Скрыть
проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия

«Проповедовать лето Господне благоприятное». Акила и Симмах говорят: «год приятный». «И день воздаяния Богу нашему» (в русском переводе: «и день мщения Бога нашего»). Справедливо говорит: «день воздаяния», чтобы они не надеялись только на возвещенные блага, и не были беспечными. Вот приходит суд, так что Он каждому воздаст по его делам. Он не затем только пришел, чтобы отпустить грехи, и даровать дары. А ты получаешь таковые дары для умножения грехов!

«Утешить всех сетующих», – как тех, которые скорбели по причине телесных, так и тех, которые скорбели по причине духовных немощей. Симмах говорит: «утешить».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня, возвещать кротким послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем, и проповедывать пленным освобождение и узникам открытие [темницы], проповедывать лето благоприятное Господу и день мщения для Бога нашего, утешить всех плачущих, предоставить сетующим Сион и дать им вместо пепла венец, вместо плача — елей радости, вместо духа скорби — одежду (pallium) хвалы

Тот, кто выше сказал: Я, Господь во время соберу их или по еврейскому: Я, Господь во время его внезапно совершу это, говорит вслед за тем: Дух Господа Бога на Мне, — не потому, что Господь Бог имеет Господа Бога, а потому, что Он говорит сообразно с домостроительством воплощения то, что свойственно уничижению. К Нему и псалмопевец говорил: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44:8). Ибо, когда называются причастники, то ты должен разуметь телесную природу, потому что Бог не имеет причастников. А так как помазание было духовным, а не [помазанием] тела человеческого, как было в священстве иудейском, то говорится, что Он помазал паче причастник, то есть прочих святых. Помазание Его совершилось в то время, когда Он крестился в Иордане и Дух Святый сошел на Него в виде голубя и пребыл на Нем (Ин. 1:32), О нем говорил и этот же самый пророк: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия (Ис. 11:1-2). Поэтому и когда Спаситель, после крещения в Иордане, пришел в Назарет, в котором был воспитан, то вошел по обычаю в день субботний в синагогу их. И когда встал читать, то дана была Ему книга пророка Исаии, открыв которую, Он нашел написанное: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя; благовестити нищим посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя на свободу, проповедати лето Господне приятно (Лк. 4:18-19). Когда, закрыв книгу, Он отдал ее слуге и сел, то глаза всех, бывших в синагоге, устремились на Него, и Он начал говорить им: днесь сбытся писание сие во ушию вашею. И вси свидетельствоваху Ему. И дивляхуси о словесех благодати, исходящих из уст Его (Лк. 4:21-22).

Итак, если в то время исполнилось пророчество, то каким образом некоторые относят то, что [здесь] говорится, ко временам кончины? Разве только то мы можем сказать, что тогда оно исполнилось отчасти, а полнее оно совершится тогда, когда весь народ Божий будет праведным, ибо теперь мы от части разумеваем и от части пророчествуем. Егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится (1Кор. 13:2-10). Таким образом Он помазан Духом Святым для того, чтобы благовествовать нищим или кротким, как Он говорит в Евангелии: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:4-5). И послан Он для исцеления тех, которые сокрушены сердцем (Лк. 4:18) и говорят: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19), или, по Симмаху и Феодотиону,чтобы обвязать раны грехов, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение и заключенным открытие [тюрьмы], что яснее перевел Симмах: узникам освобождение о Нем или вернее к Нему выше говорится: се Аз дах Тя во свет языков отверсти очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темницы седящыя во тьме (Ис. 42:6-7). Под летом же благоприятным и днем воздаяния разумей все то время Его проповеди, в течение которого Он жил во плоти. Это и апостол изьясняет в отношении к первому пришествию Спасителя, говоря: се ныне бремя благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6:2), о чем мы подробнее сказали выше (Ис. 49:9). Если же воздаяние принимается в смысле не заслуг в добре, а наказаний за грехи, соответственно чему оно называется днем мщения, то следует понимать,что это в отношении к народу иудейскому, который после страдания Его немедленно был постигнут гневом Божиим. И утешил Он всех плачущих, говоря: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5:4), чтобы предоставить плачущим Сион и дать им славу и венец вместо пепла. Из числа их был и апостол Павел, который оплакивал Сион и говорил: яко скорбь ми есть велия и непрестающая печаль (Рим. 9:2). И еще: молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей и сродницех моих по плоти, иже суть исраилите (Рим. 9:3-4). И так как они были плачущими и сетующими, то вместо пепла получили елей радости, видя, что весьма многие из иудеев уверовали и облеклись в весьма чистую одежду вместо траурного одеяния.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–3 Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия, дати плачущим Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа унынья

Сказав в предшествующих стихах о тех, которые будут призваны через веру: Аз Господь по времени соберу их, – теперь (как будто уже наступило время, в которое обещано собрать их, и как будто Он уже сделался человеком, уподобился нам и уничижил Себя до истощания говорит: Дух Господень на Мне, хотя Единородный, будучи по естеству Бог, есть Святой святых и Сам освящает всякое создание, так как Он рожден от Святого Отца, и исходящего от Него (т.е. от Бога Отца) Духа также и своими верховными силами ниспосылает как Своего, и притом тем, которые познали явление Его. Каким же образом Он был освящаем? Ибо Он, будучи Богом и вместе человеком, по божеству подает Духа твари, а по человечеству Сам приемлет от Бога и Отца. Это мы и называем помазанием. Далее Он объясняет причину вочеловечения, ибо сказав: от Отца, необходимо присовокупил: Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым пpoзрение, нарещи, сверх того, и день воздаяния. Из сего же изречения видно, как многочисленны славные дела вочеловечения Единородного. Дабы прибрести поднебесную, привести живущих по всей вселенной к Богу и Отцу, изменив все к лучшему и как бы обновив лицо земли, Он принял зрак раба, хотя Он – Господь всяческих. Итак, Он благовестил нищим, для сего, говорит, и послан был. Под нищими же могут быть подразумеваемы те, которые некогда страдали недостатком всякого добра, упования не имуще и безбожни в мире, по написанному (Еф. 2:12). А те из язычников, которые обогатились верою в Него, стяжали божественное и небесное сокровище, очевидно, евангельскую и спасительную проповедь, через которую сделались причастниками царства небесного, общниками святых и наследниками благ, превышающих ум и слово. Око, говорит, не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдота, яже уготова Бог любящим Его (1Кор. 2:9). Или же, быть может, пророческое слово говорит здесь о том, что нищим духом сообщено Христом изобильное подаяние даров (духовных). Сокрушенными же сердцем называем тех, которые имеют слабый и нетвердый дух, не имеют сил противиться нападению страстей, таким образом подчиняются им и кажутся как бы пленниками. Таковым обещает исцеление и отпущение, а слепым дает и прозрение; ибо, служащие твари, говорящие дереву: отец мой еси ты, и камню: ты мя родил еси (Иер. 2:27) (и не знающие) истинного и по естеству Бога, – неужели они не слепы? и душа их неужели не лишена света божественного и духовного? Таковым Отец ниспосылает свет истинного боговедения; ибо они призваны через веру и познали Его, пaчe же познани бывше от Него (Гал. 4:9; ср. 1Кор. 8:3), и сыны ночи и тьмы сделались чадами света. Да, их осиял день, и взошло Солнце правды и воссияла светлая денница. Но ничто не препятствует относить все сказанное и к потомкам Израиля. Ведь и они были нищими и сокрушенными сердцем, как бы пленниками и пребывающими во тьме: ибо несть на земле творяй благостыню, несть до единаго, но вси уклонишася вкупе неключими быша (Пс. 13:3) – Но пришел Христос и прежде других благовествовал Израильтянам дела своего пришествия; и сверх того благовествовал, чтоб нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния. Приятное лето, это то, в которое Христос был распят за нас; ибо тогда мы сделались приятными Богу и Отцу и через Него стали приносить плоды (добродетели). Этому учил и Он Сам, говоря: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично паде на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин. 12:24); и опять егда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12:32). Итак, Он воскрес тридневен, поправ державу смерти. Потом, обращаясь к святым ученикам, Он говорил: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя, Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:18, 10). И так приятно, без сомнения, то лето, в которое мы были приняты, получив общение с Ним, омывшись от греха через святое крещение и сделавшись общниками Его божественного естества через причастие Святого Духа. Приятным летом было то, в которое Он явил славу Свою в неизреченных знамениях, ибо мы радостно встретили время спасения через Него, на которое указал и премудрый Павел, говоря: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6:2). Днем же воздаяния мы называем не иное какое время, как тоже самое время Его пришествия, в которое Им совершено было воздаяние уверовавшим в Него через обетование во уповании. Разумею вот что: достохвальная жизнь по закону Моисея хотя и доставляла здешнее (земное) благополучие тем, которые с охотою проводили ее непорочно; но она не имела обетования наград в будущей жизни и только напоминала о благоденствии настоящей жизни; ибо (закон) повелевал удаляться от грехов, возглашая: да не умреши не во время свое (Еккл. 7:18); и детям возглашает: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). Обещал также и изобилие плодов (земных), прекращение войны, распространение мира и вследствие его радость. Посему устами Захарии сказал: плодовито населится Иерусалим от множества человеков и скотов, иже посреде его: и Аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славе буду посреде его (Зах. 2:4); и опять: еще сядут старцы на путех Иерусалимских, кийждо жезл свой имый в руце своей от множества дней: и пути града исполнятся отрочищ и отроковиц играющих на путех его (Зах. 8:4-5). Итак, закон Моисеев обещал древним наслаждение только временными наградами: божественная же и спасительная проповедь обещает воздаяние в будущем веке: блажени нищии духом, говорит, яко тех есть царствие небесное (Мф. 5:3). И если кто захочет внимательно исследовать дальнейшие блаженства, тот найдет, что возвещенные Богом награды и славны, и велики. Впрочем, если угодно кому, можно воздаяние, совершенное Христом во время Его пришествия, не без основания толковать и некоторым другим образом, а именно: премерзостный сатана некогда величался над жителями земли, владычествовал над вселенной, отвлекши ее от истинного познания, говорю о познании Бога по естеству, и повергнув их как бы в болота греха, сделал их поклонниками себе и своим лукавым силам; посему говорил: вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яица возму: и несть, иже убежит мене, – или противу мне речет (Ис. 10:14): но его надежды относительно этого оказались пустыми, ибо восстал и противуглаголал за нас Христос, совершил Он и отмщение над ним за преступление его против нас, разрушив всю его силу, уничтожив его владычество над нами и, пленицами мрака связав, по написанному, предаде на суд великаго дне мучимых блюсти (2Петр. 2:4; ср. Иуд. 1:6), как его, так и прочих, которые вместе с ним сделались отступниками. Посему божественный Давид, как бы от лица искупленных, воспевает и говорит: исповемся, Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему Вышний. Яко сотворил еси суд и прю мою: сел еси на престолы, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век, и в век века (Пс. 9:2-6). Так и в другом месте говорит о том же самом: взыщется грех его, и не обрящется (Пс. 9:36). И Сам Спаситель сказал: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31). Таким образом, и по этому толкованию, время воздаяние есть то, в которое воссиял миру Христос. Пришел же Он, сказано, для того, чтобы утешити вся плачущия Сиона, дати славу вместо пепела, и помазание веселия, и украшение славы вместо духа уныния. У Иудеев некогда были мужи святые, сведущие в законе, исследовавшие и изучавшие пророческие предсказания. Видя, что потомки Израиля стали пренебрегать законом Моисея и предпочитать свои пожелания, учить учению и заповедям человеческим и проводить беззаконнейшую и грехолюбивую жизнь, – эти мужи испытывали скорбь о них, свойственную святым, и ожидали искупления через Христа; ибо они, по внушению Духа, знали того, кто верою оправдывает нечестивого и милосердою благодатью очищает оскверненных. Посему праведный Симеон, взяв на руки новорожденного Иисуса, молился, говоря: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, свет во откровение языком и в славу людей Твоих Израиля (Лк. 2:29-32). Найдем, что и божественный Захария, отец Иоанна, говорил: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим: и воздвиже рог спасения нам (Лк. 1:68-69). Благовествовал и Филипп Нафанаилу, говоря: Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета (Ин. 1:45). И премудрый Павел пишет: скорбь ми есть, и непрестающая болезнь сердцу моему по братии моей, сродницех моих по плоти (Рим. 2:3). Так дано плачущим Сиона утешение через Христа, и вместо пепела слава: они перестали скорбеть и плакать о нем (Сионе) и получили благодать через Христа, возвещая и проповедуя радостную весть (Евангелие). Дано же им помазaниe веселия вместо плача и украшение славы вместо духа уныния. Помазанием здесь называет радостное (состояние духа) или веселие и радость вместо сетования и плача, и украшение (καταστολήν) славы, то есть, облачение, или платье и одежда вместо духа уныния (ἀκηδίας), то есть, вместо древнего малодушия; ибо те, которые древле плакали о Нем и упадали духом, ради Него прославились. Как же прославились? Они поставлены наставниками и учителями Его, о чем и было сказано Ему через лиру Псалмопевца: вместо отец Твоих быша сынове Твои (Пс. 44:17); ибо премудрые ученики, бывшие чадами синагоги Иудейской, сделались отцами. Посему премудрый Павел пишет некоторым: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1Кор. 4:15). Итак, бывшие сыновьями Его, поставлены в качестве отцов. А что божественные ученики имели украшение славы божественной, будет ясно из слов, сказанных к ним однажды Христом: болящие исцеляйте, бесы изгоняйте, мертвые воскрешайте (Мф. 10:8); и опять: вы есте свет миру (Мф. 5:14).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих

Проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего… Здесь обращает на себя внимание сочетание двух, довольно разнородных свойств Мессии: Его милующей любви и карающей правды. Впрочем, черта эта хорошо известна и по изображению Псалмопевца, который выразительно замечает про Господа, что у Него «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). В данном случае милующая любовь Мессии будет изливаться на всех бедных, страждущих, униженных и притесняемых; а Его карающая Правда будет направлена против всех самонадеянных богачей и несправедливых угнетателей. В самом сопоставлении таких противоположностей, как «лето благоприятное» в «день мщения» нельзя не видеть излюбленного пророком Исаией приема – говорить антитезами.

Ближайшей, определяющей параллелью к выражению «лето благоприятное» может служить место из 50 гл., где говорится об исполнении времени борьбы и полном, сугубом воздаянии за нее (Ис. 50:2), а к термину «день мщения» – слова последующего контекста: «день мщения в сердце Моем и год Моих искупленных настал» (Ис. 63:4). Из всего этого должно заключать, что такими синонимическими терминами, в сущности, определяется одно и то же время, именно, период земной жизни Спасителя, который одновременно был временем оправдания и спасения для одних, и временем суда и наказания для других (Ин. 9:39).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.1-3. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.
Ст.1-3. Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущыя, дати плачущым Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущым, украшение славы вместо духа уныния: и нарекутся родове правды, насаждение Господне во славу.
 

     Пророк, как Помазанник Божий, предшественник и предвозвестник Мессии-Спасителя, говорит: Дух Господень на Мне, подразумевается, что постоянно пребывает, как сила просвещающая и освящающая.
     Господь помазал Меня или сообщил Мне дары Святого Духа через помазание, ради того, чтобы послать Меня благовествовать нищим, чтобы людям, лишенным права наследия благ духовных, возвестить радость наследия вечного блаженства (Ис.61:7). 
     Господь послал Меня изцелити сокрушенныя сердцем: людей, у которых душа, под гнетом горя, не может обладать принадлежащими ей силами, не в состоянии действовать ими в совокупности, а потому постоянно страдает, тех изцелитьдаровать им крепость сил, свободу духа в радости сердца.
     Господь послал Меня проповедати пленником отпущение и слепым прозрение: людям, томящимся в плену, возвестить время отпущения или освобождения из плена, а слепым возвестить прозрение, точнее: узникам, томящимся в подземных темницах, как бы во мраке могил, возвестить открытие темниц и озарение светом солнца. Такое озарение их и будет как бы прозрением слепых. Я послан, говорит Пророк, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния: тем, кто находится в рабской работе, нарещи или возвестить наступление лета Господня приятного, каковым были обыкновенно субботний и юбилейный годы, когда, по Закону Божию, земля должна была отдыхать, а рабы отпускались на свободу (Лев.25:4-7;10-13;39-42; ср. Исх.21:2-3),  нарещи и день воздаяния, подразумевается, день отмщения пленителям и притеснителям, и день награды угнетенным и огорченным.
     Господь послал меня утешити вся плачущыя: кто, в скорби о разлучении с Сионом, оплакивал его и, по обычаю, выражал свое сетование во внешних знаках печали, тех утешить, а именно, возвестить им, что, вместо пепла, служащего знаком гибели, им дана будет слава, т.е. венец на голову вместо терзания волос, что всегда выражало отчаянную грусть, им дан будет елей, которым обычно намазывали голову в дни праздников, в знак радости, вместо разодранного вретища, что выражало уныние духа, им дано будет украшение славы или славное украшение, т.е. красивая, богато украшенная, праздничная одежда. И поколения таковых Богом избавленных людей назовутся в потомстве своем родове правды, или поколения праведников. И это поколение праведников будет как бы новый и прекрасный виноградник Господа, насажденный Его десницей и взращенный Его благодатью, и – во славу Его, вместо прежнего, бесплодного, негодного и погибшего (Ис.5).
     Пророк Исаия, как великий Помазанник Божий, предвозвещавший избавление народа из плена Вавилонского, со всеми радостями его, а также предсказывавший об отрадном времени явления в мир Спасителя, имел основание говорить так и о своем призвании и послании.
     Но Пророк только предвозвещал отрадные дни спасения из дали времен, а сам не был очевидцем этих блаженных дней. А потому Он есть только прообраз Великого Помазанника Божьего, Спасителя, который не только возвестил о таком Своем служении людям, но и совершил то, что говорил и на что был послан Богом, как Помазанник Святой из Святых.
     Он объявил и действительно даровал людям «лето Господне приятное» – «день спасения», со всеми его радостями не только земными, но и небесными: для нищих – блага милосердия и духовные дарования, для сокрушенных сердцем – благодать исцеления от недугов и грехов, для пленных – свободу от своих страстей и от власти ада, для слепых – озарение очей и просвещение ума, и всем вместе Он даровал блага блаженства (Лук.4:16-21,43;7:20-23; Мф.11:4-6).


 

Книга пророка Исайи

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посланничестве.
 

Лк.4:18. Эти слова пророк Исаия говорил от лица Мессии: Ис.61:1-2; и Иисус Христос, объясняя это пророчество, сказал: «ныне исполнилось писание сие»: Лк.4:21. Присваивать себе такое исключительное посланничество никто из смертных не должен: Ин.3:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible