Скрыть
Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-10 Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, - он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю

Как язва уродует лицо, так грехи – души. «Вспомните это и покажите себя мужами»: кто, уклонившись с прямого пути, откажется возвратиться на него? Хотя бы Я и не увещевал вас к тому, не надлежало ли вам искать прямого пути по иным побуждениям? «Примите это, отступники, к сердцу». Видишь ли, Бог требует такого именно обращения? Помяните первая от века: таков образ покаяния, что кающийся часто думает о прежнем и сожалеет о нем; для того существуют книги и повеления. Я готов потребовать во всякое время от вас мщения. Он не говорит: в то или иное время, но во всякое время. Я показываю не только благодеяние, но и мщение, не только терпение, но и Свою любовь, и для Меня достаточно, чтобы вполне и не тщетно возбудить веру как в Мое благодеяние, так и в вечное наказание. «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось». Видишь ли, предсказание принадлежит одному Богу и никому иному. «Еще не сделалось». Когда? Не по порядку времени, но все вместе, так, как Он желал. Он прежде сказал о том, что имело быть спустя отдаленное время, и теперь называет это «будет в конце». «Говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю». Это свойственно только Богу – делать то, чтобы Он ни сказал, так как ничто не может препятствовать Ему и противиться Ему. Человек же не может даже говорить, и не смеет ничего делать.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-11 Вспомните это, и укрепитесь, и возвратитесь, отступники, к сердцу. Вспомните о прежнем веке, ибо Я Бог и нет еще Бога и нет подобного Мне, возвещающий от начала то, что будет в конце, и издаете то, что еще не было, говоря: Мое решение состоится и всякое хотение Мое исполнится; призывающий птицу от востока и исполнителя воли Моей из дальней страны; и Я сказал это и приведу это [в исполнение]; Я создал и исполню это

Так как Я сам родил вас, сам носил и от детства до старости вы спасаетесь не по вашим заслугам, а по Моей любви; то оставьте идолов, которых вы сделали, и обратитесь к почитанию единого Бога. Покайтесь, стенайте о заблуждении, которое овладело вами, или лучше укрепитесь, чтобы опят внезапный вихрь идолослужения не ниспроверг вас, и возвратитесь к сердцу, то есть к уму своему, так как вы, почитая идолов, как безумные спотыкались о деревья и камни. Рассмотрите [все бывшее] от начала мира, ибо кроме Меня нет никакого Бога, и никто другой не может знать будущего, кроме Меня, предвозвещающего чрез пророков то, что Я имею совершить, чтобы, по исполнении предсказанного, чрез предвидение (divinatione) доказать божественность (divinitatem ). Ибо Я теперь говорю, что состоится таинство, которое прежде было неведомым для всех поколений, или, скорее, Мое решение, чтобы, увидев исполнение оного, вы познали, что нет никакого Бога, кроме того, который знал, что это будет, или, лучше, повелел, чтобы это было. Я призываю от востока птицу, как думают евреи, Кира, царя персидского, или Дария, индийского правителя, и из дальней земли и исполнителя воли Моей, который исполнит всю волю Мою против Вавилона и халдеев, или,— как мы утверждаем истинность этого,— Господа Спасителя, о котором и Валаам пророчествует: возсияет звезда от Иакова и человек от Исраиля (Числ. 24:7), имя которого— Восток (Захар. 6), которому поклонялись волхвы, пришедшие с востока. Ибо Он говорит в Псалмах: еже сотворите волю Твою, Боже (Псал. 39:9), о котором говорил Отец и обетование Свое подтвердил на деле. Семьдесят, вместо переведенного нами с еврейского: исполнителя воли Моей, поставили: о коих Я определил. Таким образом, применительно к ним, под птицами, призванными с востока, мы можем разуметь слуг ангельских, которые, по повелению Господа, направляются по всему миру,— это служебные духи, которые посылаются для спасения верующих. О них и в псалме поется: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Псал. 103:4).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8–11 Помяните сия и возстените, покайтеся, прельстившиися, обратитеся сердцем и помяните первая от века, яко Аз есмь Бог, и несть еще разве Мене: возвещаяй первее последняя, прежде неже быти им, и абие сбышася: и рекох: весь совет Мой станет, и вся, елика совещах, сотворю. Призываяй от восток птицу, и от земли издалеча, о нихже совещах: рекох и приведох, создах и сотворих, приведох и и благопоспеших путь его

Видя их погруженными в заблуждение, тьму и страшное невежество, Бог опять чувствует сострадание к ним и повелевает им посмотреть назад, обратив внимательный мысленный взор на события, чтобы, испытавши зло, они обратились к лучшему, имея непрестанную память о бывших к ним словах, решились исправиться и сделали это не на словах только, но от самого сердца; ибо только такой способ покаяния есть самый достойный похвалы и истинный. А что творение идолов есть дело достойное смеха, – об этом повелевает узнать из того, что уже прежде сказал об этом. А что Он, именно есть Бог всяческих, – убедиться в этом Он побуждает из свойственных Ему по природе вполне приличных божеству достоинств: ибо Я, говорит, имею знание о всем и, прежде чем совершилось что-нибудь, возвещаю о нем, и привожу во исполнение предвозвещенное. Сверх того утверждаю, что все, что я решил, совершилось, и не осталось неисполненным ничего, что Мне было угодно. А это и служит важным доказательством непреодолимого и божественного могущества. Ибо люди, даже достигшие высочайших почестей и получившие в удел могущество, хотя и стремятся к какой-либо цели и решаются осуществить что-нибудь; но не всегда и не везде удачно исполняются их замыслы. Ибо в это время может случиться многое и послужить для них неприятным препятствием. Если же Бог всяческих что захочет совершить; то что может воспротивится и воспрепятствовать этому? Ибо кто может разрушить то, чего хочет Святый Бог? И руку высокую кто отвратит? Итак в доказательство того, что Он есть по природе и истинный Бог, Он по справедливости мог сказать о себе: весь совет Мой станет и вся, елика совещах, сотворю.

Затем говорит: призываяй от восток птицу, и от земли издалеча, о них же совещах и за этим следует: Аз есмь. А под птицею, призываемою от востока и из земли дальней, мы разумеем Вавилонянина, который сожег всю Иудейскую страну, взял Иерусалим и разрушил в нем храм; потом истребивши очень многих из простых и знатных граждан, других увел, из родной страны, поселил их в Персидской стране и земле, наложивши на них тяжкое и невыносимое иго плена. А это будет ясно для тебя из того, что сказал Бог блаженному пророку Иезекиилю. А эти слова таковы: И бысть слово Господне ко мне глаголя: сыне человечь, повеждь повесть и рцы притчу на дом Израилев, и речеши: сия глаголет Адонаи Господь: орел великий, великокрилый, долгий протяжением, исполнь ногтей, иже имать повеление внити в Ливан, и взя избранныя кедра, и верхи мягкости острога, и принесе я в землю Хананейску, во граде огражденнем положи я. И взя от семене земнаго и даде е на поли плодне, над водами многими, видено учини е: и прозябе и бысть в виноград немощен и мал величеством, еже являтися лозию его на нем, и корение его под ним бяше: и бысть в виноград, и сотвори розги, и простре отрасли своя (Иез. 17:1-6). Так говорил Бог к блаженному пророку Иезекиилю.

Но поелику речь Его была неудобопонятна и сущность мыслей – не совсем ясна для слушателей, то Он сам опять объясняет ее, говоря: рцы ко дому прогневляющему мя: не весте ли, что суть сия? рцы им: се, грядет царь Вавилонск на Иерусалим, и возмет царя его и князя его, и отведет я к себе в Вавилон: и поймет от племене царска, и завещает с ним завет, и введет его в клятве, и старейшины земли возмет, еже быти в царство немощно, еже весьма не возноситися, но хранити завет его и стояти в нем (Иез. 17:12-14). Ибо в книге Царств мы читаем, что после того, как разрушен был святой город, Вавилонянин отвел в страну Халдеев в оковах Седекию и вместе с ним некоторых из знатных Иудеев (4Цар. 25:1-7), а они-то и суть избранная кедра. Посему и говорит: аз есмь призываяй от восток птицу, о немже совещах, рекох и приведох, и не солгу, говорит. Я предвозвестил, как это совершится в свое время – и приведено в исполнение то, что предвозвещено. Создах, то есть, уготовал зло, очевидно, события, причиняющие скорбь и бедствия, происходящие для тех, которые обесчестили славу Мою и покланялись бездушным идолам. И сотворих и приведох и, и благопоспеших путь его; ибо победа над Израилем не была бы делом рук, его, если бы Бог не был помощником ему; но Я сам, спасающий и управляющий им, указывал ему дорогу, дабы он подверг праведному наказанию тех, которые пренебрегли благоговением к Нему самому, даже совершенно удалились от Него, так что честь и славу, подобающую Ему одному, воздавали деревьям и камням.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю

Вспомните прежде бывшее, от начала века… Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Апелляция к тому, что было сделано, ссылки на довечность и своевременность планов Божественного Предопределения и указание о неизменности Его советов - это один из любимых и довольно часто употребляемых литературных приемов этого писания (Ис. 14:24; 41:22; 43:16, 18 и др.). В данном случае такое, чисто формальное удостоверение, заключает в себе намек и на более положительное содержание, именно на то Божественное определение, согласно которому низко упавший культурный мир должен был обновиться притоком свежих народов и потомки Иафета вселятся в шатрах Симовых (Быт. 9:25-27). Право так думать дает следующий стих, где речь снова возвращается к Киру, главному виновнику такой перемены.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 46:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 8-11 Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.
Помяните сия и возстените, покайтеся, прельстившиися, обратитеся сердцем и помяните первая от века, яко Аз есмь Бог, и несть еще разве Мене: возвещаяй первее последняя, прежде неже быти им, и абие сбышася: и рекох: весь совет Мой станет, и вся, елика совещах, сотворю. Призываяй от восток птицу, и от земли издалеча, о нихже совещах: рекох и приведох, создах и сотворих, приведох и благопоспеших путь Его.

Израиль, внимая увещаниям Господа, должен живо вспомнить ничтожество идолов и с глубоким стенанием раскаяться перед Богом, которого оскорбил забвением Его отеческой любви и всего, что Он совершил от века – с начала существования народа. Господь и ранее возвещал свою волю, прежде наступления самих событий, и они неукоснительно наступали, и всякое Его слово, всякий совет исполнялись точно. Так Он и теперь призывает с востока птицу (точнее – орла), а именно царя Кира, который на своей военной коннице быстро слетит с горных хребтов отдаленной земли – своей родины, на Вавилон, как орел на труп, и железными копьями и стрелами, как острыми когтями, возьмет свою добычу. Как говорил о нем Господь, так и приведет это в исполнение, – предначертал это сделать и совершит и благопоспешит Киру осуществить свою волю (гл.44:28; 45:1–2,13).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible