Скрыть
Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

С женами, ходящими по распутиям, требы жряху: то есть, с женами, неистово предающимися блудодеянию, и с идольскими жрецами, приносящими жертвы. Ибо к ним присоединялся народ и приносил с ними жертвы. Людие несмыслящии со блудницею сплетахуся. Народ Божий не разумел, Кто обитает среди них, и не постигал, как страшно Его величие, повергся же в объятия нечистых блудниц.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-14 На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет

На вершинах гор они приносили жертвы и на холмах возжигали ладан под дубом, и тополем и теревинфом, потому что хороша тень от него. В законе заповедано, чтобы не приносились жертвы Господу на другом месте, кроме избранного Господом Богом, и чтобы подле жертвенника не насаждались рощи и деревья, конечно, для того, чтобы полная распущенности и сладострастия религия не ниспровергла строгости единой и истинной религии. Но Израиль, наоборот, приносил жертвы на горах и на холмах возжигал курения, избирая возвышенные местности на земле, потому что он оставил Бога вышнего и, ища тени, утратил истину. Это мы читаем и об отдельных царях: токмо высоких не разори: еще людие жряху и кадяху на высоких (3Цар. 22, 43), что́ по-еврейски называются bama. Еретики приписывают высоту своему учению и приносят жертвы под дубом, тополем и теревинфом, бесплодными деревьями, не имея смоковницы и виноградника, под которыми, по словам [Инсания], покоится святой. Усвояют они себе иногда и теривинф, не имеющий, но Исаии, листьев, чтобы казаться подражающими примеру Авраама.

На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет

Слово саdеsoth, которое Акила перевел ἐνηλλαγμένων, Симмах ἑταιρίδων, LХХ: τετελεσμένων, Феодотион κεχωρισμένων, мы перевели женоподобными, чтобы уяснить смысл слова для нашего слуха. Это те служители матери не богов, а демонов, которых теперь в Риме называют галлами, потому что от этого народа римляне заимствовали искалеченных вследствие похоти в честь Атиса (которого блудодействующая богиня сделала евнухом жрецов его. Делаются же женоподобными люди из племени галлов для того, чтобы наказать чрез это бесчестие тех, которые взяли город Рим. Подобного рода идолослужение было в Израиле, в особенности в служении женщин Веелфегору, которого, вследствие великих мерзостей, мы можем назвать Приапом. Поэтому царь Аса устранил среди народа служение на высотах (tulit ехcеlsа) и подобного рода жрецов и лишил мать царского достоинства, как свидетельствует Писание, говоря: И сотвори Аса правое пред Господем, якоже Давид, отец его, и отъя женоподобных от земли, и искорени вся мерзости идолов, яже сотвориша отцы его. И Мааху матерь свою отстави, еже не владети ей служением Приапу и рощею, которую она посвятила ему, и изсече гай ея, и сокруши идола гнусного и сожже в потоце Ииедрстем. Высоких же не искорени; обаче сердце Асы бе соверииепно пред Господем во вся дни его (3Цар. 15, 11–14). Нужно знать, что в настоящем месте саdеsоth означает блудниц ίεπσίας, то есть жриц, поcвящавших себя Приану. Но в других местах мы читаем об оскоплявшихся вследствие похоти мужчинах саdеsim, как в словах Исаии: и ругатели господствовати будут ими (Исаии 3, 4), вместо чего в еврейском написано: и саdеsim будут господствовать над ними, что́ мы перевели чрез женоподобные. Акила, переведши ἐνηλλαγμένους, то есть перемененные, хотел показать, что они изменили природу и из мужчин сделались женщинами. Симмах назвал их έταιρίδας, собственно блудницами; LХХ τετελεσμένους, то есть обреченными и посвященными, указывая на идолослужителей; Феодотион κεχωρισμένους, то есть отделенными от народа, – такими, которые признавали себя высшими в сравнении с народом. Сказав вкратце о слове, обратимся теперь к смыслу [объясняемого] места. Велико оскорбление, если согрешив ты не заслуживаешь гнева Божия. Израиль блудодействовал, отступив от Господа Бога своего, и был прельщен духом любодеяния; поэтому блудодействуют и дочери его и невесты и оставляются при своем преступлении без всякого наказания, чтобы то, что сыновья и жена причинили настоящему отцу и мужу, испытали они от своих детей и жен, и чтобы из собственного огорчения поняли огорчение Бога, который настолько прогневлен, что не наказывает грешащих. Об этом свидетельствует в таинственной речи и апостол, пиша к римлянам: глаголющеся быти мудри, обюродеша и измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека, и птиц и четвероног и гад. И так как они любодействовали с идолами, то подвергаются такому определению: темже и предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту, во еже сквернится телесем их в себе самех. Иже премениша истину Божию во лжу, и почтоша и послужиша твари паче Творца, иже есть благословен во веки. Аминь. (Рим. 1, 22–26). А чтобы знать, что наказание налагается Богом как бы на раненных и больных для того, чтобы как бы посредством прижигания и горького питья они снова получили здоровье и освободились от болезней, послушаем Господа, который говорит чрез пророка: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их; милость же Мою не разорю от них (Псал. 88, 33–34). Таким образом кто бывает любим, тот наказывается, а кто пренебрегается, тот предоставляется своим грехам. И столь велико было число блудодействовавших в Израиле, что прекращается наказание, как не могущее привести к исправлению. Ибо что может быть гнуснее, нежели участие мужчин в культе блудниц и принесение жертв своей похоти с людьми женоподобными? Слова же: а народ невежественный будет наказан, вместо чего LХХ перевели: и невежественный народ привязывался к блудниц, означают то, что он будет наказан пленом и подвергнется различным бедствиям, чтобы чрез огорчение получить вразумление. Это легко можно объяснить и по отношению к еретикам, потому что блудодействуют сыновья их и невесты, то есть души, рожденные ими в заблуждении и обрученные с их учениями. Таковые недостойны наказания, потому что все их служение есть блудодеяние и, будучи гнусными, они соединяются с гнусными, и будут наказаны, чтобы уразумели, какого Бога они должны взыскать. Когда ты увидишь, что грешник утопает в богатстве, хвалится своею силою, пользуется здоровьем, находит утешение в своей жене, окружается кучею детей и что исполняется написанное: в трудех человеческих не суть и с человеки не приимут ран (Псал. 72, 5); то ты должен будешь сказать, что над ним исполнилась угроза пророка: Я не накажу дочерей ваших, когда они будут блудодействовать, и невест ваших, когда оне будут прелюбодействовать.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12-14 В знамениих вопрошаху и в жезлех своих поведаху тем: духом блужения прельстишася и соблудиша от Бога своего: на версех гор кадяху и на холмех жряху под дубом и под елию и под древом ветвенным, яко добр кров: сего ради соблудят дщери ваша, и невесты ваша возлюбодеют. И не присещу на дщери ваша, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют: яко и тии со блудницами смесишася и со блудниками требы жряху, и людие смыслящии со блудницею сплетахуся

Ясно показывает, как они оставили Господа и сохранили блужение: воспитателя признает сообщником заблуждающихся и прямо объявляет, что те, кому прилично было, или, лучше сказать, необходимо было следовать законам божественным и приводить к этому подчиненных, они-то, как я сказал, и заслужили упрек в заблуждении. Некоторые, говорит, приходили к ним, желая узнать, что случится в будущем, или что приключится с ними, в какое время и при каких обстоятельствах. Они же нечестиво убеждали приходящих к ним не обращаться за этим к Богу, но «в знамениях вопрошаху», то есть старались узнать от нечистых духов при помощи некоторых знаков и примет, — подобно тому, как некогда Валаам пытался пророчествовать против Израильтян, потому что ому приказал сделать это Валам, сын Веоров; «созижди, - говорит, - мне зде седмь требищ, и уготовай мне зде седмь телцев, и седмь овнов» (Чис. 23:1) и пойду «в сретение волхвованием» (Чис. 24:1). Они наблюдают, куда и как и насколько высоко отлетают, рассыпаясь, жертвенные зерна, или рассматривают, несчастные, движения печени, или следят за полетом птиц. Гадание же до полету птиц, волхвование и им подобные худые дела суть признаки дошедшего до крайности нечестия, и происходят в самых низменных убежищах идолослужения.

И в жезлех своих поведаху тем. Когда, говорит, Израильтяне приходили к ним с целью разведать о каком-нибудь своем деле, они давали им ответ не только по знамениям, но и по жезлам своим. Это другой способ обмана — гадание при помощи жезлов, занятие и изобретение, кажется, суетливых халдеев. Таким именно образом волхвовал Навуходоносор относительно Иерусалима, о чем говорит божественный пророк Иезекииль (Иез. 21:21). Ставя два жезла и затем припевая над ними какой-то тайный заговор, при помощи демонских сил заставляли их наклоняться и при падении наблюдали, куда они направляются: вперед или назад, вправо или влево: затем уже сообщали решение приходящим. Это и есть — «в жезлех поведаху». Поистине ужасно, что руководители других, долженствовавшие привлекать к боголюбезному, даже сами способствовали заблуждению и, как говорит пророк, «изумление в дому Божии утвердиша» (Ос.9:8). Изумлением называет лжепророчество, ибо занимающиеся подобными делами притворяются, что уже не знают, где находятся, — и некоторые утверждали, что они вдохновляются и приходят в исступление, будто бы исполненные божества. Не знали они, что сердце заблуждающихся есть нечто в роде дома или вертепа для нечистых духов.

Ясно показывает, что подобное совершается но без участия духов нечистых и лукавых, ибо всякий вид зла происходит от них, и кто решился исполнять угодное им, тому не приходится отступать пред каким бы то ни было постыднейшим делом. Посему и говорит: «прельстишася духом блужения» и далеки-далеки стали от Бога, будучи любострастными и обращая дела идолослужения в повод к плотоугодию. Они приносили жертвы, располагаясь на холмах и на горах и (таким образом) земными высотами почитая низверженных долу (в преисподнюю) демонов. Затем, воздвигая жертвенники «под дубом и под елию», они делали возлияния. оказывая почести нимфам, вероятно гамадриадам, по сказаниям Эллинов; ибо поэты и сказатели эллинские говорят, что нечистые демоны любят растения и деревья, которые — не знаю, с какой стати, — они называли нимфами. Итак, говорит, им приятно было искать тени, нежиться под кровом цветущих деревьев и с одобрением говорит, «яко добр кров». Вследствие этого сластолюбец и не мог стать боголюбцем, о чем засвидетельствует и Павел, говоря о некоторых, что они «сластолюбцы паче нежели боголюбцы» (2Тим. 3:4). Блаженны же, как говорит Спаситель, «плачущии ныне» (Мф. 5:4; Лк. 6:21), и наибольшего почета и любви достойно терпение в полезных трудах.

Так как, говорит, у вас считается достохвальным предаваться неге под деревом, в тени, и так как вы находите себе удовольствие в том, что для Меня оскорбительно, то есть в проклятой прелести и нечистоте, то, посему, «соблудят дщери вашя», а «невесты, то есть жены сыновей, возлюбодеют» и, не смотря на это, Я, говорит, не подвигнусь «и не присещу». По-видимому, этим предвозвещает ожидающие грешников бедствия войны и последствия плена, потому что завоеватели и победители поступают с покоренными как вздумается, необузданно пользуясь властью, с неудержимым рвением стремясь ко всему, что может доставить им удовольствие, — не помышляя о законе и не позволяя себе думать ни о благопристойности, ни о приличии, и, как бы ожесточившись и обладая душой, весьма склонной к суровости, не дают никакой пощады потерпевшим несчастие. Таким образом с очевидностью объявил, что дети соблудивших преданы будут врагам на посмешище и позор.

Если же кому угодно, можно понимать (сказанное) иначе. Бог всяческих печется о тех, кого благоволит почтить и возлюбить, и хотя бы видел, что они предались нерадению и желают совершать то, чего но следует, милостиво наказует, убеждая возвратиться к лучшему. Посему и богоглаголивый Павел говорит призванным к благочестной жизни:«аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог Который бо есть сын, егоже не наказует отец?» (Евр. 12:7). О том же свидетельствует мудрейший приточник и говорит: «егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Притч. 3:12). Следовательно, кого наказует, тех удостаивает своего попечения, как добрых и возлюбленыых, а на тяжко согрешивших но взирает уже, но говорит только: «не вем вас» (Мф. 25:12), ибо «очи Господни на праведныя», как написано (Пс. 33:16). Итак, если, говорит, и согрешат, «не присещу», то есть не попекусь, но обращу к себе, признаю совершенно недостойными. По какой причине? — Потому что вы сами, говорит, в качестве отцов, настолько далеки от намерения сдерживать и себя самих и своих детей, хотя бы они предавались крайнему нечестию, что смесились с блудницами и приносили жертвы с блудниками. Блудницами собственно называет жриц Веельфегора. А Воельфегор — это так называемый Приап, и, разумеется, почитательницы этой гнусной мерзости суть блудницы. Блудниками же (τετελεσμένοι) называет посвященных в таинства Веелфегора: это были мужчины, которые не желали оставаться тем, чем были, но, усвоив себе женоподобные нравы, сделались безобразно распущенными в речах и поступках. Некоторые называют их скопцами и развратниками, которые с женскими воплями, ударяя в кимвалы, бегали кругом с особенными факелами, показывали вид, что они священнодействуют, совершая празднование в честь стыдения Веелфегора. Посему, говорит, «жряху требы со блудниками», т. е. принимали участие в их таинствах и вместе с подобными развратниками приносили жертвы Веелфегору.

Сводит речь к Иуде, то есть к происходящим от колена Иудина и Вениаминова, которые еще жили в Иерусалиме и, имея божественный жертвенник (ибо храм существовал), говорили, что они соблюдают заповеди Моисея и обладают знанием закона. Но и они служили Астарте, «мерзости Сидонстей» (4Цар. 23:13). Астарта же, как говорят, есть так называемая у Эллинов (не знаю—почему) Афродита, ее статуя стояла обнаженною, в виде блудницы, бесстыдно обнажая пред глазами всех даже сокровенные члены тела. Итак, говорит, не только Израиль, недуговавший величайшим недомыслием, сообщался с блудницами и приносил жертвы с блудниками, но и сами «людие смыслящии», то есть те, которые выставляли себя сохраняющими еще знание закона, «со блудницею сплетахуся», ибо, как я сказал, покланялись Астарте, в честь которой насадил дубраву Соломон, исполняя угодное своей сладострастной жене иноплеменнице (3Цар. 11).

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 13-14 На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет


Потом показывает и самый образ идолослужения: на вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень. Наслаждаясь под тенью многоветвистых дерев, поклонялись не Творцу их, но вместо Творца приносили жертвы деревам. За сие, говорит Бог, ни мало не воспользуетесь Моим о вас промышлением. С дочерями вашими и с невестами вашими прелюбодействовать будут нападающие на вас враги. Ибо на что отваживаетесь вы тайно, попущу тому совершаться явно. Сие самое выразил Пророк, сказав: потому что вы сами на стороне блудниц и с посвященными [в славянском переводе: с блудникамиприносите жертвы, а невежественный народ гибнет. Блудом Пророк именует иногда невоздержание, а иногда – нечестие. «Посвященными» же называет тех, которые участвовали в тайных обрядах нечестия. Ибо как мы сподобляемых Божественных тайн называем верными; так Еллины именовали посвященными полнее обученных нечестию.  

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет

По слову пророка, Господь оставит невесток и дочерей без наказания (слав. и не присещу), потому что отцы, на которых лежит главная ответственность за детей, еще хуже их в отношении разврата. Обязанные по закону являться к святилищу с женами для жертвоприношения, они приводили с собой блудниц. Отличающийся от чтения русского текста конец ст. в слав. тексте: и людие смыслящие со блудницею сплетахуся является точным переведом с греч. (o lawV u suniwn sunepleketo meta phrnhV). Чтение o suniwn (смыслящий), произошло путем ошибки в греч. из первоначального ou suniwn как в коммент. Ефрема Сирина и в нескольких код. у Ноаm. Чтение sonepl. meta pornhV возникло, как предполагают, из неправильного понимания евр. гл. Labat (падать, идти к погибели), принятого LXX-ю в смысле связываться, совокупляться, и из перенесения из след. стиха слова im soneh («если блудодействуешь»), понятых в смысле im sonah, с блудницею.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible