Скрыть
во вся́ дни́ опустѣ́нiя сво­его́ воспра́зднуетъ, я́же не пра́зднова въ суббо́тахъ ва́шихъ, егда́ живя́сте на не́й.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

26:34  Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения ; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои;
26:35  во все дни запустения будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней.  

       Что значит сказанное: «тогда удовлетворит земля и удовлетворит себя за субботы свои во все дни запустения своего»?


Следующее за сим служит этому объяснением. Ибо сказал: «когда вы будете в земле врагов ваших», потому что семьдесят лет жили в Вавилоне рабствуя. От царствования же Саулова до плена считается четыреста девяносто лет; седьмая часть сего есть семьдесят. Поэтому сказанное значит, что земля останется незасеянною и невозделанною, потому что будете вы жить в земле чужой за то, что вместе с другими законами нарушали и заповедь о субботе. Ибо присовокупил: «воспразднует земля, яже не празднова, егда живясте на ней». Но присоединил и другую угрозу: «оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует, и так далее» (Лев.26:36). И сие предсказание исполнилось. Ибо во время осады Иерусалима халдеями, когда многие были убиты в сражениях, многие истреблены голодом, а взятые в плен переселены в Вавилон, избегшие вражеских рук, убоявшись нового нашествия халдеев, бежали в Египет. И сие ясно открывает нам пророчество божественнейшего Иеремии. Впрочем, после угроз Бог обещал и доброе, предвозвестив и возвращение из плена, не за их заслуги, но за благочестие предков. Ибо сказал: «и помяну завет Иаковль и завет Исааков, и завет Авраамль» (Лев.26:42). «И помяну завет их первый, егда изведох их из земли Египетский, из дому работы пред всеми языки, еже быти Мне Богу их; Аз есмь Господь» (Лев.26:45). А сим показал и причины человеколюбия, ибо говорит: «Ради обетований, данных отцам их, терплю их беззакония, потому что все народы из необычайных чудес познали, что особенное попечение имею о них и Моим народом именуются они». Упомянул же Бог о первом Иакове, потому что он один был прародителем всем им. Исаак же был родоначальником и идумеев, Авраам – и израильтян, и происшедших от Хеттуры. Посему, начав снизу, восшел по порядку до Авраама, с которым первоначально постановил завет.

Толкование на книгу Левит

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 34-35 Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; во все дни запустения своего будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней

Глубокая и горькая ирония: народ не сохранял закона Божья о субботнем годе, и вот теперь, за время пребывания его в плену врагов, земля Палестины, уже без участия доброй воли Израиля, отпразднует субботние годы. По иудейской традиции (ср. блаж. Феодорита, вопр. 37), 70 лет плена были точною заменою отпущенных без празднования 70 субботних годов со времени Саула (за 490 лет до плена). Так земля Божия свергнет с себя недостойных жителей (ср. ХVIII:26–30; XX:22).

См. также Толкование на Лев. 26:14

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible