Скрыть
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему

Чтобы кто-либо или по простоте, или по злонамеренности из сих слов Христа: «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему», не заключил, что Он равночестен людям праведным, поставляю нужным сделать предварительно следующее ограничение, что хотя наименование Отца и одно, но значение Его различно. И Христос, зная это, с предосторожностью сказал: «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему»; не сказал: «ко Отцу нашему», но отдельно сказал сперва о Себе: «ко Отцу Моему», Который есть Отец Его по естеству, а потом присовокупил: «и ко Отцу вашему», каковым Он есть для них по усыновлению их Себе. Хотя мы получили полное право взывать в наших молитвах: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф. 6, 9), но это есть дар человеколюбия Божия. Ибо мы называем Его Отцом не потому, чтобы естественным образом родились от Отца небесного, но удостоены неизреченным человеколюбием говорить так потому, что отеческою благодатию из рабства переведены в состояние усыновления чрез Сына и Святого Духа.

Поучения огласительные 7


Чтобы ты не подумал, что Он в одном смысле есть Отец Сына и тварей, то Христос здесь сделал разделение. Не сказал: «восхожду ко Отцу нашему», чтобы не вышло общения тварей с Единородным, но сказал: «ко Отцу Моему и Отцу вашему», иное «Моему», Отцу по естеству, иное «вашему», по усыновлению; и опять: «к Богу Моему, и Богу вашему», иное «Моему», так как Я Сын истинный и Единородный, иное «вашему», так как вы твари. Итак, Сын Божий есть истинный Бог, неизреченно рожденный прежде веков.

Поучения огласительные 11

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-17 И сия рекши обратися вспять и виде Иисуса стояща, и не ведяше, яко Иисус есть. Глагола ей Иисус: жено, что плачеши; Кого ищеши; Она (же) мнящи, яко вертоградарь есть, глагола Ему: господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возму Его. Глагола ей Иисус: Марие. Она (же) обращшися глагола Ему: Раввуни, еже глаголется, Учителю. Глагола ей Иисус: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему: иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему

И сия рекши, обратися вспять (ст. 14). Что здесь за последовательность? Мария вступает в разговор с ангелами и, еще ничего не услышав от них, обращается назад. Мне кажется, что в то время, как она говорила, Христос внезапным Своим явлением позади ее привел в изумление ангелов, и они, узревши Владыку, и видом, и взором, и движением тотчас обнаружили, что увидели Господа; а это и заставило жену оглянуться и обратиться назад. Так явился Христос ангелам; а Марии – не так, чтобы не поразить ее изумлением с первого взгляда, но в виде более смиренном и обыкновенном. Это видно уже из того, что она приняла Его за садовника. Женщину с такими уничиженными понятиями, очевидно, надобно было возводить к высшим понятиям не вдруг, но постепенно. Поэтому и Христос спрашивает ее: жено, что плачеши, кого ищеши? (ст. 15). Этим Он показал, что Ему известно, о чем она хочет спросить, и расположил ее к ответу. Так поняла это и Мария, и потому не произносит имени Иисуса, но, полагая, что вопрошающий уже знает, о Ком она осведомляется, говорит: аще ты еси взял Его, повеждъ ми, где еси положил Его, и аз возму Его (ст. 15). Опять говорит о положении, взятии и переложении, беседуя о Нем, как о мертвом. Смысл слов ее такой: если вы, боясь иудеев, взяли Его отсюда, то скажите мне, и я возьму Его. Велико усердие, велика любовь жены; но высокого в ней еще нет ничего. Потому-то, наконец, Христос открывает ей высокую тайну, не видом Своим, а голосом. Как в тех случаях, когда Он находился среди иудеев, иногда они узнавали Его, а иногда не узнавали, так и в то время, как Он говорил, Его узнавали лишь тогда, когда Он хотел. Так, когда Он говорил иудеям: кого ищете? – они не узнавали Его ни по виду, ни по голосу, до тех пор, пока Он хотел. То же самое случилось и здесь. Христос произнес теперь только имя Марии, укоряя ее и упрекая за то, что она так думает о Нем, тогда как Он жив. Но как же она отвечает обращшися, между тем как Христос с нею беседовал? Мне кажется, что она, сказав: где еси положил Его, обратилась к ангелам, с намерением спросить их, чему они изумились, и что Христос, назвав ее по имени, снова заставил ее обернуться от ангелов в Его сторону и по голосу дал узнать Себя. Действительно, она узнала Его тогда, когда он назвал ее, сказав: Марие (ст. 16), и, значит, узнала не по виду, но по голосу. Может быть, кто-нибудь спросит: откуда известно, что ангелы пришли в изумление и что поэтому Мария обратилась назад? Но в таком случае нужно будет также спросить: откуда известно, что Мария прикоснулась ко Христу и пала к ногам Его? И как это последнее открывается из слов: не прикасайся Мне (ст. 17), так и первое видно из того, что сказано: обращшися. Но почему Христос сказал: не прикасайся Мне? Некоторые говорят, что Мария просила у Него духовной благодати, так как слышала, что Он говорил ученикам: аще пойду ко Отцу, умолю Его, и инаго Утешителя даст вам (14, 3, 16).

Но как она, не бывшая тогда с учениками, могла слышать эти слова? С другой стороны, и по своим понятиям она далека была от подобного желания. Да и как она могла просить об этом, когда Он еще не отошел к Отцу? Что же это значит? Мне кажется, что она и теперь желала обращаться с Ним, как прежде, и от радости не представляла себе ничего великого, хотя Он и сделался по плоти гораздо совершеннейшим. Поэтому Христос, чтобы отклонить ее от такого мнения и внушить ей не говорить с Ним без всякой осторожности (потому что и с учениками, как видно, Он уже не обращался по-прежнему), – возвышает ее помышления и чрез то научает ее более благоговейному с Ним обращению. Если бы Он сказал: не подходи ко Мне, как прежде, теперь обстоятельства изменились, и Я уже не буду обращаться с вами по-прежнему, – то это было бы неприятно и отзывалось бы похвальбой и тщеславием. Но слова: не у бо взыдох ко Отцу (20, 17) были не тягостны и между тем выражали то же самое. Сказав: не у бо взыдох ко Отцу, Христос дает разуметь, что Он спешит туда и стремится. А кто готов уже отойти на небо и не будет более обращаться с людьми, на того уже не следовало смотреть с такими же мыслями, с какими смотрели прежде. Что такое объяснение справедливо, видно из следующих слов: иди и рцы братии Моей, яко иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (ст. 17). Но ведь Он намерен был сделать это не тотчас, но спустя сорок дней: для чего же говорит так? Для того, чтобы возвысить помыслы Марии и уверить ее, что Он восходит на небо. А слова: ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему относятся к воплощению, так как и восшествие свойственно только плоти. Христос выражается так потому, что говорит с женою, которая не представляла себе ничего великого. Значит, Бог в ином смысле Отец Его и в ином – наш? Именно так. Если Бог не в одинаковом смысле – Бог праведных и Бог прочих людей, то тем более – Сына и наш. А так как Христос сказал: рцы братии, то, чтобы на основании этих слов не стали предполагать какого-либо равенства (между Ним и учениками), Он показывает и различие: Сам Он будет восседать на Престоле Отчем, а они будут предстоять этому Престолу. Следовательно, хотя Христос, по человеческому естеству Своему, и соделался братом нашим, однако ж по славе – весьма отличен от нас, отличен настолько, что и выразить нельзя.

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение LIII. Почему Иоанн говорит, что Господь изрёк Марии: «Не прикасайся ко мне» и прочее (Ин. 20:17), тогда как Матфей повествует, что обхватив ноги Его, поклонились Ему (Мф. 28:9)?

Разъяснение. Как уже было сказано, она была слабее прочих верой. Отсюда, думая о Христе так же, как и прежде, ничего великого о Нём не помышляя, справедливо получила запрещение и научена, что к Отцу небесному, откуда пришёл, надлежит Ему взойти.

Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений»

Максим Исповедник, прп. (†662)

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему

Слова же: Не прикасайся ко Мне сказаны Господом Марии Магдалине, посчитавшей Его за садовника; ими Он являет и обнаруживает то таинство, что всякая мыслящая душа, еще не возобладавшая над сросшейся с ней хижиной, а поэтому принимающая Слово только за Творца возникающих и гибнущих [вещей], ничем не отличающихся от взращиваемых овощей (ибо в тех и в других наблюдается текучесть [их естества], ограниченность временем и периодичность), — ради них и к ним, [как считает она], пришло и снизошло Слово. [Такая душа] недостойна духовного прикосновения к Слову, а поэтому ищет Его в явленных [вещах]; она знает Его только как ставшего плотью ради нас, но не ведает подобающим образом Его как Бога, рожденного от Бога Отца. По всей вероятности, именно об этом заставляют [нас] думать слова: Я еще не восшел к Отцу Моему, сказанные к таковым образом расположенной душе, еще не вознесенной [на вершины созерцания] путем высшего богословия и веры, которыми и ограничивается естество зримых [вещей]. Такая душа, словно некая галилеянка, еще нуждается в более совершенном понимании этого и в том, чтобы [Господь], как Воспитатель, возвел ее посредством созерцания к способности воспринимать Откровение вещей божественных, постигать, насколько это возможно, Его вместе с логосами, приведенными Им в бытие в качестве первообразов [зримых вещей]. [Эта душа нуждается еще и в том, чтобы ей] стать такой, каковым был Господь, ставший и явленный подобным нам [во всем], кроме греха, - и мы, если сподобимся этого дара, будем с Ним, лишенные только одной [греховности] естества. Ныне, принимая сей [дар] через упование и прославляя его надлежащими делами заповедей, ты уже можешь вкушать радость этого дара, поскольку уверовал и потрудился. [И радость] твоя бесконечна и преизобильна, так как Податель этого дара сверхсущностным образом превосходит и движение естества, и постижимость всякого века.

К Феопемпту схоластику


Считающий Господа Творцом только того, что рождается и гибнет, принимает Его, подобно Марии Магдалине, за садовника. Поэтому Господь ради пользы такого человека избегает прикосновения его, поскольку тот считает [Господа] неспособным вознестись к Отцу, а поэтому и говорит ему: Не прикасайся ко Мне. Ибо [Господь] ведает, что может быть нанесен вред тому, кто приближается к Нему со столь будничным расположением [души].

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-18 Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; она не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей

Для чего Мария обратилась назад? Когда она беседует с Ангелами, что ее побудило обратиться назад? Вероятно, пока она говорила с Ангелами, Иисус внезапно явившись позади ее, привел их в изумление, и они, увидев Владыку, и видом, и движением, и взором тотчас обнаружили, что они увидели Господа, и женщина сия (Мария), заметивши это, обратилась назад. Быть может, Он Ангелам явился в поразительном виде, а Марии не в таком, но в смиренном и обыкновенном, почему она и сочла Его за садовника, именно того сада, в котором был гроб. Посему же она и говорит: Господин, «если ты вынес Его», то есть если ты украл Его, и не говорит: Иисуса, но: «Его», говорит как бы знающему, в чем дело. Итак, если ты унес, то есть взял и украл отсюда, то скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его и переложу в другое место, где Он будет погребен великолепно. Быть может, она боялась, чтобы иудеи не надругались и над мертвым телом, и потому желала, чтобы оно переложено было в другое место, им неизвестное. Намерение жены полно любви; но она не может представить себе ничего высокого. И как она сама по себе не могла помыслить ничего высокого, то Господь голосом своим дает ей знать Себя. Ибо Он произнес только имя ее и тем вложил знание, подобно как иудеям иногда давал узнавать Себя, а иногда при них был, и они не узнавали Его. Так и в речах, когда хотел, тогда давал узнавать Себя. Подобным образом и теперь, когда захотел, тогда дал Марии узнать Себя по голосу. Без сомнения, Он и прежде гласно говорил ей: «жена, что ты плачешь?» Но Мария не узнала, ибо не было на это воли Иисусовой. А когда Он восхотел, она узнала Его по голосу. «Она, обратившись, говорит Ему»: как это? она вела с ним речь и говорила: скажи мне, где ты положил Его; а теперь евангелист говорит, что она «обратилась»? Мне кажется, что она, сказав: «где ты положил», обратилась к Ангелам, быть может, с намерением спросить их, чему они изумились. Потом, Христос, назвав ее по имени, изумил ее Своим голосом и от них обратил к Себе, и она, узнавши Его теперь, сказала: Учитель! - Она желает подойти к Нему, обращаться с Ним, как и прежде, и, быть может, обнять, как возлюбленного. Но Он возводит ее мысль, чтобы она помыслила нечто высшее и внимала Ему с большим почтением. «Не прикасайся ко Мне», то есть обстоятельства теперь уже не в прежнем положении, и Я не буду уже обращаться с вами по-прежнему. Хотя Он не сказал этого словами, но таков смысл слов: «восхожу к Отцу Моему». Я туда спешу. А как Я спешу туда и уже не имею такого тела, чтобы обращаться с людьми, то надобно быть благоговейнее ко Мне, к высшему обыкновенной беседы и прикосновения, то есть обращения. Смотри же, сколько мыслей евангелист выразил кратко. Господь сказал: «не прикасайся ко Мне». Потом, как бы кто спросил: почему? потому, отвечает, что у Меня тело уже не такое, какому свойственно быть в жизни земной, но такое, какое прилично небу и горним селениям. Потом вопрошающий как бы продолжает: зачем же Ты ходишь на земле, когда имеешь такое тело? Потому, отвечает, что Я не взошел еще к Отцу Моему, но взойду. Ибо это выражает дальнейшими словами: «иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему», хотя взойдет не тотчас, но спустя сорок дней. Для чего же так говорить? Для того чтобы воскресить ее ум и убедить, что Он отходит на небеса, и тем утешить. Назвав учеников братьями, прибавляет: «и Отцу вашему». Бог и нам - Отец, но по благодати, а Господу Он Отец - по естеству. Наоборот. Он нам Бог - по естеству, а Господу Бог - по Его человечеству. Ибо Он стал Богом Его, когда Он принял на Себя человеческое естество. Мария, удостоившись таких речей, уходит и возвещает об этом ученикам. Вот, как хорошо усердие и постоянство. Будь и ты усерден и, быть может, узнаешь что-нибудь высшее, и из учеников Слова сделаешься учителем.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему

«Не прикасайся Мне»; Он как бы говорит ей: поскольку твоя мысль не прикасается глубине Таинства относительно Меня: что Я – Бог, во плоти ныне тобою видимый, и то во плоти ныне особенно божественной, то посему: «Не прикасайся Мне». И это долженствовало быть сохранено для Божией Матери: то, что Она единственная среди жен должна была коснуться Тела по Воскресении – воплотившегося от Нее ради нас Бога; что и было, повествует Евангелист Матфей: ибо по причине Ее, говорит он, что (Жены Мироносицы), приступивши, коснулись стоп (Воскресшего Господа Христа). Марии же Магдалине говорит: «Не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему», – что полностью соответствует тем словам, которые затем Он сказал для Учеников: «Восхожду ко Отцу Моему», а ныне: – «Не у бо взыдох». Говорит же Он это, чтобы они отнеслись с сугубой озабоченностью и чтобы воспламенить их любовь и побудить к томительному стремлению увидеть Его. Но эти последние слова Спасителя имели отношение и к Марии Магдалине: «Не касайся Мне» – потому что ныне то тело, в которое я облекся, есть сильнее огня устремляющееся ввысь и более исполнено силы, и не только оно в силах взойти на небо, но – и к Самому Сверхнебесному Отцу; но Я еще не взошел к Отцу Моему, потому что после Восстания из мертвых, Я еще не явился Моим Ученикам. «Иди же к братии Моей сей» – ибо Мы все – от Одного Отца, хотя и не одинаковым образом: ибо Я – Сын от Его природы и единосущен с Ним; а они – чрез Меня ставшие усыновленными Ему. «Иди же ко братии Моей, и рцы им, восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему»; ибо Он – Отец наш по благодати усыновления Духа; Его же Он – Отец по естеству Божественному; так Он – наш Бог, как Творец природы; Его же Он – Бог, в силу того домостроительства, что Он восприял человеческое естество; и по этой-то причине Он сказал это в раздельном виде, дабы мы уразумели взаимное различие (этих понятий: в каком смысле Христос сказал: Отцу Моему, и Отцу вашему; Богу Моему, и Богу вашему). А чрез это упоминание, что Он восходит к Отцу, Он привел их к разумению относительно Его тела (по Воскресении): что оно есть именно то, в каком на земле Он и ранее всегда пребывал и был с ними все время.

Но Магдалина Мария, которую воспеваем как одну из Христовых Мироносиц, в которую, после того, как Христом были изгнаны из нее седмь злых духов, вместо сего всецело вселилась седмижды действующая божественная благодать Духа… Так вот, эта Магдалина Мария за свою стойкую выдержку удостоена была видения Ангелов и беседы с ними, и, узревши Самого Господа, становится Апостолом Его для Апостолов, и из Самих божественных уст бывает научена, и окончательно удостоверившись (в Воскресении Христовом), идет к Апостолам, возвещая им, что видела Господа, и Он ей это сказал. Мы же поразмыслим, братие, о том: насколько Магдалина Мария уступала в достоинстве Петру, Корифею Апостолов, и Иоанну, возлюбленному Христом Богослову, и, однако, насколько большего, чем они, она тогда была удостоена. Ибо они, прибежав ко Гробу, увидели только плащаницу и сударь; она же, благодаря внутренней и стойкой выдержке, – поскольку она до конца оставалась и пребывала у входа в пещеру, – прежде Апостолов увидела не только Ангелов, но и самого Господа Ангелов, плотию восставшего от мертвых, и стала личной слушательницей Его и божественными Его устами была поставлена быть исполнительницей Его повелений.

Омилия 20. На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна

Евфимий Зигабен (†1118)

Глагола ей Иисус: не прикасайся Мне

Мария бросилась, чтобы обнять ноги Иисуса Христа, как бывало прежде, а Иисус Христос удерживает ее от такого обращения с Ним, как прежде, потому что тело Его уже стало Божественным.

не у бо взыдох ко Отцу Моему

Это сказал Иисус Христос Марии не для чего-либо другого, говорит Златоуст, а для того только, чтобы она знала, что Он теперь выше и больше должен быть почитаем. Кто хочет вместе с телом взойти к Богу Отцу, тот, очевидно, отверг уже тление тела. Но немного прежде она и другая Мария ухватилась за ноги Иисуса Христа, о чем сказал евангелист Матфей (28, 9), и Он не удержал их от этого, предоставляя им возможность через прикосновение убедиться, что Он не призрак; а теперь не позволяет, потому что Мария забыла уже о том видении и прикосновении и не уверовала.

иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему

Но Иисус Христос не сейчас же должен был взойти, а спустя сорок дней; для чего же Он говорит – восхожду? Конечно, для того, чтобы еще более возвысить мысли Марии, чтобы подтвердить, что Он теперь выше и Божественнее, чтобы убедить, что теперь нужно смотреть на Него с большим благоговением. Кроме того, слово восхожду значит здесь – желаю взойти, и потому действие это может относиться и к дальнейшему времени. Иисус Христос напоминает ученикам о том, о чем Он часто говорил им прежде, чем был предан на смерть. Братьями Он назвал учеников, потому что и Сам Он был Человек и был родствен им по человечеству. В ином смысле назвал Иисус Христос Бога Отца Своим Отцом, а в ином смысле – Отцом учеников: Своим – по природе, как единосущный Ему, а Отцом учеников – по творению и промышлению, как творений Его и удостоенных Его промышления. Назвал Его также Богом и Своим и учеников, как вообще людей. Но почему же Иисус Христос не сказал прямо: и Богу нашему, а здесь отделил Себя? Потому что, хотя Он был Человеком и братом учеников по Своей человеческой природе, однако далеко превосходил их вследствие соединения с Божественной природой и безгрешности.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.16-17. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему

Мария! Как еммаусским путникам Господь благоволил открыть Себя в преломлении хлеба (Лк.24:31,35), так Магдалине открылся Он в названии её по имени. Может быть, имя её произнесено было с давно и хорошо знакомой ей интонацией голоса, и в ней она тотчас узнала голос своего Учителя и Господа.
– Обратившись: это показывает, что она после речи своей к мнимому садовнику снова обратила взоры свои к гробу.
– Раввуни́ (ср. Мк.10:51): то же, что равви́, по особой форме речи – от равван, значит «учитель» (ср. прим. к Мф.23:6-7).
– Не прикасайся ко Мне: со словом – раввуни Магдалина, вероятно, со стремительностью восторженной бросилась к Господу, но услышала – не прикасайся ко Мне; видно, что она хотела прикоснуться к Нему, иначе излишне было бы запрещение. Несколько спустя Господь не воспретил ей вместе с другой Марией ухватиться за ноги Его (ср. прим. к ст. 18 и Мф.28:9), вечером того же дня предлагал ученикам осязать Себя, показав руки Свои и ноги (Лк.24:39), спустя восемь дней предложил Фоме осязать Себя (Ин.20:27). Из этого, а равно из указанной Господом причины, почему Он не позволяет теперь Магдалине прикасаться к Нему, надобно заключить, что это запрещение имело основание в теперешних мыслях и намерениях Марии, с каковыми она устремилась к нему. «Ещё земная мудрствует жена: тем же и отсылается не прикасатися Христу» (Утрен. стихира 8-го гласа). Как видно из всего рассказа, она не ожидала воскресения Господа, подобно прочим ученикам, хотя, конечно, и знала о предречениях Его о Своём воскресении, также подобно прочим ученикам, и – вот вдруг неожиданно видит пред собою Господа, узнав Его по голосу. Какое смятение и возбуждение чувств и мыслей должно было произойти в ней, и – притом какое быстрое, мгновенное так сказать! Это Он – несомненно; но что же Он? В теле ли действительном, воскресшем или восставшем из гроба, или это только дух Его (ср. Лк.24 и прим.), вошедший по смерти телесной к Богу и теперь снисшедший от Бога и явившийся ей в телесном виде? Мгновенно всё это и подобное предносится в её мысли возбуждённой и – она устремляется к Нему, чтобы осязанием увериться в том, что видит глаз, чтобы удержать Его, так сказать, насильственно, если это только дух в образе телесном (при высоком возбуждении душевном не рассуждается о невозможном), чтобы «может быть, обнять Его как Возлюбленного и обращаться с Ним, как и прежде» (Феофил.). Господь, читавший, что происходило в душе её, любвеобильно устраняет искреннее, но неуместное теперь, в её мыслях, «возводит мысль её, чтобы она помыслила нечто высшее» (Феофил., ср. Злат.); а законному желанию её удостовериться – Он ли это – удовлетворяет удостоверением слова, а не осязания.
– Не прикасайся ко Мне, говорит Господь; для удостоверения тебя, что это Я, пусть будет достаточно для тебя Моего слова, а не осязания, для рассеяния же твоих недоумений – не дух ли Я в телесном образе – говорю тебе, что Я не восшёл ещё к Отцу Моему; следовательно, не дух в телесном образе, а в том же самом теле; наконец, «обстоятельства теперь уже не в прежнем положении, и Я не буду уже обращаться с вами по-прежнему» (Феофил., ср. Злат.). Итак, не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему. Вместо сего иди, увидев Меня и уверившись Моим словам, что это Я Сам ещё не восшедший к Отцу, иди к братиям Моим и скажи им о сей величайшей и радостной для них истине, что Я восхожу к Отцу Моему, из чего они должны увериться и в истине Моего воскресения.
– Братиям Моим: см. прим. к Мф.28:10.
– Восхожу к Отцу Моему: когда пред смертью Своею, в прощальной беседе с учениками, Господь говорил не раз о Своём отшествии к Отцу (Ин.14:2-4.28;16 и парал.), то говорил об отшествии к Нему чрез смерть Свою, воскресение и вознесение. Теперь совершились смерть Его и воскресение; остаётся вознесение, и о нём теперь повелевает Господь возвестить ученикам, почему и употребляет слово не – иду, а – восхожу. О Своём отшествии к Отцу Он говорил им в прощальной беседе, как о величайшем благе для них (Ин.14:2-3;16 и парал.) и как о таком событии, которое должно исполнить радостью сердца их (14:28); посему о нём и повелевает Он возвестить теперь ученикам Своим. В сем они должны видеть и непререкаемое доказательство Его воскресения действительного, так как отойти к Отцу чрез вознесение Он может только после воскресения, на что Он и указывал им (Ин.14:19;16 и прим.).
– Ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему: это изречение указывает на величайшее благо для учеников отшествия Господа, о коем Он говорит; оно должно утвердить упование учеников о сопрославлении с Ним, о котором столько говорил Он им в прощальной беседе, так как, по силе их внутреннего духовного общения с Христом, Его Отец есть и их Отец, Его Бог – и их Бог. Но Господь не говорит: к Отцу нашему и Богу нашему, потому что «Бог и нам Отец, но по благодати, а Господу Он Отец по естеству; наоборот, Он нам Бог по естеству, а Господу Бог по Его человечеству, ибо Он стал Богом Его, когда Он принял на Себя человеческое естество» (Феофил., ср. Злат.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Ст. 17 Глагола ей Иисус: не прикасайся мне, не убо взыдох ко Отцу моему: иди же ко братии моей, и рцы им: восхожду ко Отцу моему и Отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему.

Пред нами священные слова Господа, раскрывающие нам отчасти одну из сторон великой и многообразной тайны воплощения и воскресения Господа и прославлении во плоти предвечного Слова, которое, как Бог, всегда пребывало во славе со Отцом и Святым Духом, вечно и непрерывно, и которое прославилось во плоти ради нас, дабы всех привлечь к Себе и с Собою на небо (Ин. 3:14-15,12:32).

«Не прикасайся ко мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему... восхожду ко Отцу».

«Я восхожу», – говорит Господь, в настоящем времени, не взойду, а «восхожу» и возношу с Собою грешную доселе, павшую плоть человеческую, обновленную, очищенную и искупленную кровью Моей, пред престолом Всевышнего, как жертву чистую и благоугодную Богу.

Когда Господь явился Марии (и несколько минут позже другим мироносицам, Мф. 28:9) великая тайна эта совершалась, а когда Господь явился ученикам и позволил им коснуться Себя (Ин. 20:19-20, ср. Лк. 24:39), то она уже совершилась. «Не прикасайся Меня», слова сказанные Марии, указывают нам на продолжение того таинственного момента, когда Господь, как Творец и Бог – Слово, созидает ту очищенную храмину тела, которая могла служить храмом Духа Святого (1Кор. 3:16,6:19), храмом Бога Живаго (2Кор. 6:16). Он созидает то тело христианина, которое из тела душевного могло после великой жертвы Богочеловека преобразиться благодатью в тело духовное (1Кор. 15:44), ибо «первый человек Адам был душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий»... «и первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба» (1Кор. 15:45,47). Потому Господь и возносил плоть человеческую ко престолу Всевышнего, дабы мы «носившие образ перстного, могли носить образ небесного»... «ибо не умрем мы, но изменимся», говорит Апостол (1Кор. 15:49-51,53) и «тленное облечется в нетление, и смертное облечется в бессмертие».

Но облечь тело человеческое в нетление и бессмертие подобало нашему Первосвященнику (Евр. 5:6,6:20,7:26) и Он, освятив сию плоть, носимую Им самим, одержал победу над адом и смертью, как предречено было по велению Божию пророками: «поглощена смерть победою» (Ис. 25:8) и «смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» (Ос. 13:14).

Из Евангелия от Матфея, где не говорится особенно о Марии Магдалине, но повествуется о другом, весьма немного позднейшем событии, мы узнаем, что святые жены мироносицы приступили к воскресшему Господу и коснулись, в великой радости своей, ног Господа (Мф. 28:9). Из этого видно ясно, что Господь был облечен в истинное тело человеческое, и что когда Он говорил Марии не прикасайся, то это было запрещение лишь напоминающее ей, что Господь хотя в теле человеческом, но не будет более продолжать земную жизнь в видимом образе человеческом. Прикосновение грешных людей не могло ни в чем изменить событий, но сами люди должны были помнить, что Господь возносит тело к престолу Всевышнего, и что сие священное тело есть «истинно брашно» и кровь Его есть «истинно пиво» (Ин. 6:55), которое становится для верующих источником вечной жизни (Ин. 6:53-54,56, ср. Ин. 7:37 о Духе).

Вслед за сим Господь дает поручение Марии Магдалине, а несколько минут позже другим мироносицам (Мф. 28:9) возвестить братиям Его о воскресении Его.

Но в Евангелии от Иоанна сохранены еще те полные великого значения слова, которыми Господь повелевал Марии Магдалине известить верных учеников о Его воскресении: «иди же ко братии Моей и рцы им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему».

В священных словах сих первое внимание останавливает имя, даваемое Господом Апостолам и ученикам, а чрез них и всем верующим: братия.

«Все вы братия, один у вас Учитель – Христос» (Мф. 23:8), глаголал Господь к ученикам Своим, приуготовляя их к тайнам царствия Божия. Ныне, подняв тайной искупления человечество, Он в лице верующих воздвигает его до Себя, Бога во плоти и милосердно глаголет о любящих Его как о братии (cр. еще Ин. 15:14-15, приготовление учеников к высшей радости и высшему значению), указывая и на духовное родство Свое с ними в отношении Отца.

Но здесь надобно благоговейно вникнуть в таинственное речение, соединяющее Богочеловека с человеком по благодати, но и разделяющее человека от Богочеловека по существу, ибо, как говорит св. Афанасий Великий: «Он Сын Божий по естеству, а мы сыны по благодати».

«Восхожду», глаголет Господь, ко Отцу Моему по существу и рождению, который Отец ваш по милосердию и усыновлению вашему. «Восхожду» к Богу Моему, с коим «Я есмь едино» (Ин. 10:30) и Богу вашему, открывшему Себя людям во Мне по милостивому соизволению, и даровавшему вам право «чадами Божиими быти», но лишь «верующим во имя Мое» (Ин. 1:12).

«Бог Отец, говорит св. Григорий Богослов, нарицается Богом Господа Иисуса, не в рассуждении Слова, но в рассуждении зримого человечества Христова; Отцом нарицается Слова, а не зримого в телеси: сугубо был естеством. Бог бо нам собственно Бог, но не собственно Отец».

Давая Марии Магдалине повеление быть благовестницей сих великих слов, Господь отпускает ее и она, уже ожившая от бездны скорби к небесной радости, бежит к ученикам Господа, исполнить Его повеление. Мы должны думать, по ср. с Мф. 28:9, что в это время подходят и другие жены, которым также является Господь и также повелевает возвестить о Своем воскресении.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему

Вероятно, Мария в неожиданной радости бросилась к Христу, чтобы схватиться за ноги Его. Только этим и можно объяснить обращенные к ней слова Христа: «не прикасайся ко Мне» (точнее, не берись за Меня, не удерживай; ср. значение употребленного здесь глагола ἅπτεσθαι с Мф.8:15, 9:20; Лк.22:51). Причина, по которой Христос воспрещает Марии обнять ноги Его, заключается в том, что Он «еще не восшел к Отцу» Своему. Этим Он дает понять Марии, что для возобновления личного общения с Ним верующих еще не приспело время, это общение станет возможным только тогда, когда Он снова войдет в то состояние, в каком находился перед тем, как пришел в мир (ср. Ин.6:62). А это являлось необходимым для того, чтобы могла исполниться воля Божия о спасении всего человечества. Мария, как бы удерживая Христа в кругу прежних Его учеников, мешала тому, чтобы границы общения Христа с человечеством расширились до тех пределов, которые Он имел в виду, когда говорил, что всех привлечет к Себе (Ин.12:32). Только после вознесения Христа всякий верующий в Него может, никому не мешая, наслаждаться общением с Ним (Ин.3:15).

«Иди к братьям Моим…» Не удерживать Христа здесь на земле должна Мария, а идти к Его братьям – так называет Христос Своих учеников для того, чтобы показать Свою особую близость к ним (ср. выражение «друзья» в Ин.15:13-15) и сказать им, что Он восходит теперь (ἀναβαίνω – настоящее время) к Своему Отцу и Богу, Kоторый в то же время есть их Отец и Бог. Христос, очевидно, говорит здесь не о том восхождении, которое должно было совершиться через сорок дней. По представлению Иоанна, Христос явился Марии Магдалине в тот момент, когда только что покинул гроб. Он воскрес, но еще не прославлен – прославление воспоследует тотчас же, и, по-видимому, Он и Марии явился для того, чтобы послать ее к ученикам с возвещением, что сейчас должно совершаться то прославление Христа, о котором Он им неоднократно говорил прежде как о самом важном событии, которое должно повести за собой и их собственное прославление (ср. Ин.16:7, 22). Kак бы желая показать, что Он еще не вошел в состояние божественного прославления, Христос здесь называет Отца Своим Богом: такого выражения Он не употребляет нигде в других Своих речах, имеющихся у Иоанна. Однако Христос говорит отдельно о Своем отношении к Богу и отдельно об отношении к Богу учеников. Этим Он показывает, что Он есть Сын Божий Единородный, Kоторый сокрыл вечную славу Свою в состоянии воплощения и снова идет принять ее как нечто от века Ему принадлежащее – принять именно как Богочеловек, чтобы и немощная человеческая природа удостоилась с Ним прославления. Отсюда и наименование апостолов «братьями» Христа принимает особый смысл: Христос как бы хочет сказать этим, что и апостолам предстоит благодаря прославлению Христа также прийти некогда к Отцу и войти в славу Христову (ср. Ин.3:2; Евр.6:20).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible