Скрыть
Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания

Сам Господь, — Который есть путь и Бог, пришедши не для Себя, а ради тебя, чтобы соделаться для тебя образом всего доброго, — смотри, в каком пришел уничижении; зрак раба приял Бог, Сын Божий, Царь и Сын Царев; Он подает целительные врачевства, и врачует язвленных, а по внешности является как бы одним из язвленных.

Но не пренебрегай Божия величия, когда видишь Его по внешности уничиженным и как бы подобным единому из нас: ради нас, а не ради Себя, явился Он таким. Рассуди, не паче ли всех уничижен был Он в тот час, когда вопияли: «распни, распни Его», и стекался народ! Как в мире, если над каким злодеем произнесен приговор князем, то весь народ гнушается им и уничижает его: так и Господь во время распятия, как человек осужденный умереть, ни во что вменяем был фарисеями. И когда также плевали на лице Его, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам; не превзошло ли сие меру всякого уничижения? Ибо написано: «плещи Мои вдах на раны, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний, и ланит Моих от заушений». Если же Бог приял столько поруганий, страданий и уничижения; то сколько бы ни смирял себя ты — по природе тина и смертный естеством, не сделаешь ничего подобного Владыке твоему. Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься. Он пришел на Себя взять скорби и тяготы, тебе же дать покой Свой; а ты не хочешь понести трудов и пострадать, чтобы чрез это могли исцелеть твои язвы.

Собрание рукописей типа II. Беседа 26

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-7 Господь дал мне язык искусный, чтоб я мог поддерживать утомленного словом. Утром он пробуждает, утром пробуждает у меня ухо, чтобы я слушал [Его], как учителя. Господь Бог открыл мне ухо: я же не противоречу, не отступил назад. Тело мое я дал бьющим и ланиты мой терзающим. Лица моего я не отворачивал от ругающихся и оплевывающих. Господь Бог (в вульгате прибавлено: Мой) помощник мой; поэтому я не постыжен: поэтому я держал лицо мое, как камень весьма твердый, и знаю, что не буду постыжен

Иудеи, отделяя это место от предшествующего, хотят относить его к лицу Исаии, будто бы он говорит, что он получил слово от Господа, как поддержать изнемогший и блуждающий народ и призвать ко спасению, и подобно детям, учащимся в утренние часы, выслушивает от Духа Святого то, что должен говорить, и он не противоречил повелению Его, но когда Господь спрашивал: кого послю и кто пойдет к людем сим? то отвечал: се аз есмь, посли мя (Ис. 6:8).

И так как он сказал: услышите слово Господне, князи Содомстии, внемлете закону Божию, людие Гоморрстии (Ис. 1:10), то претерпел столько бедствий, что был подвергнут не только оскорблению словами, но и мучительным побоям. Однако он, в сознании того, что это повелевается ему Богом, не устрашился, но согласно с тем, что говорится Иезекиилю: вот я сделал лице твое более крепким, нежели лица их, и чело твое более твердым, нежели чело их, как алмаз и кремень Я сделал лицо твое (Иез. 3:8-9), отразил все их нападения. Так говорят те, кои всячески стараются уничтожить пророчества о Христе и чрез превратное истолкование придать им извращенный смысл, как будто бы если и это написано об Исаии, то можно уничтожить другие свидетельства о Христе, которые так ясны, что ясный свет от себя проливают на глаза всех.

Таким образом и это также должно относить к лицу Господа, которым была закончена и предшествующая книга, что по домостроительству воплощения он был научен и получил язык научения, чтобы знать, когда должно говорить, когда молчать. Далее, молчавший во время страдания, говорит теперь во всем мире чрез апостолов и мужей апостольских. И много знания требуется для того, чтобы давать сослужителям пищу в надлежащее время и применяться к лицам слушающих. Поэтому и апостол Павел тем, кои не имели доверия к пророкам, говорит свидетельствами из их авторов: якоже неции от ваших поэтов рекоша: сего и род есмы (Деян. 17:28), указывая на Арата, и еще из комика: тлят обычаи плохи беседы зли (1Кор. 15:33), и геометрическим стихом Епименида: критяне присно лживы, злые звери, утробы праздныя (Тит. 1:12). Хотя в переводе [эти слова] не удерживают метрического порядка и меры; но нужно знать, что на греческом языке они имеют форму стихов. Делал же он это потому, что получил язык научения, чтобы знать, когда сказать слово. Ему по благодати дано ухо, которого он не имел по природе, чтобы мы знали, что должно разуметь уши не телесные, а духовные, о которых и Господь говорил в Евангелии: имеяй уши слышати, да слышит (Лк. 8:8). Это знание и научение открыло уши Его, чтобы передал ведение Отца нам тот, кто не противоречил Ему, но был послушен даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2), так что предал тело или хребет свой на раны, и грудь Божию во множестве поражали удары и не отвратил Он ланит своих от заушений. Это без сомнения Он претерпел от слуги первосвященнического, так что один перед другим ругался над Ним и народ иудейский. Подвергнутый биению и заплеванию, Он не стыдился, но как агнец был веден на заклание и подобно овце пред стригущим не открывал уст своих. А что Сын, вследствие таинства воплощения, слушал от Отца то, что говорить, это подробнее мы узнаем из Евангелия, в котором Он сам говорит: пославый мя Отец, той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12:49). И еще: якоже слышу, сужду (Ин. 5:30).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний

«Я предал хребет Мой биющим». Акила говорит: «наносящим раны» а другие: «биющим». «И ланиты Мои поражающим». Другие говорят: «грабителям». Смотри, каково было Его послушание: «не воспротивился», говорит, хотя противоречие было возможно, и Он сам мог подтвердить, что такое слово сурово и невыносимо. Если кто не может терпеливо переносить оскорблений, то каким образом Я могу перенести такие наказания? Но этим пророк желает показать всем, что говорит не по своей воле и не по человеческому уму. Да и каким образом он мог говорить что-либо по своему уму, когда его постигло столько наказаний?

«Лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Что ты говоришь? Конечно, говорят, Я всегда остаюсь в этом жалком состояния; не раз и не два и не три, но всегда, так как все роды бешенства и гнева были обнаружены и терзали Меня, а Я не противоглаголю.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания

Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои - поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. Если конец предшествующего стиха еще довольно прикровенно намекал на состояние добровольного уничижения и крестной смерти Мессии, то настоящий стих говорит обо всем этом с такой поразительной пророческой ясностью, которая сильно напоминает нам исторические повествования евангелистов (Мф. 26:67; 27:26-30; Ин. 19:1-4 и др.).

«Все, что было типического в личности Иова (Иов. 30:10), что типически-пророческим образом пред изображалось о страданиях в псалмах Давида (Пс. 21:17-18), о чем говорил в своих жалобных речах пророк Иеремия (Иер. 20:10), все это находит совершенное исполнение в личности Мессии» (Delitzsch). Гебраисты находят, что вместо слова «поражающим» должно стоять «вырывающим мне волосы». Это уже такая деталь мучений, о которой евангелисты умалчивают; но что она была вполне возможна, об этом свидетельствует аналогичный случай из послепленной эпохи (Неем. 13:25). Вообще же говоря, по силе своей изобразительности и ясности настоящий стих может быть поставлен в параллель лишь с 53 гл. пророка Исаии (5 ст. и след.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 6-9 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их.
Плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплевании, и Господь Господь помощник Ми бысть: сею ради не усрамихся, но положих лице Свое аки твердый камень и разумех, яко не постыждуся: зане приближается оправдавый Мя. Кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно. И кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне. Се, Господь Господь поможет ми: кто озлобить Мя? Се, вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы.


Отрок Божий самоотверженно предан своему служению, – проповедованию Божественного Слова о спасении грешного мира, хотя оно в высшей степени трудно и неизбежно соединяется с уничижением Его лица. Из любви к славе Божией, Он предает Себя бичеванию, так что враги Его наносят Ему раны на плечах; Он подвергается заушению и еще более позорному оскорблению – оплеванию в лицо. Но Господь Бог поможет Ему терпеть эти оскорбления и совершать Свое дело, которое единственно достославно (гл.42:6–8); поэтому Он не погибнет, как жертва позора, а мужественно перенесет, позор: Его сердце пребудет неизменно кротким, а лицо неизменно твердым, как твердый камень (точнее – кремень) не изменяется от ударов и грязных потоков. Среди Своего позора, Божественный Страдалец поймет, что не погибнет в позоре, ибо близок будет к Нему Господь, Избавитель Его, пославший Его на такой подвиг спасения грешного мира. А если Господь будет Помощником Его, то кто сможет преодолеть Его в споре или озлобить Его – сделать Его действительно и совершенно несчастным? – разумеется, никто. Напротив, все Его враги – гонители яко риза обетшают – истлеют как ветхий плащ; и как одежда истребляется молью, так и они будут истреблены червями в сыром и мрачном подземелье.

Книга пророка Исайи

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Священном Писании Ветхого Завета.

Лк.24:25. Вот твердое и ясное основание того, что для спасения необходимо, знать, читать и исполнять заповеди не одного Нового Завета, но и Ветхого, ибо где, как не в Ветхом Завете заключаются предсказания пророков: Быт.3:15; Ис.50:6;53:3; Исх.20:13. Не напрасно поэтому сказано Господом: Мф.13:52; и апостолами: 2Тим.3:15; Еф.2:20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible