Скрыть
Приближа́етсѧ ско́рѡ пра́вда моѧ̀, и҆ и҆зы́детъ ꙗ҆́кѡ свѣ́тъ спⷭ҇нїе моѐ, и҆ на мы́шцꙋ мою̀ ꙗ҆зы́цы надѣ́ѧтисѧ бꙋ́дꙋтъ: менѐ ѻ҆́строви ѡ҆жида́ти и҆ на мы́шцꙋ мою̀ ᲂу҆пова́ти бꙋ́дꙋтъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Приближается скоро правда Моя, и изыдет яко свет спасение Мое, и на мышцу Мою языцы надеятися будут: Мене острови ожидати и на мышцу Мою уповати будут

Он говорит о Своей праведности, которою Он пользуется как здесь, так и там. «Правда Моя близка», т.е. «Мой суд», но не милосердие. «Спасение Мое восходит»: что иное означает это выражение, как не – явно и внезапно? «Мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою». Симмах говорит: «и Мои мышцы будут судить народы». А прочие говорят: «язычников». Во всех этих выражениях одно и то же значение.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 Послушайте Меня, стремящиеся к правде и ищущие Господа. Воззрите на скалу, из которой вы изсечены, и во внутренность рва, от которого вы отделены. Воззрите на Авраама, отца вашего, и на Сару, родившую вас: ибо Я призвал его одного, и благословил его и размножил его. Как Господь утешит Сион, и утешит все развалины его и сделает степь его, как [место] увеселения, и пустыню его как сад Господа. Радость и веселие будет в нем, славословие и голос хвалы

Между тем как засыпают в постоянной скорби и печали те, кои возжгли себе огонь и сделали весьма сильное пламя, вы, стремящиеся к правде и ищущие Господа (указывает же на лик апостолов и верующих чрез апостолов), взгляните на скалу, то есть на Авраама, отца вашего, из которого вы изсечены, и на внутренность рва, от которого вы были отделены, то есть на Сару, родившую вас. И обратите внимание на то, что хотя он был сто одного года и имел бесплодную жену, однако Я размножил сыновей его. Как звезды небесные, так что многочисленность превышала исчисление. Следовательно, если от одного человека родилось столько тысяч народа, то почему может быть трудным для Меня восстановить развалины Сиона и пустыни его превратить в рай наслаждения и в сад Господень, насажденный Богом в Едеме к востоку, и чтобы были в нем вместо различных деревьев радость и веселие, исповедание и голос хвалы? Иудеи относят это ко временам Зоровавеля, так как после опустошения Вавилона восстановлен Сион, и построен храм и возобновлено прежнее богослужение. Но как выше говорится Сиону: принесут сыновей твоих на руках, и дочерей твоих доставят на плечах, и будут цари питателями твоими и царицы кормилицами твоими (Ис. 49:22-23), и: вот одни приидут издалека, и вот одни от севера и моря, а другие от земли южной (там же ст. 12), когда Сион скажет: тесно для меня место; дай мне место, чтоб я мог жить (там же ст. 20), что исключает ограниченность тех времен и, как известно, не исполнилось в отношении к земному Иерусалиму: так и здесь Господь говорит стремящимся к правде, сообразно с тем, что в другом месте говорится: взыщи мира и пожени и (Пс. 33:15) и еще: страннолюбия держащеся (Рим. 12:13). И они ищут Господа, из прежняго заключая о настоящем: так как гораздо более трудное уже совершилось, то несомненно сбудется и то, что обещается.

Далее, по Семидесяти, говорится преследующим правду, чтобы они взирали на весьма твердую скалу, которую они изсекли, и глубину рва, который они выкопали, то есть на Господа Спасителя, о котором апостол говорит: камень же бе Христос (1Кор. 10:4). И в другом месте написано: постави на камни нозе мои (Пс. 39:3). И опять: на камень вознесе мя (Пс. 26:5). Ибо копьем пронзили бок Его, из которого вышла кровь и вода, и ископали руки и ноги Его, по словам самого Господа Спасителя: ископаша руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Мои (Пс. 21:17). Изсеченным камнем можем мы назвать гроб Спасителя, в котором Он был погребен, и воcстав от мертвых, родил беcчисленных сыновей. И назван Авраамом, то есть Отцем многих народов.

Подобно тому и Сара, прежде бесплодная, означает Церковь, называющуюся под другим именем Сионом, которую утешил Господь и превратил пустыни ея в рай. Ибо многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Ис. 54:1). А слова: то, что на западе, Я сделаю раем Господним или садом Божиим, означают то, что сидящим во тьме и сени смертной явился внезапный свет. Вместо рая, что мы перевели чрез увеселение, в еврейском стоит eden, о котором написано в начале Бытия. И то нужно заметить, что на Сионе, который сравнивается с раем Божиим, не должно быть ничего иного, кроме радости и веселия, исповедания и голоса хвалы, чтобы то, что на небесах будут делать святые с ангелами Божиими, делалось также и на земле чрез непрестанное восхваление Господа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Приближается скоро правда Моя, и изыдет яко свет спасение Мое, и на мышцу Мою языцы надеятися будут: Мене острови ожидати и на мышцу Мою уповати будут

Не допускает среди несправедливостей ослабеть ревности званных и не говорит, что исполнение надежды будет в далеком будущем; напротив показывает, что исполнение обетования как бы бежит в след за самыми словами, о чем сказано устами Аввакума или самим Богом: еще мало, еще мало, «идый приидет, и не умедлит» (Авм. 2:3); ибо надежда на блага, вызывая жажду в ожидающих исполнения их, ослабевает от промедления. Посему и говорит, что приближается его правда. И если мы пожелаем относить эти слова к Богу и Отцу; то можем сказать, что правдою Своею Он называет Сына: ибо мы оправдались в Нем, «не от дел праведных ихже сотворихом мы, но по» великой «Его милости» (Тит. 3:5),- и в мир сей Он пришел не для того, чтоб судить его, но чтоб он спасен был чрез Него. А спасен мир не иначе, как чрез многое милосердие Его; ибо сказал: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя», «и не помяну» (Ис. 43:25). «И ты, Израилю, не забывай мене. Се бо отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя» (Ис. 44:21-22). И Давид воспевает и говорит к Нему: благоволил еси Господи землю твою, возвратил еси плен Иаковль. «Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их» (Пс. 84:2-3). Итак в правде Бога и Отца, то есть во Христе мы спасены и освящены и омыты от греховных скверн. Если же ко Христу относить слова: приближается скоро правда Моя; то под правдою ты должен разуметь не иное что, как или благодать, оправдывающую чрез Него, или же евангельскую и небесную проповедь, чрез которую мы познали путь угодной Ему правды и приведены ко всем наилучшим подвигам, согласно сказанному в псалмах: «светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим» (Пс. 118:105). Правду, кроме того, называет спасительною, и вполне справедливо; ибо она избавляет нас от всякого зла и, освобождая от уз смерти, приводит нас к бесконечной жизни. Обещает и нечто другое, ибо говорит: и на мышцу Мою языцы надеятися будут и утверждает, что и острова ожидают его. Некогда множество язычников находилось в несокрушимых узах, в узах, говорю, греха, и, подчиненное жестокой власти дракона вселукавого и начальника всякого зла, находилось в плену и среди крайних бедствий оставалось совершенно беспомощным: не было никого, кто бы мог освободить от столь горького и неизбежного бедствия,-не было того, кто бы сокрушил ярмо жестокой власти; но терпели, как я сказал, участь военнопленных, не имели никакой надежды на жизнь и были лишены всякого доброго дела; ибо совершенно не зная истинного и по естеству Господа, они «упования не имуще и безбожни» проводили жизнь «в мире», по слову блаженного Павла (Еф. 2:12). Но те, которые некогда были немощны и как бы повержены на землю, емшись за Мою мышцу, приобретут неожиданную надежду на спасение. Мышцею же Отца Священное Писание повсюду называет Сына; ибо Он-есть сила Его. Но если бы кто пожелал разуметь мышцу самого Сына, в коем заключается надежда народов, призванных ко спасению, тот пусть умопредставляет боголепную и превосходную Его силу, которою Он, сокрушив сатану и миродержителей века сего, спас язычников. Так Сам Он сказал: «Или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда» «расхитит» «сосуды его» (Мф. 12:29)? И Давид сказал: «Ты смирил, еси, яко язвена, гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя» (Пс. 88:11). Итак Христос соделался надеждою и путем спасения не для одних Израильтян, но и для всех народов: Его и острови ожидати будут. Островами, как я думаю, называет церкви из язычников, которые находясь как бы среди моря и как волнами поражаемые ударами событий, приобретают чрез терпение венец славы, ибо «терпение» соделывает «искусство, искусство же упование: упование же не посрамит» (Рим. 5:4-5). Посему изречение: ожидать Бога не иное что может означать, как благоугождать Ему постоянством и терпением и за это удостаиваться от Него любви и попечения, как написано: «терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс. 39:2).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою

Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы… По свойству образной еврейской речи, изобилующей параллелизмом, все три стоящих здесь образа относятся к одному и тому же предмету, именно к тому самому, какое в предыдущем стихе обозначено, как новый «суд» и «всемирный свет», т. е. к евангельскому учению и закону. Здесь оно рассматривается и определяется с трех сторон: то, как «правда» - высший критерий Божественного Правосудия и источник оправдания человека пред Богом; то - как «спасение» - туне подаваемое нам, ради крестных заслуг Спасителя мира; то - наконец, как крепкая «мышца» Господня, т. е. как тот оселок, или камень, на котором будет испытываться религиозно-нравственная настроенность человечества и который для одних послужит камнем спасения и оправдания, для других же явится камнем претыкания и соблазна (Лк. 2:34). Так как пророческие видения не стеснены пределами нашей земной перспективы, то нисколько не удивительно, что о событии, отстоящем не менее 5-7 веков, пророк говорит, как уже о близком и скоро наступающем, что он повторяет и в др. случаях, в особенности, когда речь заходит о мессианских временах (Ис. 50:8; 56:1). Указание на крепкую мышцу Господню, по-видимому, имеет еще и тот смысл, что оно как бы гарантирует непреложность исполнения Божественных планов, так как Бог силен все препятствия к этому устранить и всех врагов уничтожить (Ис. 40:10; 49:24-25 и др.).

Острова будут уповать на Меня… О суде над «островами», об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на Ис. 41:1, 5; 42:4, 10, 12; 49:1).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

4–6. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закони суд Мой поставлю во свет для народов. Правда Моя близка; спасение Мое восходити мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою. Поднимите глаза ваши к небесами посмотрите на землю вниз : ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрута Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет.    
4-6. Послушайте Мене, людие Мои, послушайте, и царие ко Мне внушите: яко закон от Мене изыдет, и суд Мой во свет языком. Приближается скоро правда Моя, и изыдет яко свет спасение Мое, и на мышцу Мою язы́цы надеятися будут; Мене острове ожидати и на мышцу Мою уповати будут. Воздвигните на небо очи ваши и воззрите на землю долу, понеже небо Яко дым утвердися, и земля яко риза обетшает, живущии же на земле якоже сия изомрут, спасение же Мое в век будет, и правда Моя не оскудеет. 


Господь убеждает Своих людей – народ Израильский и царей этого народа и других народов, что Он даст новый закон, который послужит к просвещению народов языческих. Новый закон будет основой правды – оправдания перед Богом, а через то и вечного спасения, которое будет сиять и потому будет видимо для всех. Бога-Спасителя будут ожидать и на мышцу Его или на Его непобедимое могущество будут надеяться все народы, даже острова – жители островов и берегов средиземного моря. И все надеющиеся не обманутся, потому что и небо, которое кажется столь твердым, будет как дым, исчезнет, и земля, эта непоколебимая основа всего живущего на ней, яко риза обетшает, разрушится, а вместе с ней и жители её, столь преданные земле, умрут и обратятся в прах; а обетованное от Бога спасение пребудет вечно непременным, ибо в основании его пребудет закон вечной правды Божией. 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible