделаются верующими, даруется отпущение грехов (ср. Деян. 10:43). Ни крещение, ни благодать для таких не воспрещаются (ср. Мк. 16:16, 1Кор. 12:13). Тем более не должно быть никаких препятствий для ребенка, который недавно родился и ни в чем еще не согрешил, кроме того, что, будучи рожден по плоти от Адама, он самим своим рождением уже прикоснулся к древнейшей смерти (ср. Рим. 5:12). Этот грех, однако, отпустится ему с большей легкостью, ибо он не его собственный, а чужой. Потому, возлюбленный брат, мы приняли соборное решение никому не отказывать ни в крещении, ни в благодати Божией, ибо Бог ко всем сострадателен, щедр и милостив (ср. Деян. 2:38).

Послания

Василий Великий, свт. (†379)

Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие

Всякое время и особенно время раннего возраста полагаем мы удобным для принятия приходящих, поскольку и апостол восхваляет того, кто с младенчества изучил Священные Писания (ср. 2Тим. 3:15), а также призывает воспитывать детей в учении и наставлении Господнем (ср. Еф. 6:4).

Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-16 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их

Велика была вера в народе, когда он одно возложение Христом рук принял как благословение для приводимых к Нему детей. А ученики не допускали приводящих, думая, что это недостойно Его. Что же Христос? Научая учеников смиренномудрствовать и отвергать мирское надмение, Он принимает и обнимает детей. Сим Он показывает, что приемлет незлобливых; потому и говорит: «ибо таковых есть Царствие Божие». Заметь, не сказал: сих детей «есть Царствие», но «таковых», то есть стяжавших такое же незлобие, какое дети имеют по природе. Ибо дитя не завидует, не помнит зла и, будучи наказуем матерью, не бежит от нее, но хотя бы и рубище она носила, предпочитает ее царице; так и добродетельно живущий предпочитает мать свою, разумею Церковь, всему и не увлекается житейскими наслаждениями. За то Господь и обнимает таких, говоря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные», и благословляет их, говоря: «Приидите благословенные Отца Моего». Царством же Божиим называет здесь проповедь Евангелия и обещание будущих благ. Итак, кто примет проповедь Божественную как дитя, то есть, нисколько не раздумывая и не допуская в себе неверия, тот войдет в Царство Божие и наследует те блага, которые уже приобрел верою.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Крещение детей

 

Сектанты говорят: что детей не нужно крестить, потому что дети и без крещения в Царствии Божием, как сказано: «таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14).

Православный ответ: Без крещения нельзя быть в Церкви, нельзя и спастись: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

В Писании не сказано, что дети в Церкви и в Царствии Божием, но лишь сказано, что таковых, как дети, т.е. незлобивых, доверчивых, не лицеприятных, бескорыстных и смиренных есть Царствие Божие.

Если же сектанты говорят, что дети их без крещения спасутся, тогда придется признать, что и взрослые должны быть в Церкви без крещения, потому что сказано: «кто не примет Царствия Божия, как дитя, т.е., значит, без крещения, тот не войдет в него» (Мк.10:15).

Оружие правды

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 13-14 Приносили к Нему (Христу) детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие

Когда душа ребенка, или «одного из малых сих, верующих в Меня» (Христа) (9:42) тянется ко Христу, а кто-либо (родные, друзья) будет препятствовать им, тогда препятствующий, конечно, грешит. Душа ребенка тянется к сродному, а сродное для нее — Бог и Божие Царство, потому что душа ребенка не искажена грехом, а Бог и Божие Царство и есть правда, не искаженная грехом. Значит, в общении с Богом чистая душа находит себя, и растет, и крепче утверждается в Правде. Препятствие на пути к Богу есть насилие над душой, ее лишение самой нужной для нее пищи, ее недопущение в сродную среду. Так как недопущение души в сродную среду и насильственное удержание в среде несродной нарушает правду жизни, то оно и есть искажение жизни и грех. Почему и «вознегодовал» Господь даже на Своих учеников, когда они обнаружили такое непонимание правды жизни и непонимание глубокой правды естественного тяготения детской души к Богу. И ты лучше всякой игрушки, лучше баловства ребенка в пище, отвори ему окошечко в небо и дай его душе подышать Божией жизнью.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 13-16 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

     О благословении детей Спасителем у ев. Марка рассказывается несколько подробнее, чем у ев. Матфея, с некоторыми особенными чертами (ср. Мф.19:13-15 и прим.).

     «Чтобы Он прикоснулся к ним»: чтобы возложил на них руки, помолился о них и благословил их.

     «Вознегодовал»: черта, указанная только ев. Марком. Вознегодовал потому, что ученики делали то, что Он не одобрял, чего Он не повелевал и что было и само по себе делом недобрым. Негодование – на своих учеников, хотя вызванное может быть добрыми их целями и намерениями.

     «Кто не примет Царствия Божия» и пр.: надлежит принять Царствие Божие в свое сердце, чтобы быть принятым в него. Царство Божие, которое принимается в сердце, есть Христос с Его благодатью и учением; Царство Божие, в которое принимаются, есть общество верующих в Христа или церковь Его.

     «Как дитя»: см. прим. к Мф.18:3, т. е. с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, как чистое дитя.

     «И, обняв их» и пр.: выражение глубокой чистой любви к чистой природе дитяти, в которой заключается высший образ чистой и невинной человеческой природы в ее восстановлении искуплением Христа. Родители принесли детей к Господу с тем, чтобы Он только коснулся их; Господь делает больше: Он обнимает их, возлагает на них руки и благословляет их в научение не допускавших их к Нему учеников и всех своих последователей.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-16 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их

(См. Мф.19:13–15).

Евангелист Марк говорит, что детей ко Христу «приносили». Это указывает, что под «детьми» он понимает младенцев в самом раннем возрасте. От «прикосновения» ко Христу дети, по верованию приносивших их, должны были получить здоровье (ср. Мк. 1:41, 3:10).

«Вознегодовал» Христос на учеников ввиду их непонимания того, что и дети не должны быть исключаемы из числа членов Царствия Божия.

«Кто не примет Царствия Божия как дитя», т. е. кто не примет сейчас проповеди о грядущем Царстве с детской доверчивостью, кто не уверует всем сердцем во Христа.

«Тот не войдет в него», т. е. в будущее славное Царство Божие, которое откроется в конце времени.

«И, обняв их…» Правильнее: Он брал их на руки, возлагал на других Свои руки и благословлял их.

Это место издревле справедливо признавалось основным пунктом в доказательствах, приводимых в пользу обычая крестить и младенцев.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 13-14 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие

Когда кончил Иисус Христос Свое учение о браке, тогда подвели к Нему детей, да коснется (чтобы Он прикоснулся) их, т. е. для благословения. У Евреев был обычай, когда испрашивали кому-либо особенное благословение Божие, возлагать руки на голову того (Быт. 48:14; Мф. 9:18). Они придавали великую важность молитвам и благословению святых и благочестивых людей (Чис.22:6; Лк. 2:28). Вот почему матери приводили детей своих к Иисусу Христу – для благословения.

Ученики не допускали (прещаху) приносящих. Не допускали потому, что думали, что это отвлечет Господа и помешает Ему в занятии другими важными делами и беседой с народом. Господь запретил делать это Апостолам, сказав: оставите (пустите) детей приходити ко Мне и пр, Еванг. Марк говорит, что Иисус Христос даже вознегодовал на Апостолов, запрещавших матерям подводить к нему детей. Так неугодна была для Него их услуга, как дело недоброе, непохвальное, хотя быть может она была вызвана и добрым намерением.

Тацех (таковых) бо есть царствие Божие. По сему поводу, – пишет один из духовных писателей, – Господь хотел показать, что неразумные малютки – младенцы должны были войти в Его церковь, чрез таинство крещения, и быть наследниками Его царства, несмотря на свой младенческий возраст. Он Сам имел совершенно чистую детскую душу, и с радостью останавливал Свой Божественный взор на невинных малютках, созерцая в них отражение Своего образа. Он отдыхал при этом Своей человеческой душой после разговора со своими хитрыми и непримиримыми врагами – фарисеями и книжниками. Невинность, доверчивость, простота, искренность, ласковость, беззаветная преданность детей были любезны нашему Господу, и Он всегда ставил детей в образец для Своих последователей, ласкал и обнимал их (Тр. л.).

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крещении младенцев.
 

Мк.10:13-16. Если бы крещение детей излишне было, то излишне было бы молитвенное возложение рук и благословение их: Мф.19:13; Господь не сказал: «этих» детей, а таковых есть царство небесное, стало быть, разумеются все дети, необходимость крещения коих видна из Рим.5:12; Ин.3:5; Деян.2:38-41;18:8.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible