Скрыть
Ei au trecut pasul şi noaptea au rămas la Gheba. Rama este înspăimântată, Ghibeea lui Saul a luat-o la fugă.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Пройдет узкий проход при Гаваи (Геве), дом пристанища нашего. Это места, которые царь Ассирийский намеревался занять, чтобы остановиться в них. Страх приял Раму, и Гавая (Гива), град Саулов, бежал, то есть города, находившиеся на пути Ассириян, приходят в ужас, и жители их спасаются бегством.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 29-31 Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась. Вой голосом твоим, дочь Галима; пусть услышит тебя Лаис, бедный Анафоф! Мадмена разбежалась, жители Гевима спешат уходить

Видишь ли, что Писание даже перечисляет в отдельности те лагери, в которых должно было находиться ассирийское войско? Но, хотя оно от вас недалеко, однако вы не бойтесь, так как оно идет туда, куда направляется, возьмет оттуда то, что пожелает, и возвратится, а вам не причинит никакого вреда.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 28-32 Он пойдет на Аиаф, перейдет на Магнон; въ Махмас сложит запасы свой. Перешли быстро; Гаве местопребывание наше (или , как мы нашли стоящим в других списках: остановились на отдых); ужаснулась Рама; Гава Саулова разбежалась. Вой голосом твоим, дочь Галлима, слушай Лаиса бедненький Анафоф; преселилась Медемена; жители Гевима, укрепляйтесь. Еще день, чтобы он остановился в Нове. Поднимет руку свою на гору дочери Сиона на холм Иерусалимский

В этом месте LXX во многом расходятся с еврейским текстом, почему мы и представили то и другое издание, чтобы по вдохновению, если удостоимся, Христа, высказать, что представляется нам по обоим изданиям. Речь пророческая изображает путь и торжество царя Ассирийскаго, возвращающагося из Египта в Иерусалим, и то, с каким шумом и в каком направлении он придет для осады его. Сначала, говорит, придет в Аиоф (по другим Аиаф), и по причине чрезвычайной поспешности не желая здесь останавливаться, перейдет в Магрон, и будет так уверен в завоевании этого города, что сложит запасы свои в Махмасе, как бы имея скоро возвратиться по разрушении того города; сложивши здесь запасы, пройдет его быстро и стоянку будет иметь в Гаве; во время непродолжительной там остановки для отдохновения утомленнаго войска, соседний город Рама ужаснется, и Гава, некогда город Саулов, разбежится. Тогда и дочь Галлима, которая по еврейски называется beth gallim, так завопит, что этот вопль можно принять за ржание коней. Поэтому ты, Лаиса, и ты, бедненький, или послушный, или смиренный Анафоф (ибо можно переводить трояко) тщательно внимайте и отклоните, если можете, нападение идущаго, ибо уже переселился с места своего город Медемена. А вы живущие на холмах, что значит Гевимь, защищенные высотою местоположения, укрепляйтесь, т. е. беритесь за оружие. Остался еще только один день, чтобы ставши в городке Нове и издали смотря на город Иерусалим, ему поднять руку и потрясать ею над горою Сионом, или с презрением и пренебрежением к ней, или с гневом, угрозою и удивлением, что тогда как ему покорился весь восток, его могуществу осмеливается сопротивляться столь незначительный город. Это кратко изложили мы по еврейскому тексту, как нам передали Евреи. Теперь присоединим к этому то, что думают относительно этого места церковные мужи по изданию LXX. Когда будет снято с плеч твоих, или сгниет иго царя Ассирийского, или, как некоторые неправильно думают, Вавилонского, то убегающий Ассириянин Сеннахериб с немногими оставшимися придет в Аггаи, которого в еврейском нет. И такой будет ужас бегущего, что он не осмелится остановиться там, а перейдет в Маггедо, которого также нет в Писании. Итак как стесняясь своими тяжестями он не будет в состоянии бежать очень скоро, то сложит припасы в Махмасе и скорым маршем перейдет долину, которой также нет в еврейском тексте, и опять придет в Аггаи, который дважды упоминается в этом месте и которого нет в еврейском. При шуме бегства его ужаснется Рама, город Саулов, что очевидно ложно, ибо городом Сауловым называется Гава, как стоит в еврейском, Потом придет в Галдим; услышит об этом Лаиса, услышит Анафоон, ужаснется Медемена. Жители же Гевина и холмы, находящиеся в Иерусалиме, т. е. все высокие мужи, призываются утешать Иерусалим,—и не долгое спустя время, а теперь же, в тот самый день когда идет Ассириянин,—утешать, чтобы они оставались на местах своих и не бежали в страхе. Это по толкованию буквальному. А некто в этом месте, будучи не в состоянии отыскать значений ложных имен по переводу LXX и свидетельствуя, что он не мог найти этих имен и в книге Еврейских Имен, отсылает нас к неверному, говоря, что при наступлении казней в последнее время мира и в кончину века, ум великий князь Ассирийский обратится в бегство и будет стараться избежать гнева Божия различными местами и различными путями. Когда же он обратится в бегство, то жители Гевима, т. е. некие высокие силы, пророческою речью призываются утешать бегущего и вразумить его не бежать, а оставаться на пути и ожидать милосердия Божия, и призываются не только утешать бегущего, но и в добрых делах отвлекать дочь Сиона от плача и призывать ко спасению покаяния, и что это те холмы в Иерусалиме, о которых читаем в последней части этого пророка: утешайте люди моя, священницы глаголите в сердце Иерусалиму (Ис. 40:1). Он сказал это, потому что, вынужденный истиною дела, не имел ничего сказать другого.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 29-30 И минет дебрь, и приидет во Аггай: страх приимет Раму, град Саулов, побегнет дщерь Галимля, услышится в Лаисе, услишится в Анафофе. И ужасеся Мадемина, и живущии в Гивиме

У Евреев существует следующее предание. Говорят, что к нему возвратились из Иерусалима только (десятеро) спасшиеся и возвестили ему о случившемся. Потом с очень немногими возвратился он в отечество и привел в смятение все селения и города и они делали возвращение его невыносимо тяжелым, как совершаемое в бегстве и страхе. Если Бог помогает народам и хочет спасти их, то ничто не повредит им, но бессильною окажется всякая рука воюющих, сила и опытность и военное искусство врагов окажутся бесполезными.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась

Теснины - узкий проход от Михмаса (1Цар. 13:23) через Вади Сувейнит (долина), которым ассирийцы проходят, чтобы дойти до Гевы (ныне Джева) и там остановиться на ночлег. На следующее утро они идут к пораженной ужасом Раме (в кол. Вениаминовом), мимо Гивы Сауловой самого высокого пункта в кол. Вениаминовом.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 10:28

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Он идет на Аиаф, проходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы. Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась. Вой голосом твоим, дочь Галима; пусть услышит тебя Лаис, бедный Анафоф! Мадмена разбежалась, жители Гевима спешат уходить. Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому.

Пророк предвидит, как грозный бич Божий – царь Ассирийский подступает к Иерусалиму по направлению с севера на юг, Вот он, перешедши Иордан, вступает в пределы колена Вениаминова, проходит древний укрепленный город Аггай (или Гай, евр. Аи иначе Аиат что близь Бет-Авена, с восточной стороны, недалеко от Вефиля, Быт.12:8,13; Нав.7:2); отсюда, по узкой долине, проходит через Магеддо (точнее – Мигрон, что в окрестностях города Гивы, 1Цар.14:2) и подступает к Михмасу. Пользуясь местоположением этого города, построенного на утесистой возвышенности, неприятель оставляет здесь обоз с запасным оружием и, прикрывая эти склады передними отрядами войска направляется через Гиву, Галим, Лаис, Мадмену и Анафоф к Иерусалиму. Население этих городов, потрясенное ужасом, в виду неминуемой опасности и гибельного разорения, разбежалось. Неприятель скоро занимает опустелые города один за другим. Перейдя из Михмаса через узкую долину (теперь называемую Сувейнит), он вступит в Гев и здесь проведет предпоследнюю ночь пути (ср.ст.Ис.10:32). Рама, находясь на запад, недалеко от Гева (на соседнем крутом холме), потрясется от страха вблизи столь сильного неприятеля. Такой же страх рассеет жителей и «города Саулова», именно Гивы (где некогда был дом первого Еврейского царя Саула, 1Цар.10:26; 15:34): она опустеет, потому что население её разбежится, не думая защищаться, не пытаясь сопротивляться. Следующие, ближе к Иерусалиму находящиеся города, должны потерпеть еще большее разорение: через те неприятель только проходил, а в этих будет пребывать подолгу или оставаться на все время войны. Поэтому население Галима (лежащего между Гивой Сауловой и Анафофом) должно немедленно бежать и в поспешности, ради своего спасения все оставить, чтоб только не остаться в городах и не попасть в злую неволю Ассирийского плена. Еще большее бедствие ожидает злополучный Анафоф (находившийся к северу от Иерусалима, на расстоянии одного часа ходьбы): этот городок и его окрестности будут совершенно разорены Ассирийским войском, которое здесь будет пребывать во все время осады Иерусалима. Поэтому и окрестные города – Мадмена в Гевим должны слышать вопль Анафофа и разделять его жестокую судьбу. Жители и этих городов должны бежать от врага на юг Иудеи и скрываться здесь в горах. Так открывается свободный путь страшному врагу; пред ним, как пред пламенем пожара в лесу, бегут все, оставляя все, спасая только жизнь. И вот царь Ассирийский беспрепятственно уже занимает холмы, соседние с горой Сионом; утомленный походом, он здесь отдыхает день и, приготовляясь к битве, грозит Иерусалиму. Наконец, он с северо-запада подступает к стенам Иерусалима. Так по долинам, теснинам и холмам, скоро и победоносно восходит войско Ассирийское, как будто разливается по стране Иудейской разрушительное наводнение или истребительное пламя пожара, которых ничто не отвратит (ср.гл.Ис.8:6-8,9:18-19) . Таково орудие гнева Божия! Но, при всех этих бедствиях, для Иудеи будет утешение в том, что Господь чрезвычайным образом истребит войско гордого царя Ассирийского (ст.Ис.10:24-27).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible