Скрыть
Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-20 И не будет тебе ктому солнце во свет дне, ниже восход луны просветит твою нощь, но будет тебе Господь свет вечный и Бог слава твоя. Не зайдет бо солнце тебе, и луна не оскудеет тебе: будет бо Господь тебе свет вечный

Каким же образом «не будет уже солнце служить тебе светом дневным» и вместе с тем «не зайдет уже солнце твое»? Каким образом «и сияние луны – светить тебе», а потом: «и луна твоя не сокроется»? Не оскудеет свет светил, но он будет светить не так, как будет светить Господь; свет светил освещает на время только тело, а свет Бога освещает как тело, так и душу. Видишь ли чудеса? Бог показывает благодеяния, которые Он намерен даровать народу после возвращения из плена, и вместе с тем предсказывает, что Он дарует в Новом Завете великую благодать, потому что не только будет светить свет светил, но гораздо лучше: свет Божий будет просвещать умы и помышления, – тот свет, от которого народ намерен был отступить. Отсюда же открывается и то, что Он обещает им (иудеям) не духовные дары, но золото, серебро, медь, железо, овнов наваиофских, кипарисы, лавры. Итак, иудей, обрати внимание и не надейся ни на что иное, кроме благ телесных. Хотя свет луны или солнца иногда иссякает, однако это происходит не от их природы, но от грехов, которые народ навлек на них. Потому Бог и говорит: будете ходить во свете светил без страха; а потом: всяка печаль отнимется от тебя. «И окончатся дни сетования твоего». Здесь пророк говорит также о внезапной смерти, которой больше не будет.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 19-20 Не будет уже солнце служить тебе для дневного освещения и блеск луны не будет освещать тебя; но Господь будет для тебя вечным светом и Бог твой славою твоею. Не зайдет уже солнце твое и луна твоя не будет убывать, ибо Господь будет светом вечным и окончатся дни плача твоего

Этот отдел заставляет нас все, что сказано, и что будет сказано, относить к последнему времени, когда, по прехождении неба и земли, прекратится служение солнца и луны, и будет сам Господь вечным светом, чтобы то, что по мнению хилиастов должно буквально (carnaliter) исполниться, мы признавали за имеющее совершиться духовно, отличаясь от них в отношении к свойству обетований, а не времени. Им вкратце следует ответить, что если для лжепророков и грешников солнце заходит в полдень, и наоборот, для боящихся Бога восходит солнце правды; то почему не постоянно [светит] для святых [солнце правды], — тот, Кто говорит: Аз есмь свет миру (Ин. 8:12), который светит во тьме, и тьма не объяла Его (Ин. 1:1)? Во дни солнце не ожжет нас, ниже луна нощию (Пс. 120:6). Ибо мы имеем Господа светом вечным, и дни нашей печали прекратятся, когда мы не плакать будем при разрушении Иерусалима, а радоваться при созидании Церкви. Ибо блаженны сетующие, потому что они утешатся. Блаженны плачущие потому что они возсмеются. Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся (Мф. 5; Лк. 6), чтобы, по насыщении плотию Господа, изливать из сердца слово Господне и говорить о своих делах царю (Пс. 44).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 19-20 И не будет тебе ктому солнце во свет дне, ниже восход луны просветит твою нощь, но будет тебе Господь свет вечный и Бог слава твоя. Не зайдет бо солнце тебе, и луна не оскудеет тебе: будет бо Господь тебе свет вечный

Мыслям, заключающимся в предложенных словах, некоторые желают дать такое толкование: когда в последние времена века восстанут лежащие в земле, и Спаситель всех нас Христос снизойдет с небес со святыми ангелами во славе Отца, тогда исчезнет блеск стихий, нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, по написанному (2Пет. 3:13). Нечто подобное сказал и Сам Спаситель, что в те дни солнце померкнет и луна не даст света своего (Мф. 24:29); ибо для освещения святых достаточно будет самой славы Спасителя. Но чтобы толкуемое место имело какую-либо связь с предшествующею мыслью, мы, одобрив изложенное толкование, утверждаем однако же, что в приведенных стихах указывается и на нечто другое. Свет солнечный, а равно и лунный полезны и необходимы для телесных глаз. Но ночью уменьшается свет солнечный, а днем - свет лунный; ибо они попеременно уступают друг другу место для освещения. Напротив, божественный и духовный свет, ниспосылаемый в сердца уверовавших Спасителем всех чрез Святого Духа и чрез лиц искусных и тайноводстве, будет непрестанным, вечным и всегда блистающим, так что ум каждого не будет иметь нужды в восхождении ни солнца, ни луны для освещения или зрения; ибо ум просвещается не чувственным светом, но он имеет нужду в просвещении и облистании от Духа Святого для того, чтоб он мог созерцать славу Христа и свойственное Ему сходство, очевидно по существу с Родившим Его, а так же безошибочно знать путь превосходной жизни. Итак, Спаситель соделался для них светом вечным, и это Он объясняет нам, говоря: Аз есмь свет миру (Ин. 8:12), и опять: егда в мире Есмь, свет Есмь миру (Ин. 9:5); ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный (Ин. 8:12).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-22 Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои - славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время

С 18 по 22 — последний, заключительный отдел поэмы, пророчественно венчающий Сион вечной, непрестающей славой.

Все содержание этого отдела, в котором идет речь о вечном, незаходящем свете, имеющем сменить наши теперешние светила (солнце и луну 19–20 ст.), о праведности всего народа Божия, о вечном наследии им обетованной земли (21 ст.) и о происхождении от него многочисленного и сильного потомства (22 ст.) — говорит, по-видимому, зато, что он, подобно концу предшествующего отдела, относится не столько к христианской, сколько к апокалипсической эпохе, т. е. к откровению царства славы. Веским подтверждением этого является близкое совпадение этих отделов, не только в мыслях, но даже и в словах, с параллельным местом из Апокалипсиса Иоанна Богослова: «и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветит его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить в свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет… И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:23–27; ср. также 22:5).

В заключение комментария данной главы находим нелишним отметить, что широкая перспектива пророчественного кругозора данной главы и некоторая неясность разграничения в ней трех исторических эпох (конца ветхозаветной, новозаветной и апокалипсической), вместе с другими, подобными же местами Священного Писания послужили поводом к образованию двух ложных взглядов: одного — раввинистического: «о скорби» и о «радости» дней Мессии, другого — древне-христианского: о тысячелетнем земном царстве, известном под именем ереси «хилиазма». Но ни то, ни другое из этих заблуждений не имеет, как мы видели, никакой действительной опоры в самом тексте главы, и следовательно, должно быть отнесено лишь на счет неправильного понимания внешнего смысла Священного Писания и недостаточного усвоения внутреннего духа.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.18,19,20,21,22 Не слы­шно будет более насилия в земле твоей, опустоше­ния и разо­ре­ния – в пред­елах тво­их; и будешь назы­вать стены твои спасе­нием и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Го­с­по­дь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроет­ся, ибо Го­с­по­дь будет для тебя вечным светом, и окончат­ся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насажде­ния Моего, дело рук Мо­их, к про­славле­нию Моему. От малого про­изойдет тысяча, и от самого слабого – сильный народ. Я, Го­с­по­дь, ускорю совершить это в свое время.

     С 18 по 22 – последний, заключительный отдел поэмы, пророчественно венчающий Сион вечной, непрестающей славой.

     Все содержание этого отдела, в котором идет речь о вечном, незаходящем свете, имеющем сменить наши теперешние светила («солнце... и... луну» 19–20 ст.), о праведности всего народа Божия, о вечном наследии им обетованной земли (21 ст.) и о происхождении от него многочисленного и сильного потомства (22 ст.) – говорит, по-видимому, за то, что он, подобно концу предшествующего отдела, относится не столько к христианской, сколько к апокалипсической эпохе, т. е. к откровению царства славы. Веским подтверждением этого является близкое совпадение этих отделов, не только в мыслях, но даже и в словах, с параллельным местом из Апокалипсиса Иоанна Богослова: «и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветит его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить в свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет… И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:23-27; ср. также Откр.22:5).

     В заключение комментария данной главы находим нелишним отметить, что широкая перспектива пророчественного кругозора данной главы и некоторая неясность разграничения в ней трех исторических эпох (конца ветхозаветной, новозаветной и апокалипсической), вместе с другими, подобными же местами Священного Писания послужили поводом к образованию двух ложных взглядов: одного – раввинистического: «о скорби» и о «радости» дней Мессии, другого – древне-христианского: о тысячелетнем земном царстве, известном под именем ереси «хилиазма». Но ни то, ни другое из этих заблуждений не имеет, как мы видели, никакой действительной опоры в самом тексте главы, и следовательно, должно быть отнесено лишь на счет неправильного понимания внешнего смысла Священного Писания и недостаточного усвоения внутреннего духа.

 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible