Скрыть
Зашто вичеш тако јако? Нема ли цара у теби? Еда ли изгибоше твоји савјетници, те те обузеше болови као породиљу?

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-9 И ты башня стада, мрачная дочь Сиона, до тебя приидет и дойдет прежнее могущество, царство дочери Иерусалима. Почему же ты теперь угнетаешься печалию? Разве нет у тебя царя: или погиб советник твой? что тебя схватили муки как бы родильницы

Под мрачною или нечистою башнею стада, что́ Евреи перевели Орhel (И2б33л), мы не можем понимать ничего другого, как только ту башню, о которой говорит пророк Исаия: И создал башню посреди его, т. е. виноградника. Виноградник же Господень есть дом Израиля (Ис. V, 2, 7). Пока эта башня имеет точило, т. е алтарь, а в окружности ограду, именно помощь Ангелов, и дикий вепрь – диавол не входит в виноградник, она не загрязнена и не покрыта мраком, но получившая от Господа, Истинного Света, имя, называется градом, который не может укрыться, стоя вверху горы. Эта башня, бывшая когда-то башнею стада и народа Божия, в настоящее время (так как злые наемники убили сына отца семейства (Лук. XX) загрязнена и покинута и под именем Ариель вопиет от земли в лице Исаии. «И эта башня есть дочери Сиона,» или, как на греческий язык переводит Симмах: Сама есть дочь Сиона (Ис. XXIX), и до нея приидет Бог, или власть первоначальная, которая есть царство дочери Иерусалима. А первая власть, или первоначальное господство, которое приидет к этой башне, есть Тот, Который изрек: Я есмь алфа и омега, начало и конец, первый и последний (Откр. 22:13), и который от лица принятого на себя человеческого естества сказал в Притчах: Господь сотворил Меня в начале путей своих на дела Свои (Притч. VIII, 22), или как пишется в Еврейском. «Господь владел Мною», ибо саnani (Иknnй) обозначает «не создал меня», а владел мною и имеет меня. И пришла первая власть и царство дочери Иерусалима, чтобы потом после первой пришла и вторая власть, ибо как Он Сам [о Себе] говорит с твердостью: Я есмь свет миру (Ин. VIII, 12), так и ученикам Своим дает [право] называться cветом мира и говорит им: Вы есте свет мира (Мф. V, 14). Но называя себя в Евангелии истинною виноградною лозою, Он говорит о верующих чрез Иеремию: Я возделал тебя в плодоносную лозу вполне истинную (Иерем. II, 21); а так как Он есть хлеб живой, сходящий с неба, то я ученикам дал [право] называться хлебом; посему Апостол и говорит дерзновенно: Ибо все мы есмы один хлеб (1Кор. X, 17). Итак, власть первая и царство в Иерусалиме наступит таким образом, что Он сделает верующих в нем владыками и царями. Слова же: «И наступит» [или: «да наступит»] «владычество первое, царство дочери Сиона, и от» [или: есть от] «Вавилона», которые читаются в некоторых книгах, прибавлены, – будем знать это, – после, ибо ни к еврейском, ни у других переводчиков их не имеется. Мне кажется, что они заключают указание [Семидесяти] на Вавилонское пленение, потому что народ, выйдя оттуда, придет в Иерусалим. Следуют слова: «И ныне почему ты угнетаешься печалию?» или как написано у Семидесяти: «И ныне почему ты познала бедствия?» Почему тебя угнетают скорби, или почему ты познала бедствия, говорит он, – ты, к которой имеет придти Господь и власть первая, и царство? Но на [вопрос] немедленно дается ответ и говорится: „Потому, что царя нет у тебя; потому, что советник твой погиб; потому, что тебя охватила скорбь, как бы родильницы». Слова же: «Почему ты познала бедствия» должны быть принимаемы в том смысле, что всякий, кто заслужил и терпит бедствия, называется познавшим бедствия и незнающим благ, – что также согласно с словоупотреблением первой книги Царств: Сыновья же Илия, сыновья погибельные, не познали Бога (1Цар. II, 12) и в другом месте: Кто соблюдает повеление, тот не познает слова злого (Екклес. VIII, 6). И грешникам Господь говорит: Отступите от Меня все делающие неправду, ибо Я не знаю вас (Псал. VI, 9; Матф. VII, 21). Наоборот о Гоcподе [говорится]: Его, который не познал греха, ради нас Он сделал грехом (2Кор. V, 21), подразумевается Бог Отец. Под Царем же и Ангелом Великого Совета разумеется Спаситель, Который был погублен за неверующий народ, и Которого объяли скорби как бы родильницу. Вот Израиль, который думал, что держит власть, внезапно был опустошен; и как женщина, имеющая родить, не может избежать болезни, так и он не мог избежать и устранить угрожающий ему плен и войско, расположенное вокруг города. Если мы будем читать Писания, то нигде не найдем, чтобы святые жены рождали в болезнях, за исключением Рахили, которая была в пути и на гипподроме, т. е. месте конских бегов, [коней] продаваемых в Египте, и родила сына скорби, которого отец назвал впоследствии сыном десницы (Быт. XXXV, 16–18). Ева, изгнанная из рая и слышавшая слова: В болезнях будешь рождать (Быт. III, 16) описывается, как рождавшая в болезнях. Жена Финееса, связанная [муками родов] и не могущая подняться подобно той, которую, по словам Евангелия, связал сатана (Луки ХIII, 16), родила [внезапно] после того, как узнала, что ковчег Божий взят неприятелем, а народ потерпел поражение (1Цар. IV, 19). Сара же по рождении Исаака воскликнула: Смех сделал мне Господь, ибо кто ни услышит, будет торжествовать со мною (Быт. XXI, 6); это потому, что она была святая и уже утратила женственное. Итак скорби, охватившие башню стада, суть скорби и муки смерти, которые охватили даже Спасителя и как бы превозмогли [Его]; но, конечно, они не могли преодолеть Его вполне, как Он сам говорит в Псалме семнадцатом: Объяли Меня болезни смертные и потоки беззакония устрашили Меня и скорби ада окружили Меня (Пс. ХVII, 5). Некоторые думают, что под оскверненною и темною башнею и дочерью Иерусалима, нужно понимать Иерусалим небесный, который есть мать святых, о котором и Апостол говорит: Приступили к горе Сион, ко граду Бога живущего, Иерусалиму небесному (Евр. ХII, 22), который до того времени будет загрязненным, пока сыны его не приведутся к нему, и пока не будет в нем советника и не возьмут его скорби, как бы родильницы; потому что видя столь великое число умерщвленных сынов [своих, он будет скорбеть, что] напрасно рождал он их.

Книга толкований на пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8 А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство – к дщерям Иерусалима. 

Ст. 8 И ты столпе паствы мгляный, дщи Сионя, к тебе приидет, и внидет власть первая царство из Вавилона. 

Так иносказательно именует Иерусалим и блаженный Исаия, вернее же сказать, его устами Сам Бог всяческих. Ибо сказав: «насадих лозу избранну, и предточалие ископах в нем», присовокупил: «и создах столп посреде его» (Ис.5:2), столпом называя храм, из которого, по-видимому, охранял виноград. Сей-то столп блаженный Михей называет «мгляным» [окружённый или покрытый мглой] за нечестие Иерусалимлян; потому что, возмутив чистоту жития по закону, как некую мглу привил собственное свое нечестие. Пророк угрожает им воинством Вавилонян; потому что Навуходоносор, едва только пряв скипетр, ополчился на них в третий год царствования Иоакима. Почему Вавилонское царство назвал Пророк «властию первою», так как Навуходоносор вскоре по восшествии своем на царство вступил в поход. Потом, как бы посмеиваясь, Пророк вопрошает:

Ст. 9 Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как рождающую?

Ст. 9 И ныне вскую познала еси зло? не бе ли тебе царя? или совет твой погибе, яко обыдоша тя болезни, аки раждающия?

От чего, говорит Бог Иерусалиму, испытал ты бедствия сии; были у тебя советники, способные найти, что было нужно; для того испросил ты себе и царя, чтобы подвергался опасностям, за тебя в бранях, и ты немедленно получил его; потому что исполнил Я прошение твое. Поэтому дознай, что немалой не принесут тебе пользы и советники, и благоразумие советников, и царская защита.
 

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как рождающую? Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих

Предстоящий Иуде плен

В ст. 9-10 пророк говорит о предстоящих народу бедствиях - взятии города и отведении народа в плен. Пророк как бы слышит крики и вопли народа. Вместо евр. для чего же ныне ты так громко вопиешь? (tharij rea) в слав. с греч. : «и ныне вскую познала ecu зло», так как LXX читали, очевидно, thedii (от jadah звать) rа. - Разве нет у тебя царя?: вопрос пророка понимают (Кейль, Юнгеров) или как предположение о причине скорби (погибель царя), или в смысле ироническом, как указание на то, что и царь, т. е. внешняя сила, на которую так надеется народ, не защитит его (Новак). - Или не стало у тебя советника (LXX Boulh, слав. «совет»): государственные советники, как видно из библейских указаний (2Цар XV:12; 3 Цар ХII:1-7; 1 Пар ХXVII:32-33; Ис I:26; III:3), в Иудейском царстве имели весьма важное значение, находились около царя и оказывали влияние на весь ход народной жизни.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible