Скрыть
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете; И никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси

Сказав о крещении и рождении, совершающемся на земле по благодати, потом намереваясь приступить к слову и о собственном рождении, неизреченном и непостижимом, Он между тем еще медлит и не приступает. Потом высказывает и причину, по которой не приступает. Какая же это причина? Грубость и немощь слушателей. На нее Он и делал намек, говоря: аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете? Таким образом, где Он говорит о чем-либо простом и маловажном, там это надобно относить к немощи слушателей. Некоторые говорят, что выражение: земная здесь надобно разуметь о ветре, – как бы так Он сказал: Я показал вам пример из земных вещей, но вы и тем не убеждаетесь: как же вы можете понимать предметы более возвышенные? Но если Он здесь называет земным и крещение, не удивляйся. Он называет его так или потому, что оно совершается на земле, или сравнительно с Своим страшным рождением. Наше (в крещении) рождение, хотя и есть небесное, но, в сравнении с Его истинным от существа Отчего рождением, оно – земное. И справедливо, что не сказал: вы не разумеете, но: не веруете. Кто затрудняется и не легко принимает то, что понятно для ума, тот справедливо может подвергнуться обвинению в неразумии; но кто не принимает того, чего нельзя постигнуть разумом, а только верою, тот заслуживает обвинения уже не в неразумии, а в неверии. Таким образом, не позволяя Никодиму испытывать своим умом сказанное, Христос еще сильнее продолжает обличать его в неверии. Если же наше (духовное) рождение надлежит принимать верою, то чего заслуживают люди, испытующие умом рождение Единородного? Но, может быть, кто-либо скажет: для чего было и говорить это, если слушатели не хотели верить? Для того, что хотя они и не хотели верить, но могли принять это и получить отсюда пользу люди последующих времен. Так, со всею силою поражая Никодима, Христос показывает наконец, что Он знает не только это, но и гораздо больше и выше этого, – что высказывает в последующих словах: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси (ст. 13). Какая же, скажешь ты, здесь связь мыслей? Весьма великая и тесная связь с предыдущим. Никодим сказал: вем, яко от Бога пришел еси учитель (ст. 2); это самое теперь Христос и исправляет, как бы так говоря: не думай, что Я – такой же учитель, каковы были многие Пророки, бывшие от земли; Я с неба пришел. Из Пророков ни один не восходил туда, а Я там всегда пребываю. Видишь ли, как и самое по видимому высокое еще слишком недостойно Его величия. Он не на небе только существует, а и везде, и все исполняет. Но Он беседует, еще снисходя к немощи слушателя, чтобы мало-помалу возвести его к высшему. Сыном же Человеческим Он здесь называет не плоть Свою, а, так сказать, всего Себя по низшему естеству [То есть по человечеству]. И обыкновенно Он называл всего Себя иногда по Божеству, иногда – по человечеству.

Беседы на Евангелие от Иоанна

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XXI. Почему Господь сказал Никодиму: «никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший, Сын Человеческий, сущий на небе» (Ин. 3:13)? Если под Сыном Человеческим следует понимать человечество [Христа], то оно с неба не сошло. Если же понимать всё воплощённое Слово, то как ещё не воспринятое [человечество] воспринятым на небесах называется?

Разъяснение. Господь, желая возвести Никодима от иудейской низости (τᾰπεινότητος) к высоте догматов и посвятить в таинство духовного возрождения, когда увидел, что от такой высоты головокружение [у Никодима], изрёк: «Если Я сказал вам о земном, и не верите...» (Ин. 3:12). Поэтому [и] говорит, что никто не взошёл на небо, как только Сошедший с небес, Себя имея ввиду и в восхождении и в нисхождении, поскольку невозможно разлучиться от [воспринятого] человечества Богу Слову, который [как Он] говорит, спустился. Восхождением же [Он] здесь называет [случившееся] не с плотью, но через разные в древности домостроительные [действия], о которых говорит Писание: «Взошёл Бог от Авраама, когда перестал говорить с ним» (см. [[old:gen:17:22Быт. 17:22]]) и подобные этому [места Писания]. Если же Сыном Человеческим после воплощения называется Бог Слово, это неудивительно, поскольку и о царе и полководце, [которые] купив именье или браком сочетавшись прежде, чем стать царём и полководцем, подобно после этого говорят, что царь приобрёл имение или полководец [браком сочетался]. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений»

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах

См. Толкование на Ин. 3:12

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах. И это, по-видимому, не имеет ничего общего с предыдущим. Но если кто внимательно всмотрится в мысль Господа, то окажется, что и это близко относится к предыдущему. Поелику Никодим называл Господа Учителем и Пророком, то Он говорит: не считай Меня за пророка, сущего от земли, посланного Богом учить, но считай Меня сшедшим свыше, как Сына, а не от земли сущим. Никто из пророков не восходил на небо, а только Я один имею взойти, как и нисшел. Услышав, что Сын Человеческий сшел «с неба», не думай, что плоть сошла с неба. Действительно, Аполлинарий так думал, что Христос, имея тело с неба, прошел чрез Деву, как чрез канал. Но поелику Христос, состоящий из двух естеств, был одна Ипостась или одно Лицо, то названия Человека прилагаются к Слову, и опять названия Слова - к Человеку. Так и здесь говорится, что с неба сшел «Сын Человеческий», потому что Он одно Лицо и одна Ипостась. Потом, чтобы ты, услышав «сшедший», не подумал, что сшедший уже не находится на небе, говорит: «сущий на небесах». Итак, услышав, что сшел, не подумай, что Я не нахожусь там; но Я и здесь присутствую телесно и там восседаю со Отцом по Божеству.

Евфимий Зигабен (†1118)

И никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе

Так как выше Никодим сказал: «Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога», – то Иисус Христос здесь поправляет это мнение и как бы так говорит: «Не считай Меня таким учителем, как будто бы Я один из пророков; никто из них не восходил на небо, кроме Меня одного, сшедшего с неба. Поэтому Я приношу высокое учение». Или – сказал: сшедый с небесе, потому что в Ветхом Завете по различным мудрым причинам часто говорится, что Бог нисходит и восходит; так, например, сошед убо узрю, аще по воплю их… совершаются (Быт. 18, 21); сконча же (Бог) глаголя к нему, и взыде Бог от Авраама (17, 22) и многое другое.

Сын Человеческий

Так называется по Своему человечеству Сын Божий. Следует знать, что иногда Он называет Себя по Божеству, а иногда по человечеству.

Сый на небеси

находящийся по Своему Божеству на небе, или небесный. Обрати внимание на то, насколько слова эти, хотя они и кажутся возвышенными, не выражают всего величия Иисуса Христа, потому что находясь на небе, Он не оставлял земли, и, сходя на землю, он не отсутствовал на небе, но был везде, так как Божество – беспредельно. Однако Иисус Христос говорит это, снисходя к немощи слушателя и желая мало-помалу возвысить его ум.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

– Никто не восходил на небо и пр.: связь этого изречения с предшествующей речью следующая: несмотря на то, что вам трудно верить, когда Я буду говорить вам о небесном, Я должен говорить об этом, а вам нужно верить; ибо только Я могу и пришёл открыть вам высочайшие тайны Божии, небесные истины, как сошедший с неба, но постоянно сущий там, куда никто не восходил. Какой же смысл этого изречения? – И во-первых – что значит восходить на небо? Небо, по словоупотреблению библейских книг, имеет много значений. Высшее значение то, что небо есть чисто духовная область, в которой Бог – Дух чистейший совершеннейшим образом являет Себя, и которая вполне, в тайнах своих, недоступна для людей (Ин.1:181Ин.4:121Тим.6:16; Исх.33:20). Св. Ангелы и человеки удостаиваются божественных откровений, но существо Божие недоступно и им; тайны и глубины Божии – небесные доступны им настолько, насколько открыты им Самим Богом, по мере приемлемости их; но в сущности они сокровенны. Познавать эти тайны Божии в их сущности, т. е. познавать самое существо Божие называется иногда на языке священном – восходить на небо, и это представляется совершенно невозможным для людей (Втор.30:11-12; Вар.3:29-30; Притч.30:4). Итак, восходить на небо – выражение не собственное, а образное. Смысл его: иметь совершенное познание об истинах, недоступных для человеческого разума, о тайнах Божиих в их сущности; изречение – никто не восходил на небо значит: никто не знает тайн Божиих, превышающих человеческое разумение; они ни для кого из людей недоступны, ибо сокрыты в Боге. Очевидно, что Спаситель этим изречением противополагает Себя и Своё ведение о Боге всем, прежде получавшим откровения. Это указывает на непосредственность, полноту и совершенство ведения Его о Боге, пред которым ведение других бесконечно мало, ибо никто не восходил на небо, и притом все, получавшие откровение, принимали истины только на веру, а Христос Сам знает эти истины, эти тайны и глубины Божии, и знает совершеннейшим образом (ст. Ин.3:11).
Итак, выражение: никто не восходил на небо равносильно другому и вполне поясняется им: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18); и ещё: и Отца никто не знает, кроме Сына (Мф.11:27). Посему слова: никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий (Мессия) значат: никто не имеет такого полного и совершенного ведения о тайнах Божиих относительно Его Самого и предвечного совета Его о спасении мира, как только Мессия; – Он принёс полное откровение божества в мир; сравнительно с Его откровением все прежние откровения не полны; недоступное никому, сокровенное в Боге, Ему доступно, – разумеется, потому, что Он Сам Бог, что в Нём обитает вся полнота Божества (Кол.2:9-10; ср. Ин.1:19). – Сшедший с небес – значит: Тот, Кто вначале был у Бога (Ин.1:2), сошёл на землю для возвещения тайн Божиих людям, тайн вполне доступных только Ему одному, как участнику в них (Ин.6:38).
– Сын Человеческий, – этим любимым наименованием Себя, которое Господь так часто употребляет, говоря о Себе Самом, Он указывает на Свою человеческую природу – на Своё единство с людьми, которых не стыдится нарицати посему братиею (Евр. 2:11). Он «Сын Человеческий и чрез Адама и чрез Деву, от которых родился, и по закону и сверх законов рождения» (Григ. Б 3:101). Выражение сущий на небесах в сопоставлении со словами сшедший с небес, очевидно, указывает на то, что, несмотря на пребывание Богочеловека на земле среди людей, как Сына Человеческого, Он в то же время пребывает на небесах, т. е. Богом Отцом, как Сын Божий. Равносильное другому выражению – сущий в недре Отчем (Ин.1:18), – это выражение означает нераздельное единение Сына Божия с Богом Отцом по самой природе, указывает на то, что Христос, будучи истинным, совершенным человеком, есть вместе и истинный Бог.
Таким образом, при свете полного новозаветного откровения, в немногих словах рассматриваемого стиха мы можем усматривать следующее учение о лице Мессии: Мессия – Христос, и только Он один, имеет полное, всецелое и совершенное ведение о Боге и высочайших тайнах Его относительно Его Самого, тайнах Царствия Божия на земле вообще и тайнах Царствия Мессии в частности; ибо Он Сам, и по вочеловечении, не перестаёт быть с Богом, – будучи Сам Богом и соединяя в Себе божественную и человеческую природу; Он – Бог сошёл с неба и воплотился для того, чтобы сообщить тайны Божии людям. Следовательно (можно продолжить мысль сию), Ему до́лжно верить безусловно, верить в непреложную истинность учения Его о Боге, о Себе, о Царстве Божием, обо всём, и эта вера в Него как Мессию – Сына Божия и Сына Человеческого есть необходимое условие со стороны человека для получения возрождения и затем участия в благодатном Царстве Его.
Этим учением, с одной стороны, сообщалось Никодиму, хотя и прикровенно, истинное понятие о лице самого Иисуса Христа, давалось ему заметить ошибочность высказанного им прежде взгляда на Него. Из сих слов он должен был заключить, что Иисус не обыкновенный пророк – учитель, чудотворец, подобный другим пророкам, прежде бывшим, но лице особенное, божественное, явившееся во плоти, Сыном Человеческим. С другой стороны, сим Христос раскрыл Никодиму истинное учение о Мессии, такое учение, которое не было открыто так ясно в Ветхом Завете.
Это учение, без всякого сомнения, превышало понятия Никодима о Мессии, даже противоречило им: иудеи ожидали в лице Мессии чрезвычайного посланника Божия, Который, когда придёт, возвестит им всё (Ин.4:25) и Который пребывает вовеки (Ин.12:34); но думали, что Он будет человек, по крайней мере не Бог, и впоследствии, учение Христа о Его единосущии со Отцем (когда Он начал прямо говорить о сем) оказалось для них невыносимым и сочтено было хулою (Ин.10:30-33,38-39). – Но это была ещё одна из тех небесных тайн, о которых начал говорить с Никодимом Христос, одна сторона понятия о лице и деле Мессии. Другая тайна – та, что Мессии надлежит пострадать и умереть, чтобы примирить людей с Богом и спасти их чрез веру в Него.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

Господь глаголал о крещении и рождении, совершающемся на земле по благодати... потом намекает на немощь слушающих: «если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном» (Ин. 3:12)... и наконец показывает, что Он глаголет о высших тайнах говоря: «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Никодим, приходя к Господу, сказал: «мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога» (Ин. 3:2), не придавая этим словам того значения, которое они должны были иметь, если бы он знал, кто с ним говорит. Господь исправляет этот взгляд Никодима, говоря: «не думай, что я такой же учитель, как пророки, бывшие от земли. Я с неба пришел. Из пророков ни один не восходил туда, а Я там всегда пребываю» (Ин. 3:3,5-7).

«Если Я сказал вам о земном, – говорит Господь, – и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3:12). После сих слов Господь глаголет о сошедшем с неба Сыне человеческом, который всегда пребывает в лоне Отчем на небеси. Мы выше в 1-й главе старались изучить значение имени Сына человеческого, который есть Свет (Ин. 1:4, 5, 9; Мф. 4:16) и Жизнь, и Истина и Путь (Ин. 14:6); Бог и человек совершенный, соединяющий небо с землею; возвышающий человека до неба в образе человеческом, восприятом Богом, и всех зовущий к Себе да вси спасутся. И этот таинственный утешительный догмат преподает Господь Никодиму, привлекая его учением о небесном, и давая ему понять, что это учение может быть принесено только Тем, который всегда на небесах пребывает и вечные небесные истины Божии «еже весть» (Ин. 3:11) глаголет. И никто не может соединиться с Господом и пребывать с Ним, как только привлеченный Господом, который и воскресит его в последний день. А привлечен мог быть только человек после очищения его великою святою кровавою жертвою Бога, восприявшего полное существо человеческое и страдавшего поистине в существе сем, принося сии человеческия Свои страдания перед Свою Божию справедливость и Свое милосердие. Посему и сказал Он: «и аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин. 12:32).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах

Однако имеет ли Христос право сказать, что Он знает и то, что выше мира, что составляет тайну неба? Да, Он такое право имеет. В самом деле, говорить о небесном вполне может тот, кто был на небе, а Христос, и только Он один, действительно, был и постоянно продолжает пребывать на небесах. Он и сошел с неба. Некоторые толкователи (например, проф. Богословский) понимают употребленное здесь Христом выражение «взойти на небо» в переносном смысле, как обозначающее «полное и совершенное знание тайн Божиих». Но с таким толкованием нельзя согласиться, потому что в таком случае мы должны будем глагол «восходить» (ἀναβαίνειν) лишить связи с глаголом «сходить» («сшедший с небес» – καταβαίνειν), а между этими обоими глаголами здесь, несомненно, существует тесное взаимоотношение. Если мы поймем глагол «восходить» в переносном смысле, то в таком же смысле должны будем понять и глагол«сходить». Но что же в таком случае будет означать выражение: «сшедший с небес»? Не разрушится ли этим представление о бытии Логоса и до Его воплощения? Поэтому, не представляя себе восхождение и схождение Христа с неба в грубо-пространственном смысле, необходимо все-таки видеть в рассматриваемом месте учение о том, что Христос как личность существовал уже в Боге до Своего воплощения. И смысл 13-го стиха можно передать так: «никакой человек (Ангелы здесь в виду не имеются, так как они «всегда видят лице Отца Небесного», – Мф.18:10) не взошел на небо – и значит, не был на небе прежде чем жить на земле – кроме Того Сына Человеческого (см. Ин.1:51), Kоторый сошел с неба и даже теперь божественной стороной Своего существа пребывает на небе» (выражение «сущий на небесах» имеется далеко не во всех кодексах, но новейшие критики скорее склоняются к признанию его подлинным, чем вставленным после; см., например, Цан, с. 197).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах

В сих словах Иисус Христос говорит о своем сошествии с неба на землю для совершения спасения человеков и о вознесении на небо по совершении сего спасения, после воскресения. Тут же Он говорит, что Он, как вездесущий Бог, живя на земле, пребывал в то же время и на небе. Так что, значит, когда говорится о сошествии Иисуса Христа с неба на землю, то это должно понимать так, что на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; а когда говорится о восшествии Иисуса Христа с земли на небо, это должно понимать, что Он восшел на небо человечеством.

См. также Толкование на Мф. 9:6

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посланничестве.
 

Лк.4:18. Эти слова пророк Исаия говорил от лица Мессии: Ис.61:1-2; и Иисус Христос, объясняя это пророчество, сказал: «ныне исполнилось писание сие»: Лк.4:21. Присваивать себе такое исключительное посланничество никто из смертных не должен: Ин.3:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible