Скрыть
И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!

Если угодно, послушаем и саму историю. И было, - сказано, - слово Господне к Ионе: встань, иди в Ниневию, город великий (Ион. 1:1-2). Бог, предвидя бегство пророка, с самого начала хочет возбудить [в Ионе] жалость величием города. Но послушаем и проповеди. Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион. 3:4). Для чего же наперед говоришь о том зле, которое хочешь сделать? Для того, что не сделаю того, о чем говорю наперед. Для того Он угрожал и геенной, чтобы не отвести в геенну: пусть, говорит, устрашают вас слова - и не опечаливают дела. А для чего он ограничивает срок столь кратким временем? Для того, чтобы ты и узнал добродетель иноплеменников - иноплеменников, то есть ниневитян, которые в три дня могли утишить такой гнев [Божий] на их грехи. И подивился человеколюбию Бога, Который удовольствовался трехдневным покаянием за столь великие беззакония, и сам ты не впадал бы в отчаяние, хотя бы и без числа согрешил.

О покаянии 5.4

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3–4 И встал Иона, и пошел в Ниневию по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня пути. И начал Иона входить в город по пути одного дня

Иона немедленно исполнил то, что ему было повелено. Ниневия же, в которую отправился пророк, была большим городом и столь обширным, что ее едва можно было обойти в три дня пути. Но он, помня повеление и прежнюю бурю, поспешно совершил трехдневный путь в продолжение одного дня, хотя некоторые это просто объясняют таким образом, что он проповедовал только в третьей части города, и слова его проповеди тотчас достигли до прочих жителей. О Господе же нашем в собственном смысле говорится, что Он востал из мертвых и проповедовал слово Божие, когда послал апостолов крестить тех, которые были в Ниневии, во имя Отца и Сына и Святого Духа, то есть путем трех дней. Это таинство спасения человеческого составляет также путь одного дня, то есть совершается чрез исповедание единого Бога, при проповеди Ионы не столько апостолам, сколько чрез апостолов. Ибо Он сам говорит: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20). Никто не может сомневаться в том, что Ниневия есть город великий у Бога, потому что мир и все чрез Него произошло, и без Него ничто не произошло (Ин. 1, 3). Должно заметить также, что не сказал «трех дней и ночей», или «одного дня и ночи», но вообще, «дней» и «дня», чтобы показать, что в таинстве Троицы и в исповедании единого Бога нет ничего темного.

И возглашал он и говорил: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена. Число три, которое стоит в переводе LХХ, ее соответствует покаянию, и я не мало удивляюсь тому, почему так переведено, когда в еврейском языке нет ничего общего между этими словами ни в буквах, ни в слогах, ни в звуках; потому что три называется salos, а сорок – аrbaim. Сверх того, и пророк, посланный в столь далекий путь из Иудеи в Ассирию, требовал покаяния, достойного его проповеди, чтобы старые и гнойные раны были врачуемы чрез долговременное прикладывание пластыря. Далее, число сорок применимо к грешникам, посту, молитве, вретищу, слезам и продолжительным молениям. Поэтому и Моисей сорок дней постился на горе Синае (Исх. 34), и Илия, когда убегал от Иезавели, по возвещении голода земле израильской и при угрожающем ей свыше гневе Божием, постился, как написано (3Цар. 19), сорок дней. Также сам Господь, истинный Иона, посланный для проповеди миру, постился сорок дней и, оставляя нам наследие поста, чрез это число приготовляет души наши к вкушению тела Своего. Что же касается выражения «возглашал», то чрез это исполняются евангельские слова: «стояше» и возглашал в храме, «глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37). Ибо все слова Спасителя, как соcтавлявшие проповедь о великих предметах, называются возглашением (сlamor).

Толкование на книгу пророка Ионы

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 1-4 И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена

Зачем нас спрашивают, прообразом чего было то, что пророк, проглоченный этим чудищем, был на третий день извергнут живым, когда Сам Христос разъяснил это? Род лукавый и прелюбодейный, - сказал Он, - ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39-40). <…> Ибо как Иона - с корабля во чрево кита, так Христос - с древа в гробницу, в глубины смерти. И как тот [пострадал] за тех, кто был застигнут бурей, так и Он за тех, кто блуждает в море века сего. И как вначале было приказано, чтобы Иона пророчествовал ниневитянам, но не прежде пришло к ним пророчество Ионы, чем низверг его кит, - так и слово Божие было послано к язычникам, но пришло к ним не прежде воскресения Христа.

Письма 102

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-4 И воста Иона, и иде в Ниневию, якоже глагола Господь: Ниневия же бяше град велик Богу, яко шествии пути трех дней. И начат Иона входити во град, яко шествия пути дне единого, и пропоповеда, и рече: еще три дни, и Ниневия превратится

Пророк отправляется в путь и одушевившись горячим усердием, выходит на дело. Повинуясь божественному повелению, он отважно входит в иноплеменную Ниневию, город обширный и занимающий такое большое пространство, что требовалось три дня пути, если бы кто хотел обойти его кругом; он проходит чрез него в один день, или, как думают другие, путешествуя по нему в продолжении одного дня, он возвещал божественное определение. Удивительным конечно явлением был (для Ниневитян) пророк, муж еврейский, пришедший из иной страны, и вероятно никому из здешних жителей неизвестный, шествующий по средине города, восклицая и говоря: «еще три дни, и Ниневиа превратится». Обрати здесь внимание и тщательно рассмотри следующее обстоятельство: Бог всяческих повелел проповедывать о Ниневии: «яко взыде вопль злобы ея ко Мне» (Ион. 1, 2); Пророк же, находясь в ней, говорит: «еще три дни, и Ниневия превратится». Что же мы скажем на это? не произносил ли он ложь, и не говорил ли от собственного сердца, а не от уст Господа, как думают некоторые? He скажем этого, напротив, мы утверждаем, что пророки часто указывают на способ своего посольства. Что Господь говорил ему: «востани, и иди в Ниневию, и проповеждь в ней, яко взыде вопль злобы ея ко Мне» (Ион. 1, 2), – об этом мы ясно слышали тотчас в начале пророчества; a чтобы и сам Пророк говорил что-либо Богу, – об этом мы не знаем. Но впоследствии мы найдем его говорящим так: «о Господи, не сия ли убо словеса моя» и дал. (Ион. 4, 2). He видишь ли, что здесь весьма многое пройдено молчанием и сказано Богом тайно, равно как и устами пророка к Богу? Итак словам святых следует усвоять истину: ибо никак не могут говорить ложь те, которые в изобилии обладают Духом истины.

Толкование на книгу пророка Ионы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

     Предпочесть же то, что проповедующий в три дня мог обойти весь город принуждает меня присовокупленное. Ибо сказано:

     Ст.4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!

     
Не прямо Пророк идет городом, но обходит торжища, улицы, переулки, и проповедует. Акила же, Симмах и Феодотион сказали: «сорок дней»; с ними согласны и сирский перевод и еврейский текст. И число сие имеет вероятность; потому что иначе тремя днями ограничится время, в которое Иона обошел весь город, и Ниневитяне, принеся Богу многотрудное покаяние, сподобились от Него спасения, и Пророк, сидя у городских ворот, ожидал исполнения пророчества. Потому кажется мне, что вернее сорокадневный срок. Вероятно же и семьдесят согласно с прочими переводчиками поставили число сорок, но первые переписчики сделали погрешность в числе, потом уже так изданы и все списки.

Толкование на пророка Иону

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена

покаяние Ниневитян

И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день… Приведенные слова не указывают на то, что Иона шел в одном направлении и прошел в длину города расстояние одного дня (из 3-ех) пути. Еврейское выражение точнее следует передать: «и исходил Иона по городу» значит не в прямом направлении, а как того требовала проповедь. Прибавка, «в один день пути», таким образом, не стоит в связи с последними словами (Ион. 3:3) (на три дня ходьбы) и не относится к определению величины Ниневии, а сделана для того, чтобы показать ревность пророка в проповедании ниневятянам. Останавливаясь с проповедью на площадях, торжищах и улицах, он все же успел исходить по городу такое расстояние, какое совершает в день обычный путник.

…и проповедывал говоря, еще сорок дней и Ниневия будет разрушена. В греческом, а отсюда и в славянском переводах вместо сорок (дней) подлинника стоит три.

Такое чтение следует признать ошибочным, потому что невероятно, чтобы все события III и IV главы — проповедь Ионы ниневитянам, их раскаяние, указ царя о формах покаянного траура, ожидание Ионой исполнения своего пророчества и отмена Божия определения о гибели Ниневии — произошли в короткий трехдневный срок. Вероятнее всего, что и LXX читали в еврейском и перевели не три, а сорок; но позднейшие переписчики букву «μ», обозначавшую сорок, по ошибке заменили сходною по начертанию буквой «γ» — три.

Проповедь Ионы в Ниневии, несомненно, нельзя ограничивать одним только предсказанием о ее гибели через сорок дней. Он должен был обличать злодеяния ниневитян (см. Ион. 1:2) и вместе с тем указывать на возможность спасения через покаяние. Если бы последнего пророк не делал, то у ниневитян не могло бы и явиться такой надежды (см. Ион. 3:8-9), а было бы одно отчаяние.

Но мог ли пророк Иона проповедовать ниневитянам, да еще так всесторонне и успешно, ведь он, говорят, не знал их языка, не знал их жизни, их нравов и грехов. Он был совершенно чужд ниневитянам, и они не могли его понять. Что касается языка, то нужно вспомнить, что ассирийский язык принадлежит к семитическим и с еврейским языком имеет большое сходство, особенно это нужно сказать относительно галилейского наречия, на котором говорил Иона. Отсюда легко себе представить, что Иона мог научиться ассирийскому языку, равным образом, и образованные из ниневитян могли понимать еврейский. Пример знания евреями ассирийского языка, а ассирийцами еврейского в Библии нам известен (см. 4Цар. 18:26–28). Знание же жизни ассириян, нужное для проповеди, у пророка Ионы легко предположить. Ассирия отстояла от границ Израильского царства едва на 200 верст и во времена Ионы она вела с Израилем оживленные политические и торговые сношения. Религия ассириян была сходна с религиями соседних с Израилем языческих народов; грехи ассириян, конечно, имели в себе много общечеловеческого и о многом можно было заключать по внешности жителей и города. Поэтому не только Иона, лично бывший в Ниневии, но и пророки, никогда ее не видавшие, знали и живо изображали ее нравственное состояние (см. Наум. 1–3 гл.; Соф. 2:13–15).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible