Скрыть
Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Кто премудр и уразумеет, яко правы путие Господни? И праведнии пойдут в них, то есть принадлежащие к дому Езекиину, которые воспользовались вразумлениями. А нечестивии изнемогут в них, то есть Ефремляне изнемогут в путях Господних. Поэтому, отведены будут в плен зато, что не внимают словам Пророков.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Кто мудр, и уразумеет это? Кто разумен, и познает это? Ибо правы пути Господни, и праведники будут ходить по ним, а беззаконные падут на них

Говоря: кто мудр, и уразумеет это? Кто разумен, и познает это? указывает на темноту книги и трудность изъяснения ее. Если сам писатель сознается в трудности или в невозможности, то нам, имеющим больные глаза, затемненные скверною грехов и не могущим смотреть на яркое сияние солнца, не остается ничего другого сделать, как только сказать словами Писания: О глубина богатства премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неисследовани путие Его (Рим. 11, 33). Ибо кто может, без откровения Христова, понять, что означает Иезраель, и сестра ее „Непомилованная“, и третий брат „Не Мой народ“; что это за прелюбодейная женщина, которая в течение долгого времени будет оставаться без закона; какой cоюз был заключен с зверями земными и птицами небесными; кто тот Давид, к которому возвратится народ, который восстанет в третий день и исхождение которого сравнивается с утреннею зарею; что означает дождь ранний и поздний; кто это тот, который, но словам пророка, придет и научит нас правде или во образ которого Израиль выводится из Египта, и несется на руках и воспитывается в узах любви; кто тот, который истребляет смерть, иссушает родники ее и истощает источники, и расхищает сосуды, хранившиеся в сокровищнице, и что означает все прочее, что долго было бы напоминать? Поэтому всякий, кто свят и праведен, должен признать, что пути Господни правы. Пути же Господни, как мы знаем, это – чтение Ветхого и Нового Завета и разумение Священных Писаний. Кто ходит по этим путям, тот не может найти правого пути, если не обратится к Господу и если не будет снято с него покрывало, которое было пред глазами Моисея. Но если он скажет с Давидом: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псал. 118, 18); то будет ходить по ним и найдет Христа, и увидит, что иудеи и еретики, которых теперь Писание называет нечестивыми, претыкаются на них, изнемогают и падают согласно с словами Писания: се лежит Сей на падение и на востание многим во Исраили (Лук. 2, 34).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Кто премудр и уразумеет сия? и смыслен, и увесть сия? яко правы путие Господни, и праведнии пойдут в них, а нечестивии изнемогут в них

Весьма справедливо называет премудрым и разумнейшим того, кто поймет это, потому что понимание божественных изречений не дается немедленно всякому желающему, но, по написанному, никто не может уразуметь «притчу и темное слово, речения же премудрых, и гадания» (Притч. 1:6), разве только при помощи вышнего просвещения, если Христос ниспошлет в ум и сердце, как бы блистательный луч, благодать Свою. Научает также, что возможность шествовать правою и богоугодною стезею весьма незатруднительна для любителей благочиния, а для не имеющих этого качества – дело нелегкое, потому что тех укрепляет влечение и склонность ко всякому добру и побуждает неудержимо стремиться к достижению похвального, а последних увлечение и наклонность к пороку и греху делает трусливыми, робкими и не имеющими от Бога силы для совершения добродетели, так как они ранее не почтили Его.

Итак, если мы разумны и премудры, то будем просить у Бога силы творить должное, а Он, конечно, дарует, как Человеколюбец, и исполнит крепости духовной чрез Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них
 

Так заключил песнопение свое и божественный Давид, исчислив Божии благодеяния в сто шестом псалме: «кто премудр и сохранит сия? и уразумеют милости Господни» (Пс.106:43)? Ибо подлинно нужны мудрость и благоразумие, как для познания и уразумения словес Божиих, так для их исполнения и соблюдения. Не возможно и уразуметь их неприявшим озарения от Духа Божия, и сохранить не пользующимся помощью свыше. Оказывающие великую и в великой мере любовь к Богу и пользующиеся Его помощью идут путями правыми и именуются праведными; а живущие в злочестии и идущие путем противоположным пpиeмлют воздаяние за свое нечестие.
Бог всяческих, «иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим.2:4), да дарует и нам принадлежать к части благочестивых, а не злочестивых, чтобы, жительствуя по Его божественным законам, прославлять нам Его, по слову священного Апостола, и телом и духом (1Кор.6:20). Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с единородным Его Сыном и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них

Заключительное увещание

Ст. 10 относится ко всей книге пророка и представляет обобщение того учения, которое изложено в книге. Сущность этого учения в том, что пути Господни (ср. Втор XXXII:4 водительство Божие) правы и что праведников они ведут к жизни, а нечестивых в погибель.

Стих: Предыдущий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible