Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
а мы – вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень.
Прочие
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Наша жизнь, которая так быстро проходит как тень, слишком кратка для того, чтобы мы могли делать собственные наблюдения о жребии добродетели и порока, о их связи со счастьем и несчастием, о согласии событий мира с Божественною правдою. Мы должны здесь советоваться с опытностью предков и слушать их изречения. В их время жили по 1000 лет (Быт. 5); посему можно было долее наблюдать пути Промысла и рассуждать о них с большею основательностью. Учение предков о мироправлении Божием есть ряд заключений, приобретённых опытами многих столетий; но мы слишком молоды и живём ещё слишком мало, чтобы свою мудрость и опытность противопоставить их мудрости и опытности. Слова этого стиха аллегорически изображают беглую скоропреходчивость человеческой жизни. См. также 14:2; 1Пар. 29:15; Пс. 102:15; 143:4.
Валдад делает здесь заключение ложное. Если человек будет жить тысячу тысяч лет и внимательно следить за всем, что происходит на земле, то всё он не может исследить и проникнуть плана, по которому Бог правит миром. Когда непроницаемая завеса скрывает от него будущность, которая имеет связь с настоящею жизнью, когда, как замечает Екклесиаст (8:14), земля представляет печальное явление, что с добродетельными бывает то, что должно бы быть с порочными, а с порочными, что должно бы принадлежать добродетельным; то надобно наконец смиренно сознаться с ним (ст. 17): я увидел, что человек не может проникнуть всех дел Божиих (плана мироправления) и того, что бывает под солнцем. Хотя бы человек много трудился в исследовании сего, он не может уразуметь. И хотя мудрец скажет: «я хочу испытать это», но ему не доискаться до глубины.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-10 Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их; а мы - вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень. Вот они научат тебя, скажут тебе и от сердца своего произнесут слова
Для сообщения своим мыслям большей убедительности Вилдад выдает их не за личный взгляд: ему, как немного прожившему («мы - вчерашние», «дни наши - тень на земле», ст. 9; ср.: Иов. 14:2; 1Пар. 29:15) и потому мало знающему, можно и не верить, а за глубокое, искреннее («от сердца» - ст. 10) убеждение умудренных долгою жизнью и опытом предков (ср.: Иов. 12:12; Иов. 32:7, 9).