Скрыть
и изы́дутъ и у́зрятъ тру́пы человѣ́ковъ преступи́в­шихъ мнѣ́: че́рвь бо и́хъ не сконча́ет­ся, и о́гнь и́хъ не уга́снетъ, и бу́дутъ въ позо́ръ вся́цѣй пло́ти. Коне́цъ кни́зѣ проро́ка Иса́iи: и́мать въ себѣ́ гла́въ 66.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти

Всякая плоть, которая будет поклоняться пред Господом или в небесном Иерусалиме, или на всяком месте, на котором воздеваются чистые руки, будут выходить, чтобы видеть умерших людей, которые отступили от Бога. Это можно понимать или в отношении к иудеям, о которых сказано: сыновей Я родил и возвысил, а они отвергли Меня (Ис. 1:2), или же в отношении ко всем тем, кои, имея познание о Боге в сердцах своих, обратились к суете, чтобы поклоняться более твари, нежели Творцу. Выходить же будут не с места, но разумом. Ибо и трупы умерших не могут быть внутри вместе с Господом. Но если всякая плоть будет поклоняться Господу и наоборот, трупы людей, отступивших от Господа, будут преданы вечным огням, то воскресение будет простираться на обе части истинной плоти. Червь же, который не будет умирать, и огонь, который не угаснет, очень многими принимается за сознание грехов, мучащее подверженных наказаниям, так как они пали по своей вине и чрез [свой] грех лишились блага избранных согласно с оными словами: я находился в страдании, егда унзе ми терн (Пс. 31:4). И в Притчах: «моль для костей — сердце неразумное» (Притч. 25). И еще под обелом: якоже молие в ризе и червие в древе, тако печаль мужу вредит сердце (Притч. 25:21). Но только так, что они не отрицают вечности мучений отпавших и отвергающих Бога, согласно с словами Господа в Евангелии: идите во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25:41). И в другом месте: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом (Мф. 22:13). Если мы слышали о руках, и ногах, и тьме кромешней, служащей наказанием для глаз тех, кои не видят света Божия, и о плаче, который также без сомнения имеет отношение к глазам, и скрежете зубов: то удивляюсь, что некоторые представляют тело воздушным и долженствующим после воскресения мало помалу разложиться в тонкий воздух, так как Господь, силою Своего могущества, входил к апостолам при запертых дверях (Ин. 20). Он и до воскресения ходил легкою поступью по морю и предоставил тоже апостолу Петру, чтобы, ходивший чрез веру, утопал впоследствии чрез неверие, коему было сказано: маловере, почто усумнелся еси (Мф. 14:31)? Также соответственно с червем должен быть понимаем и огонь, который до тех пор возжигается, пока имеет материал для питания прожорливого пламени. Таким образом если кто имеет плевелы в своей совести, посеянные врагом человеком в то время, как спал домовладыка, то и их пожжет огонь, их истребит пламя (Мф. 13). И глазам всех святых представятся наказания тех, кои вместо золота, серебра и драгоценного камня строили, на основании Господнем, из сена, дров, соломы, — пищи вечного огня. Затем, утверждающие, что наказания некогда окончатся и что мучения, хотя и после долгих времен, будут однако иметь предел, пользуются следующими свидетельствами: когда исполнение языков внидет, тогда весь Исраиль спасется (Рим. 11:25-26). И еще: затвори Бог всех под грехом, да всех помилует (Гал. 3:22); (Рим. 11:32). И в другом месте святoй говорит: гнев Господень стерплю, яко согреших Ему, дондеже оправдит прю мою, и сотворит суд мой и изведет мя на свет (Мих. 7:9). И опять: благословлю Тя Господи яко разгневался еси на мя. Отвратил еси лице Твое от мене и помиловал мя еси (Ис. 9:1).

Господь говорит также к грешнику: «когда пройдет гнев ярости Моей, опять спасу». Это — то же, что и в другом месте говорится: коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе (Пс. 30:20). На все это они указывают, желая доказать, что после мучений и наказаний будут облегчения, которыe теперь сокрыты от тех, для коих полезен страх, чтобы, страшась наказаний, они перестали грешить. Это мы должны предоставить ведению одного Бога, от которого зависят не только помилование, но и мучения, и который знает, кого, как и на какое время должно осудить. Мы можем сказать только то, что приличествует человеческой бренности: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс. 37:1). И как мы уверены в том, что мучения диавола и всех отверженных и нечестивых, говоривших в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1), будут вечными; так полагаем, что приговор относительно грешников и хотя нечестивых, однако остающихся христианами, дела которых будут испытаны и очищены посредством огня (1Кор. 3), будет не строгий (moderata), но растворенный милосердием Судии.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И изыдут святии, узрят трупы человеков преступивших Мне: червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всяцей плоти

По-видимому, этим желает указать бедствия, постигшие Иудеев, которые они, как мы говорили, потерпели от руки Римлян, т. е. когда был опустошен храм, и все подверглись самому жестокому избиению. Конечно, потерпев это, они стали позором всякой плоти и почти нескончаемую кару имеют в этом. Может быть, это означают слова, что червь их не умрет и огонь не погаснет. Но некоторые хотят относить приведенные слова ко времени кончины века, когда трупы преступников как бы брошены будут в муку и в огонь нескончаемый; там червь наказуемых будет жить постоянно, и огонь не погаснет. Нас же да избавит от всего этого Христос, чрез которого и с Которым слава Богу и Отцу со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти

И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти. Пророк Исаия заключает эту речь, как и всю свою книгу, грозным приговором по адресу нечестивых, аналогий чему мы неоднократно наблюдали и выше (см. окончание 48-ой, 50-ой гл.). Описывая тяжелую участь нераскаянных грешников, пророк Исаия пользуется, по обычаю, одним знакомым образом. Всякому, выходящему южными воротами из Иерусалима, представлялась долина Энномова, куда сваливались всякие нечистоты и падаль и где поэтому постоянно поддерживался пожирающий их огонь. Вот с этим-то хорошо известным каждому иерусалимскому жителю местом и сравнивается местонахождение и участь нечестивых, которые точно так же, как какие-либо отбросы, будут преданы тлению (червю) и огню (ср. 16 ст.). Образ этот перешел и в новозаветное мировоззрение (Мк. 9:44), где он из простого символа у некоторых неправильно понимающих его писателей принимает иногда слишком грубый, реалистический характер.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.22–24. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.
Ст.22-24. Яко же бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше: и будет месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо Мною во Иерусалим, рече Господь. И изыдут и узрят трупы человеков преступивших Мне: червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти.

     
Для избранных рабов Своих от всех народов Господь устроит новое небо и новую землю, на которых уже не будет проклятия, а вечно пребудет благословение Божье (Ис.65:17-18); поэтому и обитатели на сей земле и под таким небом будут всегда пред Господом, в мире и радости, и как сами, так и их потомство, которое унаследует их имя, или их свойства и совершенства. Преданные Богу, они будут всегда поклоняться Богу в Его храме, из месяца в месяц, из субботы в субботу: поклониться Богу в Иерусалиме придет всяка плоть – не только Евреи, но и все племена всех народов. Сии-то все спасенные Богом, приходя и уходя, увидят действие гнева Божия над людьми преступными: их трупы, оставшиеся без погребения на поверхности земли, как проклятых, будут гнить, тлеть и гореть, и червь их не умрет, и огнь их не угаснет... Так они останутся на позор всякой плоти: все, кто их увидит, с отвращением отойдет от них.
     Действия суда Божия Пророк изображает подобием царского суда: обыкновенно осужденных на казнь по царскому приговору выводили за стены города и здесь казнили их, а трупы оставляли без погребения; здесь они тлели, разъедались червями, а чтобы окрестности не заражались смрадным запахом трупов, здесь же разводился и постоянно поддерживался и огонь, особенно это было необходимо, когда того требовало множество трупов, оставшихся после казни над участниками в народном восстании против воли своего могущественного царя-повелителя. Находясь перед глазами всех, входящих в город и выходящих из него, эти погибшие составляли предмет отвращения для всех, особенно для подданных, своему царю преданнейших.
    Так совершится и суд Божий, по требованию строгой правды Божией: люди, не только преступающие закон Божий, по слабости своей греховной природы, но и с непреклонным упорством противящиеся всем действиям милосердия Господа, обращающего их ко спасению, явятся истинно достойными проклятия и вечного отчуждения от церкви Божией; а люди, непоколебимо преданные Богу, при всех неблагоприятных условиях своей земной жизни, явятся истинно достойными благословения Божия и наследия вечного блаженства в царстве славы Божией.   
    Изображение суда Божьего над древним миром и вероотступной церковью Иудейской, в основных чертах своих, есть предызображение последнего суда Божьего над человечеством всех времен: и тогда рабы Божии, верные своему Господу, наследуют вечную жизнь и славу сынов Божиих; а враги непобедимой правды и противники беспредельной любви Божией, осужденные Богом, преданы будут вечному огню и всемирному позору перед праведными людьми и святыми Ангелами.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible