Скрыть
А што наимаше међу народима, ја ћу их сабрати; а већ и окусише мало ради бремена цара над кнезовима.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Хотя предадутся в языки. Пророк указывает на времена Езекии. Соберу их, по истреблении войска Сеннахиримова. И почиют мало от бремени царей и князей, то есть во дни Езекии. Или, почиют от труда помазывать себе царей и князей.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9–10 Ибо они восходили к Ассуру, как дикий осел, одинокий у себя. Ефрем давал подарки любовникам. Но хотя они за плату нанимали народы. Я скоро соберу их, и они на некоторое время освободятся от бремени царя и князей

Пожран был, говорит. Израиль и сделался подобным непотребному или нечистому сосуду, от которого не остается черепка, чтобы можно было зачерпнуть воды или [принести] немного огня. Так как они стали сосудом нечистым, то пошли к ассириянам подобно дикому одинокому ослу. Они не были овцами, пасомыми Господом, но злоупотребляли своею свободою и были уведены в плен. Пророк оплакивает их, говоря: Ефрем давал подарки ассириянам и за плату нанимал любовников своих, о которых Иезекииль пишет: «всем блудницам дают плату, а ты давала плату любовникам твоим», и бысть в тебе сопротивно (Иезек. 16, 33–34). Дав подарки народам и за плату наняв в помощь себе народы, они соберутся для битвы, но все будут побеждены и уведены в плен. И так как они любят предлагать подарки врагам, то на некоторое время получат преимущество не платить податей царю и князьям, доколе не прибудут в Ассирию, где они не будут давать податей и налогов, как свободные, но будут доведены до крайнего порабощения. В отношении к еретикам мы не сомневаемся, что уходя к ассириянам согласно с заблуждением ума своего, они полагают, что они восходят, а не нисходят. Поэтому им говорится чрез Исаию: что бысть тебе ныне, яко возлезосте вси на храмины тщетные (Исаии 22, 1)? Князь этих ассириян, это – самомнение (sensus magnus). Поэтому Ефрем стал процветать у себя, самонадеянно считая себя возвысившимся. Или он стал подобен дикому ослу одинокому, направляющемуся не на нивы церкви, а в пустыни диавола. Он полюбил подарки вследствие своего заблуждения, – или потому, что надеялся на вознаграждение, или же потому, что все делал ради постыдной корысти. Или он давал подарки и плату своим любовникам, демонам, и за это будет предан народам (языческим). Ибо как язычники чтут телесных истуканов, так [еретики] признают богами идолов, измышленных ими из своего сердца, и поэтому они будут причислены к язычникам. Но если, говорит, теперь и в настоящей жизни принесут покаяние и Я приму их, то они перестанут поставлять над собою малого царя и князей его. Под малым царем мы должны понимать диавола в отличие от великого Царя, который ничего общего не может иметь с Велиаром, но который немедленно, как только будет принят верующими, изгоняет из сердца их малого царя и князей его. По еврейскому же тексту соберутся в церкви Божией те, которые прежде были рассеяны и за плату нанимали себе народы, и освободятся от бремени царя, относительно которого апостол обличает отделившихся от церкви, говоря: без нас воцаристеся, и о дабы воцарилися есте (1Кор. 4, 8), и от князей, которых они поставили в синагогах диавола.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-10 Поглощен бысть Израиль, ныне бысть во языцех яко сосуд непотребен, понеже тии взыдоша ко Ассирианом: процвете о себе Ефрем, дары возлюби, сего ради предадутся в языки: ныне восприиму их, и почиют мало еже помазати царя и князи

Говорит, что Израиль поглощен, как потерпевший страшное кораблекрушение и утонувший в волнах собственных грехов и разбитый как бы о некоторую скалу движениями гнева божественного. Или можно понимать это и иным способом: поглощен он (Израиль) был, говорит, Навуходоносором, как бы страшным и ненасытным драконом. Так и другой из святых пророков, представляя себе Израиля уже пленным и находящимся в рабстве у своих победителей, от лица его так говорит: «снеде мя, раздроби мя, прият мя тма тонка, Навуходоносор царь Вавилонский пожре мя, яко змий наполни чрево свое сладостию моею» (Иер. 51:34). Но истинно и иное объяснение: отпадающих от любви Божией некоторым образом поглощает и делает собственною пищей многоглавый дракон, о котором Псалмопевец говорит, что он отдан в пищу народам эфиопским. «Ты, – говорит, – сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским» (Пс. 73:14). Под Эфиопами по справедливости могут быть подразумеваемы и этим именем называемы как нами самими, так и Богом те, которые в себе самих имеют самый черный и темный ум. Они доставляют пищу многоглавому дракону, но и сами в свою очередь питаются им. Итак «поглощен бысть Израиль и бысть в языцех яко сосуд не потребен». Отведенный к Ассириянам и Мидянам он сделался совершенно бесполезным, принужденный подчиняться тому, что угодно им. Или потому и поглощен был и, оставивши родную землю, переселился в среду язычников, что сделался непотребным сосудом. Подобное Владыка всяческих говорит и устами Иеремии об одном из царствовавших в Самарии над Израилем: «обезчестися Иехониа, аки сосуд непотребен, яко отриновен бысть той, и извержен в землю, еяже не ведяше. Земле, земле, земле слыши слово Господне, напиши мужа сего отвержена» (Иер. 22:28-30). Итак Израиль сделался непотребным и бесчестился; ибо какая польза Богу от души заблуждающейся и грехолюбивой и удобопреклонной ко всему постыдному и, что хуже всех зол, – к удалению от служения Богу? Какая же была причина таких страданий Израиля? «Понеже тии взыдоша», они, говорит, как перебежчики, сами убежали ко крагам. Как, или каким образом? Убоявшись нападения их, они не искали, путем раскаяния, помощи у Бога, но дарами старались склонить их к чему-нибудь другому, немного успокоить их. Потом некоторым образом осмеивает такой замысел, как имеющий быть для них тщетным и бесполезным, говоря об одном из царей колена Ефремова, которые и дары посылали тиранам ассирийским: «процвете о себе Ефрем». Как бы так говорит: Царь из колена Ефремова, предназначенный к посечению наподобие засохшего дерева и как бы готовый увянуть от огня божественного гнева, «процвете о себе», то есть, без Меня, не имея Моего изволения, вообразил, говорит, что он будет жить, и пустит корень в глубину, и не лишится своего престола. Возлюбив не принимать дары, но давать, он купил тем только кратковременную и малую отсрочку бедствия. Но что же произошло от этого? Никакой пользы; напротив «предадутся в языки» и благодаря имеющему случиться с ними узнают, что никто сам по себе не процветет и что оскорбляющим Бога не послужат на пользу раздаяние даров врагам: ибо в непродолжительном времени они подвергнутся наказанию.

Цари из колена Ефремова были, говоря кратко, виновниками всякого нечестия Израиля. Проклятый Иеровоам был первым изобретателем отступления: он устроил им золотых телиц и на так называемых высотах, то есть, в капищах на горах и холмах, поставил жрецов не из колена Левина, но из тех, «иже исполняху руку свою» (3Цар. 13:33), по написанному. Затем после этого, когда ожидали нашествия Ассириян, во время царствования Манаима, они послали им деньги, убеждая их воздержаться от разорения земли. Посему справедлив был божественный гнев против царства, бывшего из колена Ефремова, над Израилем. «Ныне восприиму их», говорит, не за то, что они имеют добрую нравственность, ни за то, что решились проводить превосходную жизнь, ни за то, что возжелали жизни по закону, но как пестун, и как требующий наказания для них и уже призывающий их к суду. В прошедшее время Я по милосердию откладывал наказания, требуемые гневом божественным: «но ныне восприиму их», говорит, чтоб опытом бедствий наконец узнали, что и они находятся под Моим владычеством и не избавлены от Моей десницы. А что наказания уже не будут откладываться, в этом удостоверил, говоря: «ныне». Итак воспринятые Богом для вразумления, они перестанут наконец помазывать царя и князей: так как находясь в рабстве у Ассириян и Мидян они хотя и имели весьма удобное время для совершения дел отступления, но они постоянно скорбели и оплакивали неожиданное бедствие. Надобно знать, что после того, как Кир, сын Камбиза, освободил Израиля из плена, в Самарии уже не помазывали царей из колена Ефремова, но все находились под одним игом, под властью царей во Иерусалиме из колена Иудина: ибо они не жили еще разрозненно, но все принадлежали к Иерусалиму. Первым же после времен плена начальствовал над обоими царствами, говорю, над Израилем и Иудою, или, говоря одним словом, над двенадцатью коленами, Зоровавель, сын Салафииля, из колена Иудова (Езд. 3:8), в то время, как делами левитского служения управлял и служение первосвященническое исполнял Иисус, сын Иоседека, первосвященник великий.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-10 Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов, как негодный сосуд. Они пошли к Ассуру, как дикий осел, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе. Хотя они и посылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бремени царя князей
Ст. 8-10 Поглоще́нъ бы́сть Изра́иль, ны́нѣ бы́сть во язы́цѣхъ я́ко сосу́дъ непотре́бенъ, поне́же ті́и взыдо́ша ко Ассирі́аномъ: процвѣте́ о себѣ́ Ефре́мъ, да́ры воз­люби́. Сего́ ра́ди предаду́т­ся во язы́ки: ны́нѣ воспрiиму́ и́хъ, и почі́ютъ ма́ло е́же пома́зати царя́ и кня́зи
 

Поглощен бысть Израиль, ныне бысть во языцех яко сосуд непотребен, понеже взыдоша ко Ассирианом. Испросив помощь у Ассириян, им будут преданы в рабство, лишась возможности совершать какое либо Богослужение и праздновать установленные законом праздники.
Процвете о себе. Мною возращенный и расцветший, подобно растению, отступил Израиль от служения Мне.
Ефрем, дары возлюбиСего ради предадутся во языки. Не мог насытиться благами, но продолжал желать большего; за это и будет предан в рабство.
Ныне восприиму их, то есть в вражеской стране.
И почиют мало, еже помазати царя и князи. Признав за лучшее, чтобы царствовал над ними другой, а не Я, подпадут они владычеству Ассириян, не имея возможности поставлять себе царя.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Хотя они и посылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бремени царя князей

Ст. 10-й в подлиннике очень темен и понимается различно; русский перевод стиха представляет только одно из толкований. По смыслу русского текста в ст. 10-м содержится угроза народу: несмотря на то, что Израиль дарами (ithnu) старался приобрести дружбу язычников, он будет «собран» среди них, собран, как дополняют комментаторы, для суда, для истребления (ad pugnam, ad jndicium subeudum, ad excidium, Кнабенбауер), - отправлен в качестве пленника в языческую землю. Гл. kabaz, собирать, в Иер XII:3; Иез XXII:20; Мих IV:12; Ос IX:6; употребляется о собрании с целью наказания. Находясь в плену, Израиль будет страдать или с еврейского (vajechelu meat) «начнет делаться малым», уменьшаться в количестве от бремени царя князей. Выражение melech schaim, царей князей равняется выражению melech melachim и, по мнению многих толкователей (Эвальд, Гитциг, Кнабенб) употреблено пророком о царе ассирийском (ср. Ис Х:8; XXXVI:4, 13; Иез XXVI:7). Славянский текст ст. 10, соответствующий греч., дает мысль другую. Чтение, сего ради предадутся во языки произошло от того, что LXX евр. ithnu (дают) вокализировали, как juthnu и перевели paradoqhsontai (будут преданы). Вместо слов рус. текста «они начнут страдать от бремени царя князей» в слав. с греч. читается: «и почиют (kopasousin) мало еже помазати царя и князи». Новейшие толкователи (Оорт, Велльг, Новак, Гоонакер) отдают предпочтение греч. тексту и понимают выражение о царе и князьях израильских. В словах пророка звучит ирония: пусть в плену Израиль отдохнет от тех переворотов, благодаря которым так часто приходилось помазывать царей.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible