Скрыть
и бу́детъ ме́сяцъ от­ ме́сяца, и суббо́та от­ суббо́ты, прiи́детъ вся́ка пло́ть поклони́тися предо мно́ю во Иерусали́мъ, рече́ Госпо́дь:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И будет месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо Господем. Пророк обещает постоянное и непрерывное продолжение празднеств и жертвоприношений, прекращенных во время семидесятилетнего Вавилонского плена.

И изыдут и узрят трупы человеков преступивших Мне. Когда истреблен будет Гог, тогда верующие язычники, вместе с сынами Израилевыми приходящие на праздники, придут на место поражения Гога, чтобы видеть праведный суд, его постигший; и исполнится сказанное: Возвеселится праведник, егда увидит отмщение; руце свои умыет в крови грешника (Пс. 57:11)

Толкование на книгу пророка Исаии.

См. также Толкование на Ис. 66:20

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 22-23 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь

Когда говорит: буду брать из них в священники и левиты, то показывает, что старое священство миновало, которое должно было предоставляться Левиину [колену], где было не избрание, а порядок естественный и ряд семейств, нисходящий чрез потомков. Ибо по перенесении священства необходимо было, чтобы было перенесение и закона, и чтобы избрание простиралось на тех, коим предоставляется священство не по крови, а по заслугам и добродетелям, кои прийдут с островов народов и будут возвещать славу Господню. И будут доставлены на конях, и на колесницах, и на носилках, и на мулах, и на телегах. Но как будет новое небо и новая земля, чтобы нельзя было сказать: небо и земля мимоидет (Мф. 24:35), и еще: «небо совьется, как свиток, и опустошится земля чрез истление» (Откр. 6): так во всем новом будет и новый народ Божий, как говорит Писание: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор. 5:17); (Ис. 43:18-19). И в другом месте: аще кто во Христе, нова тварь (2Кор. 5:17). Будет и народ новый, ибо начаток Христос, потом же те, кои Христовы, в пришествии Его (1Кор. 15:23); и небо и земля новая, о которых в восьми блаженствах говорится: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:3-5). Ибо вся тварь теперь покорилась суете в надежде, ради покорившего ее (Рим. 8). Освободятся же от рабства тлению, во славе чад Божиих, те, кои из людей соделаются чадами Его и будут всегда стоять пред лицем Его и имя коих вечно будет пребывать, чтобы не сменил их другой народ, что было с иудеями, но чтобы они пребывали вечно.

И будет, говорит, месяц из месяца и суббота из субботы, чтобы из плотских суббот и месяцев образовались духовные отрадные субботы, каковое субботство соблюдается для народа Божия, и духовный месяц, когда луна от первого пункта до последнего будет полною и будет течь своим порядком, чтобы образовать месяц, то есть календы, которые по-гречески называются νεοιχηνίαι, то есть начало нового месяца, — у них (греков) начало календ начинается и оканчивается не по течению солнца и различным степеням продолжительности месяцев, а по кругообращению луны начинается и оканчивается. Это та луна, о которой в хвале истинного Соломона говорится: и пребудет с солнцем и прежде луны рода родов (Пс. 71:5). Она в Песни Песней называется избранною: кто сия проницающая, аки утро, добра аки луна, избранна, аки солнце возбуждающее удивление (Песн. 6:9). Физики и те, коих предметом занятий служит исследование того, что относится к небу, говорят, что луна не имеет собственного света, но освещается лучами солнца. Ибо с той стороны, с которой она ближе к солнцу, круг ее всегда бывает полным и не затмевается тенью земли, на что и поэт указал в одном небольшом стихе:

А также луна не восходит, заимствуя свет свой от брата.

Если это верно, то и мы можем в переносном смысле сказать, что церковь, которая прибывает и убывает от мира и преследований и, быв погружена во тьму искушений, снова получает прежний свет, имеет свет от Солнца правды и что этот смысл имеют слова: и будет свет луны аки свет солнца (Ис. 30:26), и обитатели еe, праведники, сияют, как солнце, в царстве Отца их. И по этим месяцам семя Давидово, восстановленное навеки, приходит на празднества свои, о которых святый в таинственной речи возглашал говоря: помыслих лета вечная, и поучахся (Пс. 76:6).

Относительно же субботы, означающей покой, мы подробно говорили в пророчестве о пришествии евнухов (см. Толков. на 56). И теперь вкратце нужно сказать, что те приходят в новомесячия и субботы, кои, по прошествии и окончании шести дней, в которые создан мир, спешат к седьмому дню, то есть к субботе, в которой истинный покой. Относительно этих празднеств апостол Павел поучал верующих, говоря: сень бо имый закон грядущих благ (Евр. 10:1). И еще: да никтоже убо вас осуждает о ядении или о питии, или о части праздника, или о новомесячиях, или о субботах, яже суть стень грядущих (Кол. 2:16). Если же это предшествовало, как тень и образ грядущих благ, то весь закон должен быть понимаем духовно, о котором тот же апостол говорил: вемы, яко закон духовен есть (Рим. 7:14), тайны которого и Давид желал знать говоря: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18). Ибо видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:18). Краткий и беглый обзор всего этого не есть дело настоящeго времени. Ибо если и глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило то, что Бог уготовал любящим Его (1Кор. 9), то возможна ли для нас попытка представить описание всего закона, как [описание] всего мира на маленькой табличке?

Относительно же следующего затем: будет приходить всякая плоть, чтобы поклоняться пред лицем Моим в Иерусалиме нужно знать, что в еврейском не написано: в Иерусалиме, чтобы мы могли поколебать высокомерие иудеев, а только: пред лицем Моим, чтобы исполнилось слово Господа, говорящего в Евангелии: аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни в Иерусалимех поклонитеся Отцу (Ин. 4:21). И еще: Дух есть Бог и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4:24). И оное [изречение] апостола: на всяком месте воздеюще преподобныя руки (1Тим. 2:8). Вся же плоть означает не народ иудейский, но весь род человеческий, согласно с написанным выше: узрит всяка плоть спасение Твое (Ис. 40:5). И у Иоиля: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши (Иоил. 2:28). И у Захарии: да благоговеет всяка плоть от лица Господня (Зах. 2:13). И в Псалмах: к Тебе всяка плоть приидет (Пс. 64:2). Это в других словах говорится в другом псалме: вся языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою и прославят имя Твое, Господи (Пс. 85:9). Месяц из месяца и суббота из субботы, в которые будет приходить всякая плоть на поклонение Богу, смешно объясняют хилиасты (χιλιαοτβί), которых мы можем назвать тысячниками, — что те, кои вблизи, будут всякую субботу приходить в Иерусалим, кои далее, — те чрез месяц, то есть по совершении круга календ, а кои весьма далеко, — те ежегодно, то есть во дни Пасхи или Кущей, соответственно тому, что говорится у Захарии: и взыдут на всякое лето поклонятися Царю, Господу воинств, и праздновати праздник скинопигии (Зах. 14:16). А чтобы более доставить смеха слушателям, они то, что пишется в конце книги того же пророка: „и не будет более ни одного торговца в доме Господа воинств в день тот“ (Зах. 14:21), так объясняют, что в тысячу лет купцы уже перестанут существовать, потому что все будет родиться во всех местах, что следовательно и мы не будем нуждаться в амомном листе и перце, и индийцы не будут требовать от нас полея.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 22-23 Якоже бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше: и будет месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо Мною во Иерусалим, рече Господь

Христос обещает любящим Его и познавшим Его пришествие непоколебимую надежду на всякие блага: как Я, говорит, обновив небо и землю, сохраню их в таком состоянии, и никакое время не разорит их, так и семя ваше, и имя ваше станет предо Мною, ибо нова небесе и новы земли, и обетований его чаем (2Пет. 3:13), по написанному. А что надежда святых устоит и пребудет навсегда, в этом уверяет всемудрый Павел, который пишет, что нераскаянна дарования и звание Божие (Рим.11:29). Итак, благословенное семя, принесенное Богу святыми апостолами, сохранится навсегда и ни коим образом не погибнет, но будет существовать как-бы вместе с небом и землей, поддерживаемое в этом Спасителем всех нас Христом. А что множество верующих будет все более и более увеличиваться, – научает, говоря: месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо мною во Иерусалим, ибо не прекратились верующие во Христа, но с того времени, как проповедовали божественные ученики, доселе приступают жаждущие света истинного богопознания то из последователей многобожной прелести, а то и из сонмищ иудейских, хотя по одиночке и не помногу. Однако и эти (последние) придут, ибо призваны будут в последние времена века, когда исполнение языков внидет, как говорит всемудрый Павел (Рим. 11:25).

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О субботе и воскресении


Сектанты говорят: Нужно праздновать субботу, как предсказал Исаия (Ис.66:23).

Православный ответ: Здесь предсказано вообще о христианском праздновании, и это должно понимать иносказательно, иначе нужно допустить, что у христиан должны быть и левиты.

Оружие правды

Примасий, еп. (†560)

Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь

Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет им. Словом месяц он обозначил свет из-за того, что луна на исходе месяца имеет наиболее яркий свет, а словом суббота - вечный покой. Это как если бы он сказал: тогда из света в свет и из вечного покоя в вечный покой будет им.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь

Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое… В этих словах пророка можно, кажется, видеть прямой ответ на сетование иудеев о разрушении Иерусалимского храма и вынужденном прекращении ритуального богослужения (1-2 ст.). При новом строе вещей, имеющем наступить в христианской церкви, откроется возможность и непрерывного богослужения (Ис. 60:6; Зах. 14:16). Показателями вечности и непрерывности этого служения взяты два, наиболее устойчивых и типичных ветхозаветных института: из месяца в месяц, из субботы в субботу - то есть регулярно будут совершаться обычные богослужения. Но вместе с тем, здесь сильно выдвинута и отличительная черта новозаветного богослужения, по сравнению с ветхозаветным: к нему допускается и в нем деятельно участвует «всякая плоть», а не одни лишь иудеи, как в Ветхом Завете.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.22–24. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.
Ст.22-24. Яко же бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше: и будет месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо Мною во Иерусалим, рече Господь. И изыдут и узрят трупы человеков преступивших Мне: червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти.

     
Для избранных рабов Своих от всех народов Господь устроит новое небо и новую землю, на которых уже не будет проклятия, а вечно пребудет благословение Божье (Ис.65:17-18); поэтому и обитатели на сей земле и под таким небом будут всегда пред Господом, в мире и радости, и как сами, так и их потомство, которое унаследует их имя, или их свойства и совершенства. Преданные Богу, они будут всегда поклоняться Богу в Его храме, из месяца в месяц, из субботы в субботу: поклониться Богу в Иерусалиме придет всяка плоть – не только Евреи, но и все племена всех народов. Сии-то все спасенные Богом, приходя и уходя, увидят действие гнева Божия над людьми преступными: их трупы, оставшиеся без погребения на поверхности земли, как проклятых, будут гнить, тлеть и гореть, и червь их не умрет, и огнь их не угаснет... Так они останутся на позор всякой плоти: все, кто их увидит, с отвращением отойдет от них.
     Действия суда Божия Пророк изображает подобием царского суда: обыкновенно осужденных на казнь по царскому приговору выводили за стены города и здесь казнили их, а трупы оставляли без погребения; здесь они тлели, разъедались червями, а чтобы окрестности не заражались смрадным запахом трупов, здесь же разводился и постоянно поддерживался и огонь, особенно это было необходимо, когда того требовало множество трупов, оставшихся после казни над участниками в народном восстании против воли своего могущественного царя-повелителя. Находясь перед глазами всех, входящих в город и выходящих из него, эти погибшие составляли предмет отвращения для всех, особенно для подданных, своему царю преданнейших.
    Так совершится и суд Божий, по требованию строгой правды Божией: люди, не только преступающие закон Божий, по слабости своей греховной природы, но и с непреклонным упорством противящиеся всем действиям милосердия Господа, обращающего их ко спасению, явятся истинно достойными проклятия и вечного отчуждения от церкви Божией; а люди, непоколебимо преданные Богу, при всех неблагоприятных условиях своей земной жизни, явятся истинно достойными благословения Божия и наследия вечного блаженства в царстве славы Божией.   
    Изображение суда Божьего над древним миром и вероотступной церковью Иудейской, в основных чертах своих, есть предызображение последнего суда Божьего над человечеством всех времен: и тогда рабы Божии, верные своему Господу, наследуют вечную жизнь и славу сынов Божиих; а враги непобедимой правды и противники беспредельной любви Божией, осужденные Богом, преданы будут вечному огню и всемирному позору перед праведными людьми и святыми Ангелами.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible