Скрыть
Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове твои с тобою: и будет якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе

Видишь ли вновь воспламененную любовь и возбужденное желание?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо будет жить юноша с девою и будут жить в тебе сыновья твои. И будет радоваться жених о невесте, будет радоваться Бог твой о тебе

И апостол говорит: мужие, любите своя жены, якоже и Христос Церковь (Еф. 5:25). И в другом месте, представив пример: сего ради оставит человек отца и матерь, и прилепится к жене, и будета два в плоть едину, он присовокупил: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5:31-32). Следовательно, если вследствие краткости времени, которое затруднительно, мужья так должны иметь жен, как бы они не имели их: то восколько более святым будет союз жениха и невесты? Это тот жених, о котором в осьмнадцатом псалме поется: и той яко жених, исходяй от чертога своего (Пс. 18:6), и та невеста, о которой очень часто пишется в Песне Песней и которая не имеет морщины и пятна (Песн. 4). Ее Павел желает представить одному мужу чистою девою, чтобы она была свята телом и духом. О ней также под именем возлюбленного поет 44 псалом: предана царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44:10). Таким образом, как жених радуется о невесте и юноша вместе с девою, в каковых примерах союз бывает святым, так Господь будет радоваться о той, имена которой останутся неизменными.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове твои с тобою: и будет якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе

Затем обращает свои слова к церкви, как состоявшей сначала из рядов иудейских. Божественные ученики по плоти были сынами ее; и хотя они имели в ней преимущество и начальство над другими, как облеченные апостольскими достоинствами, однако же питали величайшую любовь и расположение к ней, так что их нежность к ней, казалось, была такою, какая свойственна юноше, живущему вместе с девушкою, то есть, соединенною с ним с девических лет. А говорят, что связанные между собою такими узами способны бывают чувствовать самую нежную любовь друг к другу. Посему премудрый Павел говорит: скорбь ми есть и непрестающая болезнь сердцу моему по братии моей, сродницех по плоти, иже суть Израелите (Рим. 9:2-3); он желал быть даже отлученным за них. Но предложенным нам пророчеством указывается на великое обновление событий и на достойную удивления перемену, ибо древняя и как бы поседевшая от времени синагога уподобляется молодой девушке. Поживут сынове твои, говорит, яже с девою. Об этом, думаю, воспевается и в Псалмах: обновится яко орля юность твоя (Пс. 102:5), жили же в ней, руководя ее как кормилицу, утешая ее как мать, отвлекая от сеней и образов и мудро возбуждая в ней желание истины вместо бесполезной сени. Нечто подобное сказал ей и божественный Давид: вместо отец твоих быша сынове твои (Пс. 44:17); ибо сыны ее во плоти сделались ее отцами, будучи начатком новых ее чад, очевидно по вере призванных к познанию Спасителя всех нас Христа. Имея в виду такое положение дел, говорит: тако возрадуется Господь о тебе, якоже радуется жених о невесте; ибо Единородное слово Божие снизошло с небес, дабы соделать плодоносною Церковь, которую Он представи себе деву чистую, не имушу скверны или порока, напротив святу и непорочну (Еф. 5:27). Так, восприняв от Него семена евангельской жизни, она зачала и родила уже не служение чрез кровь и дым (жертв), но такое служение, которое приукрашено красотой истины. Посему-то и радуется, видя применение образов закона в истину евангельскую и невесту, блистающую духовными жертвами и истинно святыми делами.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Не будут уже называть тебя «оставленным », и землю твою не будут более называть «пустынею », но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему », а землю твою - «замужнею », ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой

Сравнения и образы, данные в этих стихах, более подробно раскрыты были пророком Исаией раньше (Ис. 54:4-8), где они нами и прокомментированы.

Общий смысл их тот, что если прежде плотской Израиль (церковь ветхозаветная) расторг свой брачный союз с Господом и потому был как бы покинут Им, то теперь духовный Израиль (церковь новозаветная) своим искренним обращением к Богу снова привлек к себе благоволение своего Господа, восстановил и на век упрочил этот союз, Заслуживает внимания, что перемена в положении Израиля запечатлена здесь и соответствующей переменой имени: раньше он называется «оставленным», по-еврейски הכיצע (Azuva), а затем переименовывается в הכ-יצמה (Hephzi-bah), что значит «пользующаяся благоволением». Любопытно отметить, что подобные имена, действительно, были в употреблении у евреев: Азувой, напр., звали мать иудейского царя Иосафата (3Цар. 22:42), а Хефцибой - мать иудейского же царя Манассии (4Цар. 21:1).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.3–5. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.
Ст.3-5. И будеши венец доброты в руце Господни и диадима царствия в руце Бога твоего: и не прозовешися ктому оставлен, и земля твоя ктому не наречется пуста: тебе бо прозовется воля Моя, и земля твоя вселенная, яко благоволи Господь в тебе, и земля твоя вкупе населится. И якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове твои с тобою: и будешь якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе.

     
Сион или собственно общество спасенных Богом жителей нового Сиона (Церковь) будет венцем доброты или славы и диадимой царствия или царской диадемой в руки Господа: как царский венец и диадема (головная повязка, обыкновенно из золота) всегда служили знаками царской чести и славы, неотъемлемой принадлежностью царского сана и звания, а вместе с тем и неразрывного союза царя с его царством; так и спасенный Богом Сион послужит славе Господа перед всеми народами мира, пребудет непременной принадлежностью Его царственной власти и залогом нового и неразрывного союза Церкви с Богом.
     При таком отношении Сиона к Богу, его уже не будут называть «оставленным», как называл его даже сам народ во время плена Вавилонского (Ис.40:27; Ис.49:15), и землю, среди которой был Сион, не будут уже называть «пустыней», как справедливо называли ее после Халдейского нашествия и разорения (Ис.64:10): нет, Сион назовется воля Моя или «желанный Мой», «возлюбленный Мой»; так он назовется и Богом, и людьми (Ис.62:2,12); а земля, его окружающая, назовется вселенная или населенная, – так потому, что Господь явит к Сиону и земле Своей новое и полное благоволение Свое.
     Такое восстановление Сиона и сопредельной ему страны, в их совершенном благоустройстве, будет следствием нового союза Бога с Израилем. А в основании этого союза будет положена любовь самая чистая и сильная, по подобию искренней и пламенной любви жениха-юноши к деве-невесте. И как обыкновенно, естественный союз чистой любви выражается в восторженной радости жениха и невесты; так возрадуется и Господь о Своей Церкви, Им оправданной и призванной в вечный союз с Собою.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible