Скрыть
Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему

Это, может быть, скажет кто, не значит благословить Сима. Напротив, здесь Ной преподал ему самое высокое благословение. В самом деле, когда Бог прославляется и благословляется людьми, тогда Он, обыкновенно, подает обильнейшее благословение Свое тем, ради которых Сам благословляется. Поэтому Ной, благословивши Бога, как бы обязал Его к большему благословению и приобрел Симу большее воздаяние, нежели когда бы он сам от себя благословил его. «Благословен Господь Бог Симов, и будет Ханаан отрок ему». Видишь, как он (Ной) налагает (на Хама) отеческое наказание, которое скорее есть вразумление, нежели наказание? Он был ведь отец, и отец чадолюбивый; и хотел не столько наложить достойное наказание, сколько пресечь дальнейшее распространение зла. Для того, говорит, я осуждаю тебя на рабство, чтобы ты имел постоянное и неизгладимое напоминание (о своем грехе).

Беседы на книгу Бытия. Беседа 29

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-27 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему

О наготе Ноя и о Хаме

После того как все совершено было относительно ковчега и прошел потоп, когда Ной стал возделывать землю, тогда пусть слово наше исследует еще то, что сделано было ему от Хама. Оно, конечно, убедит избравших жизнь законную совсем ничего не ставить выше уважения к родителям и избегать, как самого опасного во всех отношениях дела, насмешки над ними, хотя бы они, увлекаемые немощью природы, легко уклонялись и к неприличному. Что мы обязаны всегдашним почтением к родителям, о том и Божественный закон наставляет нас. Повелев наперед любить единого и по естеству Бога от всей души и от всего сердца, он говорит: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20:12): ибо родители как бы изображают собою Бога и подражают Ему. Помни, сказано, что ты рожден от них (Сир. 7:30). Посему еще сказано: Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! (Притч. 30:17). Итак, что проклятием и осуждением преследуется мысль о том, что не должно чтить родителей и оказывать им всякое уважение, об этом всякий очень легко может узнать и из примера Хама. (Сказано) Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9:18-27). Ной, насадив виноград, покончил труды свои и впал в необычное состояние опьянения. Вследствие неожиданного опьянения он невольно обнажился и в таком положении был дома, не видимый многими. Не твердый же в мыслях, разумею Хама, сделал неприличие зрелища сего поводом к преступной насмешке, тогда как должен был бы одеть и даже защитить родителя, побежденного опьянением и подвергшегося дурным последствиям излишнего употребления вина. Но оставив это и пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху. Они же были выше его худого совета и, порицая случившееся и безобразие зрелища скрывая одеждами, шествовали лица их были обращены назад. Они предпочитали быть благочестивыми и уважать чресла отца, чрез которые получили и бытие. Когда же отец, пробудившись, узнал дело, то сейчас проклял того, который безрассудно нарушил законы приличия и уважения к нему, и по справедливости наложил на него иго рабское, именуя Ханаана ради происшедших от него хананеев, которые и имели быть причастными наказанию его: ибо он наказываем был со всем родом своим. Но почтившие Ноя были благословены от него.

Гадательно указываемо было еще и на другое таинство, касающееся иудеев. Три народа было всех: бывший в первое время, как и Сим; бывший в среднее время, соответственно проклятому Хаму, наконец третий, подразумеваемый в последнем — Иафете, имя которого толкуется как широта. Когда же Бог и Отец открыл нам Сына Своего, Который означается посредством чресл и, насколько можно сказать в отношении к мысленной красоте Божества, безобразен и непривлекателен по причине человечества: ибо нет в Нем ни вида, ни величия, по слову пророка (Ис. 53:2), — тогда, и только тогда, как могло бы засвидетельствовать и самое событие вещей, первый и последний народ, то есть как в начале и в числе первых уверовавшие, так и призванный в последних, постыдились Еммануила. Они же и благословены чрез Него от Бога и Отца. А бывший посреди двоих как бы посмеявшейся над Христом по причине безобразия человечества и от Бога явившегося Сына многообразно обесчестивший подпал состоянию рабства и потерял свободу отцов. Но что уверовавшие в последние времена из иудеев имели быть общниками и едва не домочадцами первых, так же как и собранными в один город или двор, или дом, то есть в Церковь, на это указал, сказав: да распространит Бог Иафета (Быт. 9:27), то есть третьего и последнего, так как Иафет — третий; и да вселится он в шатрах Симовых (ст. 27), то есть первого, и Ханаан же будет рабом ему их (там же). Это, я думаю, означает то же самое, что сказал Христос народу Иудейскому: истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:34-36). Ибо подсмеявшиеся над домостроительством Спасителя нашего несчастные иудеи, не почтившие Его откровения, бывшего к нам от Бога и Отца, пребыли в духе рабства.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему

Благословен Бог Симов. Благословение сие весьма важно, потому что вместо Сима благословляется Бог, так, как бы Ной изъявлял не свое благожелание Симу, но свое благодарение Богу (Быт. 14:19, 20), и что даже Бог — мысль, по–видимому, дерзновенная — усвояется Симу. Чем неожиданнее в сем месте таковые выражения, тем менее позволительно ослаблять их знаменательность.

Благословен Бог. Не Сим приемлет благословение, но его благословение восписуется Богу. Итак, сие не есть благословение природы или заслуг, но Благодати.

Благословен Бог Симов. Из трех племен Ноя благословится Бог в племени Сима, то есть оно‑то сохранит истинное Богопознание и Богослужение.

Бог Симов. Бог не только будет ведом и почитаем в племени Сима, но и будет принадлежать ему чрез воплощение от него.

Ханаан же будет рабом ему. Сие исполнилось на хананеях, которые израильтянами, потомками Сима, частью истребляемы, частью покоряемы были от времен Иисуса Навина до Соломона.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 26-27 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему

Св. Димитрий, митрополит Ростовский, в Летописи своей говорит, что св. Феодорит толкует значение этих стихов из халдейского (арамейского) перевода: «да распространит Бог Иафета и да вселится Божество в селения Симова», т. е. семитическое племя будет представителем жрецов и священства, иафетическое племя будет владеть землёю и царствовать, а хамиты будут работать обоим. Автор Записк. на Кн. Бытия (Запис., ч. II, стр. 25) также указывает на особое благословение, данное Симу от имени Божия: благословен Иегова Бог Симов: «из трёх племён Ноя благословится Бог в племени Сима, т. е. оно-то сохранит истинное Богопознание и Богослужение». Иафету же говорит Ной: да распространит Бог Элогим Иафета.

Многознаменательно упоминание в благословении Сима Иеговы, Бога завета, Бога откровения, между тем как в благословении Иафета упоминается Творец мира Элогим, указывая тем, что иафетитам не будет открыто обетование (конечно, до появления Того, Который осветил весь мир своим Словом).

Доктор Причард (Pritchard, Researches in to the physical history of Mankind) заметил особенность семитической ветви человечества. Он указывает (Part IV, page 548), что физическая организация семитов достигает высшей степени развития и что даже умственные их способности выше всего человечества... и далее (Idem, page 549). Замечательно, говорит он, что три системы деизма вышли из этого племени и что в семитическом именно племени восставали пророки, которые проповедывали единство Божие.

Итак, по пророчеству Ноя в древнем мире правильное понятие о Божестве должно было сохраниться в племени Сима, и ему поручено было внимать откровению Бога завета. Иафетово племя должно было распространиться и овладеть миром, но мысль человеческая в нём должна была развиться независимо от откровения; племя же Хамово осуждено было в рабство.

Проследя мыслию жизнь потомков Ноя, не можем не указать на выполнение этого предсказания даже до наших времён. Да вселится Иафет в шатрах Симовых указывает на постепенное овладение иафетитами всею землёю. Особенное значение семитов - хранить память Бога истинного - кончилось с пришествием Мессии: основанные ими государства рушились, не оставя и следа; индоевропейское племя иафетитов, разослав свои семьи из Арии (которую считают точкой исхода всех родственных индоевропейских племён) по всему миру, везде основало прочные оседлости и развило те семена гражданственности и те понятия о быте семейном и общественном, основанном на земледелии, которые, по выражению Буслаева, как бы таились в арийцах до той минуты, когда внешние обстоятельства позволили развить их.

Лейард (Nineveh and its remains, p. II) заметил ещё, говоря об искусствах древнего мира, что все символы, аллегории и сами искусства должны были возникнуть между семитами и что начало и происхождение большой части греческих мифов надо искать в Месопотамии, Сирии и Малой Азии, откуда они перешли к племенам ионийскому и дорийскому, которые развили их и создали из них стройное целое. Далее, обращаясь к самому характеру иафетитов, он не находит в них того блестящего воображения, того смелого вымысла, которым отличается семит до сего времени. По его словам, чувство прекрасного так сильно доселе между грубыми арабами (семитами), что самые простые произведения искусства, предназначенные для домашней жизни, носят на себе отпечаток артистического вкуса. Но вместе с тем отличительным характером семитов есть неподвижность форм и мысли: обычаи, сосуды, понятия и жилища остались неизменно теми же, какими они были за 3000 лет назад. Между тем племя Иафетово с малоразвитым воображением представляет в начале своей жизни отсутствие артистического начала, отсутствие вкуса и вымысла. Всё грубо в его жизни, но оно обладает замечательною способностию, заимствуя формы и понятия у других народов, преимущественно у семитов, анализировать своё впечатление, развить заимствованную им мысль, усовершенствовать похищенный им образ и форму. В этом заключается тайна преобладания иафетитов - племени, по преимуществу предназначенного к усовершенствованию. И действительно, согласно пророчеству Ноя, не только в древние времена мир подчинился Иафетову племени, но и в настоящее время оно одно преобладает на земном шаре, сосредоточив в себе всю умственную деятельность, всё движение к совершенству и управление народами земного шара. Несколько семитских племён остались лишь как памятники прошедшего, а хамиты доселе, несмотря на старания иафетитов, всё ещё пребывают в рабстве и нравственном унижении.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему

Благословляет Сима

«благословен Господь Бог Симов…» Пророчество, данное Симу, составляет полную противоположность предыдущему: то начиналось с проклятия, это начинается с благословения; то предрекало рабство, это возвещает господство. Самая формула - «благословен Господь Бог», когда она прилагается к Богу, означает вознесение хвалы и благодарности Богу (Еф. 1:3); но всего замечательнее в ней то, что здесь Бог откровения - Всевышний - впервые называется собственно Богом Сима. Это означает, что потомство Сима будет стоять в особых, исключительно близких отношениях к Творцу, в качестве родоначальников богоизбранного еврейского народа, и что из него произойдут патриархи и пророки - служители Бога на земле и, наконец, из него потом произойдет и сам Христос Спаситель.

«Ханаан же будет рабом его…» Разумеются ближайшим образом те подчиненно вассальные отношения, в которых находились хананеи у евреев в эпоху Иисуса Навина и во времена еврейских царей.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18–29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.

И рече [Ной] благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан отрок раб ему

«Благословен Бог Симов». Ной, провидя благодеяния Божии потомству Симову, которое одно, в лице евреев, будет избрано Богом из среды всего человеческого рода для сохранения истинного богопочтения, из которого про­изойдет по плоти Спаситель всех человеков, Господь Иисус Христос, – Ной исполняется благоговейной благодарнос­ти Богу за сии милости и, благословляя Его, именует Его Богом Симовым в том смысле, что Он только в среде Симова племени будет чтим, как единый истинный Бог и будет особенно близок к чтителям Своим. – «И будет Ханаан отрок раб ему»: пророческое указание на невольни­ческие или вассальные отношения к израильтянам, потом­кам Сима, той части хананейского племени, которая не истреблена, а только порабощена израильтянами в Палес­тине (Нав. 3:3-23; Суд. 1:30; 33; 35; 2Пар. 8:7-8).

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible