Скрыть
И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И буду свидетель скор на чародеи, на татей и на прелюбодейцы. Законом повелено было народу не оказывать снисхождения к соделавшему грех, и убийцу убивать, татя и прелюбодея побивать камнями, В другом смысле слова сии: буду свидетель скор, относятся к Иоанну, который свидетельствовал о непотребстве Иродиады и обличал ее.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2 – 6 начало: Вот Он идет, говорит Господь воинств, и кто может помыслить о дне пришествия Его, и кто станет для созерцания Его. Ибо Он как бы огонь, плавящий и как бы трава суконщиков. И сядет Он, чтобы плавить и очищать как бы [Вульг. не имеет: как бы] серебро, и очистит сынов Левия и процедит их, как бы золото и как бы серебро, и будут они приносить жертвы Господу в правде. И будет угодна Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни века, как в годы древние. И Я приступлю к вам в суде, и буду скорым свидетелем [обличителем] для злодеев и прелюбодеев, и дающих лживую клятву, и неправильно рассчитывающих плату у наемников, и клевещущих на вдов и сирота, и угнетающих чужестранца и не боявшихся Меня, говорит Господь воинств

Выше мы читали обращенный ко Господу вопрос со стороны тех, которые говорят «Всякий, делающий зло, является добрым в очах Божиих, и таковые угодны ему; или если не угодны, то где же Бог правосудия [на них]? Другими словами: «где истинность суда»? Для разрешения этого вопроса слово Господа дает такой ответ: Я пошлю вестника Моего, который приготовит путь Мой, и придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете, Который есть судия истины», о чем говорится в Псалме: Боже, дай суд Твой царю и правду Твою сыну царя (Пс. LXXI, 1), ибо: Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну (Ин. V, 22). И Он есть Ангел завета, Которого вы ищете, Которому злое не угодно, Который на суде не взирает на лице человеческое (Кол. III, 25), Который не изменяется ни движимый милосердием, ни побуждаемый строгостию, ибо чаша в руке Господа наполнена чистым нерастворенным вином и Он наклонил отсюда туда (Пс. LXXIV, 9), т. е. милосердие умеряет справедливость, а справедливость – милосердие. Итак Он вслед затем быстро придет к храму Своему, т. е. в Церковь. И кто может помыслить о дне пришествия Его. Если же вследствие величия могущества Его никто, то кто может перенести Его? И кто станет для того, чтобы созерцать Его, т. е. кто может, имея слипающиеся, почти закрытые глаза, созерцать сияние Того, Который есть Солнце правды, носящее на крылах своих спасение. Он придет, как огонь расплавляющий и как трава, которую употребляют суконщики для мытья, ибо огонь будет пылать на лице Его и вокруг Его сильная буря (Пс. XLIX, 4). Тогда Он призовет небо свыше и землю, чтобы рассудить народ Свой; тогда потоки огня, покрывая всех грешников, увлекут их пред Ним. А огнем называется Господь и огнем поядающим (Втор. IV, 11, 12), как, – выражаясь на нашем языке, – сено и солому. Но Он но огонь только, а и трава суконщиков, называемая по-еврейски borith (בורית), а у Семидесяти переведено πόαν [от πόα], т. е. трава суконщиков. Он есть огонь, расплавляющий и поядающий для тех, которые тяжко согрешили; а для тех, которые допустили незначительные грехи, Он есть трава суконщиков для того, чтобы омытым подавать им чистоту, соответственно тому, что написано у Исаии: Омыл Господь нечистоту сынов и дочерей Сиона и очистил кровь из среды их духом суда и духом огня (Ис. IV, 4). Те, которые имеют нечистоту, нуждаются в духе суда, чтобы быть омытыми; а те, которые наполнены кровию, нуждаются в духе огня, чтобы была уничтожена кровь, которою они покрыты снаружи. И будет Он сидеть как расплавляющий и очищающий как бы серебро, чтобы, как говорится у пророка Иезекииля, было сожжено в горниле Господа, то, что есть в нашем золоте и серебре, т. е. в разуме и слове, смешанного с медью, оловом, железом, свинцом, чтобы осталось чистое золото и серебро. Посему Господь и говорит в Евангелии: Огонь пришел Я низвести на землю и как хочу, чтобы он возгорелся (Лк. XII, 49) И очистит Он сынов Левия, ибо пришло время, чтобы в доме Божием начался суд (I Пет. IV, 17); и в другом месте пишется: Начните от святых Моих (Иез. IX, 6). А под сынами Левия понимай всякое священническое достоинство. Если же священники должны быть очищены и омыты, чтобы осталось чистое золото и серебро, то что сказать относительно остальных? Когда они будут очищены и омыты, тогда принесут Господу праведные жертвы, и богоугодно будет священнодействие их жертвы, которую они принесут за Иуду и Иерусалим, т. е. за тех, которые исповедуются Господу и мысленно созерцают мир Его; «как дни века, как дни древние», [т. е.] как первоначально они были угодны Богу, так и после греха и покаяния они будут снова угодны Ему, когда будут очищены от всякой греховной скверны. И приступлю, говорит, к вам в суде и буду обличителем скорым. Какой страшный суд, когда Он сам будет и обличителем и судиею; обличителем же для всех злодеев и прелюбодеев, ибо сии преступления вкрадываются тайно, а потому теперь они выводятся на свет (in medio), чтобы далее они уже не скрывались. После злодеев называются прелюбодеи, после прелюбодеев – дающие ложную клятву, после дающих ложную клятву – те, которые ложно высчитывают плату наемника, не желая платить за исполненный труд, сколько следует. Вдов и сирот (подразумевается) оклеветывают, и угнетают чужеземца и иноплеменницу, т. е., как кажется, оглашенного, который еще не сделался гражданином в Царстве Христовом; и хотя бы они и не сделали всего этого, однако для наказания их достаточно и одного преступления, именно того, что они не боятся Бога. И так, мы никоим образом не считаем маловажными грехами ложную клятву, недоплату трудящемуся заработанной платы, поругание над сиротами и вдовицами и угнетение иноплеменницы и чужеземца; ибо эта грехи приравниваются к злодеяниям, отравлению и прелюбодейству. – Сказанное нами мы понимаем и в отношении к действительным прошедшим событиям, и в переносном смысле относительно настоящего времени, так что обращенное в свое время к вождям иудейским ныне имеет силу в отношении к владыкам Церкви. А следующие слова: Я есмь Господь, и не изменяюсь прибавляются Им потому, что выше Он сказал: Он как огонь расплавляющий и как трава суконщиков, с тем чтобы мы не думали, что Он не изменяет природу Божества, когда пред нами является с именем то Ангела, то огня, то borith [herba трава].

Толкование на пророка Малахию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И прииду к вам с судом, и буду свидетель скор на чародеи и на прелюбодеицы, и на кленущыяся именем моим во лжу и на лишающыя мзды наемника, и на насильствующыя вдовицу и пхающыя сирыя, и на уклоняющыя суд пришелца и на небоящыеся мене, глаголет Господь вседержитель

И здесь опять речь продолжает для нас соответственно цели предмета (пророчества). Неразумные израильтяне говорили: «всяк творяй зло, добро пред ним, и в них сам благоволи: и где есть Бог правды?» (Мал. 2:17) Что служило предлогом для столь ужасной необузданности языка, о сем уже было сказано. Впрочем, должно будет сказать опять. Поскольку некоторые из священнослужителей и также из других, кои были знатнейшими и отличались высшими почестями, неосторожно доходили до всякого рода беззакония и лукавства, и Бог казался им долготерпеливым сверх меры (ведь Он добр, благ, милостив и человеколюбив), то по нему некоторые изрыгали слова (хульные) от чрезмерного малодушия. Но Он ясно открыл, что некогда будет переход к лучшему поставленных на священнослужение, когда Христос преобразует их в обновление жизни и переведет к благоустроению и к славному поведению и жизни. А что преданных злу Он не примет тогда и не удостоит похвал и наград, но осудит их и положит наказание беззаконно жительствовавшим, это разъясняет в словах: «и прииду к вам с судом», то есть явлюсь как Судия, «и буду свидетель скор», очевидно, по собственному побуждению, а не призванный кем-либо; ибо буду присуждать наказание злым и произносить осуждение над ними, при отсутствии какого-либо другого защитника их преступлений, но, как Бог, ведая явное и тайное и в совести (их собственной) имея свидетельство против каждого из согрешивших. И божественный Павел сказал негде, что живущие по всей земле предстанут некогда пред Судией (2Кор. 5:10), «между собою помыслом осуждающым или отвечающым, в день, егда судить Бог тайная человеком, по благовестию моему, Иисусом Христом» (Рим. 2:15–17). Заметь потом, каким образом согрешившие и тайно, и явно, говорит, должны будут явиться на суд. Сначала называет «чародеев и прелюбодеиц», потом «кленущыхся во лжу». Скрытно ведь это делается и тайно, ибо кто станет чародействовать явно? Или разве захочет прелюбодеица быть видима кем-либо? Думаю, что и решившиеся на клятвопреступления стараются скрыть это. Как безрассудных обвиняет таких блаженный Давид в словах: «разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся: насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли?» (Пс. 93:8–9) Для Бога совершенно нет ничего недоступного зрению, Он один ведает тайные и явные из зол. Но вышеназванные прегрешения совершаются тайно и как бы во тьме. Потом присоединяет к ним и явные, разумею «лишение наемника» платы, угнетение и насилие, которое могут учинять некоторые над слабейшими, то есть над вдовами и сиротами. Наконец присовокупляет к ним и низвращающих праведный суд и не боящихся Его. Таковыми же могут быть и другим каким образом, кроме только что сказанных нами, оскорбляющие Бога. Итак, «буду, – говорит, – судия и свидетель скор», и по своему побуждению, на «чародеев и прелюбодеиц», и совершителей других зол. Вероятно на таковые в то время дерзали некоторые, и из-за них многие говорили хульные слова на Бога (Мал.2:17).

Посему надлежит всеми силами избегать зла и обращаться к лучшему, и стараться совершать то, чрез что каждый мог бы получить всякую похвалу и благонравие; ибо таким образом избежит и божественного гнева, имеющего постигнуть обвыкших грешить. Получит он награды и славу, кои дарует Бог любящим Его.

Толкование на пророка Малахию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 4-5. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

   
Потому что она не временная, но вечная. После сего Бог снова начинает живущим в нечестии угрожать наказанием. Ибо говорит: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев».
    Скоро наложу наказание за злыя дела, которыя видел; Мне не нужны другие свидетели; Я Сам самовидец лукавства. Накажу, как за чародейство, так подобно сему и за прелюбодеяния, накажу осмеливающихся ложно клясться, пользующихся трудом наемников и нехотящих отдать им плату, одним словом накажу всякого, кто властительски поступает с оплакивающими сиротство и вдовство, решается неправо судить странников и пришельцев, и кто не страшится Моего суда; не потерплю, чтобы обиженные оставались пренебреженными.

Толкование на пророка Малахию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф

Что касается простых евреев, то и их будет судить Иегова за разные преступления против закона Моисеева. Бог будет обличителем или, точнее, свидетелем против евреев на этом суде. Он будет судить — Он же будет и подтверждать виновность подсудимых, как Всеведущий. Таким образом, судебный процесс будет совершаться скоро (скорым обличителем). О преступности чародейства см. Лев. XX:27, прелюбодействаЛев. XX:10, ложной клятвыИсх. XX:7, обиды наемниковЛев. XIX:13, притеснения вдов и сирот, и пришельцевВтор. XXIV:17.

См. также Толкование на Мал. 3:1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible