Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 46:1
გაემგზავრა ისრაელი მთელი თავისი საბადებლითურთ, მივიდა ბერშებას და შესწირა მსხვერპლი თავისი მამის, ისაკის, ღმერთს.
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака
Заслуженно поднимается тот, кто спешит ко Христу: вера предшествует пожертвованию. Прежде поднялся Иаков, затем принес жертву. Ведь тот правильно приносит жертву, кто исследовал познание Божества.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака
Ни мало не медля, праведник отправился в путь; он ускорял, спешил посмотреть на своего возлюбленного сына, увидеть царем Египта того, кого он считал уже давно умершим и добычею зверей. Пришедши к кладезю клятвенному, он вознес благодарственную молитву Господу, и «пожре жертву Богу отца своего Исаака».
Слыша это, научимся тому, чтобы когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, – прежде всего возносить молитвенную жертву Господу, и не иначе, как испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело, и таким образом подражать благочестию древних праведников. «Пожре, – сказано, – жертву Богу отца своего Исаака», – чтобы видно было, что он шел по следам отца своего, и это обнаруживал в служении Богу, подобно Исааку. И как он сам предварительно благодарственною молитвою показал свою признательность к Богу, то тотчас же последовали и знамения вышнего благоволения. Предусматривая дальность пути и смотря на свою старость, он боялся, чтобы внезапная смерть не лишила его радости видеть сына, и поэтому молил Господа продолжить его жизнь, чтобы он мог насладиться совершенною радостию.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака
И отправился Израиль. Вероятно, из Хеврона.
И пришел в Беэр–шаву. Не потому только, что чрез сие место лежал путь в Египет, но потому, что сие место Авраам освятил алтарем и богослужением (Быт. 21:33), а Исааку явился здесь Бог и обетованием утешил его во время искушения (Быт. 26:23-24).
И принес жертвы Богу отца своего Исаака. Бог от лица Иакова именуется здесь так, как Сам наименовал Себя в торжественном явлении своем Иакову в Вефиле (Быт. 28:13).
Намерение особенного сего богослужения можно полагать троякое: испросить молитвою помощь и благословение Божие на предприемлемое путешествие; обновить жертвоприношением на алтаре Авраама, Богу Исаака, наследственный завет с Богом и видимо запечатлеть веру в обетование в то время, когда с необходимым удалением Иакова из земли обетования все следы оного, по–видимому, изглаждались; приготовить себя очищением и благоговением, и испытать, не благоволит ли Сам Бог, как прежде в подобных случаях (Быт. 28:10, сл. Быт. 31:3, 11, сл. Быт. 32:1, Быт. 35:1), явиться и открыть волю Свою в деле толико важном. Сие предчувствие Иакова оправдано событием.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Он пришёл в Вирсавию не потому только, что через это место лежал путь в Египет, но и потому, что Авраам освятил это место алтарём и богослужением (Быт.21:33), а Исааку явился здесь Бог и обетованием утешил его во время искушений (Быт.26:23-24). Переселение в Египет было важной эпохой в истории царствия Божия: судьбами Предвечного было предопределено и предсказано было ещё Аврааму (Быт.15:13), что потомки его будут «пришельцами в земле не своей», и что они будут порабощены и угнетены (id., ibid), и что они возвратятся в Ханаан (Быт.15:16). С XXXVII главы, с продажи Иосифа в Египет приготовляет Промысл Божий это переселение, которое было необходимо, чтобы сплотить в единую и сильную национальность маленькое племя, которое, оставаясь в Ханаане, смешалось бы с окружавшими его языческими племенами или одичало бы, как потомки Измаила или потомки Исава. В план Божия предведения входило дать народу, – которому поручено было сохранить слово Божие и истинное Богопочитание, – и высшее образование его времени и отделить его от других народов, преданных поклонению силам природы. Оба эти условия достигались переселением в Египет – богатый, стоявший во главе древней цивилизации, но исключительный, не сообщавшийся с чужеземцами, и в особенности с пастухами и скотоводами, и даже гнушавшийся их. Иаков, не постигая ещё, вероятно, во всей глубине Божия предопределения, понимал, однако, всю важность настоящей эпохи в жизни потомства своего и на освящённом уже месте Беер-Шеба, или Вирсавия, принёс по примеру отцов своих, Авраама и Исаака, торжественную жертву, испрашивая у Бога, явившегося ему в Вефиле (Быт.28:10-19), помощь и благословение на путешествие, испрашивая благословения, дабы действовать по указанию Божию, и, наконец, запечатлевая в памяти своего рода действием жертвоприношения память того обетования, что земля Ханаана есть наследие детей Израиля (сравни и завет его похоронить себя в Ханаане: Быт.49:29-32).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иаков направляется к Египту, в Вирсавии удостаивается видения.
Ст. 1-4 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои
Иаков, побуждаемый естественною любовью к Иосифу, без колебаний принимает решение последовать его предложению переселиться в Египет. Но, как патриарх богоизбранного племени, он необходимо должен был видеть в этом переселении весьма решительный шаг, чрезвычайно важный для последующей судьбы и истории его потомства: еще Аврааму было откровение, что потомки его будут пришельцами в земле чуждой, будут порабощены и угнетены, но затем возвратятся в Ханаан (Быт. 15:13–16).
События, рассказанные 37–45 гл., служили подготовлением к переселению дома Иакова в Египет. Это переселение имело ввиду, во-первых, обособление избранной семьи от хананеян, смешение с которыми, уже начавшееся (Быт. 38:2), могло быть весьма пагубно для религиозной миссии потомства Авраамова; с другой — в Египте с его пренебрежением к азиатам достигалась эта изолированность избранного народа, а высокое состояние египетской культуры могло плодотворно влиять на этого носителя истинного богопочтения. Иаков останавливается именно в Вирсавии потому, что это место было освящено Авраамом — устройством здесь жертвенника и богослужением (Быт. 21:33) и богоявлением Исааку (Быт. 26:23–24). Инстинктивно сознавая важность момента (переселения), Иаков приносит торжественную жертву на месте, освященном историческими воспоминаниями, и испрашивает благословения Господня на путь.
Бог Завета ободряет Иакова, и сообщает, что по Его воле происходит теперь переселение Иакова в Египет и Он не оставит его потомство там и преобразит его в великий народ. Выведение из Египта обещается, конечно, не Иакову лично, а его потомству. Самому же Иакову обещается, по крайней мере, мирная кончина и то утешение, что любимый сын его, Иосиф, закроет глаза ему, (Быт. 50:1). Об этом обычае древности говорится, например, у Гомера (Илиада 11:453; Одиссея 24:294).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт. 46:1–7). В сей паремии повествуется о переселении Иакова в Египет.
Воздвигся Израиль сам и вся сущая его, прииде ко кладязю клятвенному, и пожре жертву Богу отца своего Исаака
Нужда обезопасить себя от продолжающегося голода, а главное, желание увидеть сына, давно оплаканного, побудила Иакова согласиться на путешествие в Египет по приглашению Иосифа и самого фараона. В последнее время Иаков жил в Хевроне (Быт. 37:14), где поселился по смерти Исаака и где были гробы его отцов. Поднявшись из Хеврона, Израиль (имя Иакова, данное ему Богом после таинственной борьбы с Богом пред вступлением в землю Ханаанскую (Быт. 32:28), держал путь на Вирсавию. «Кладязь клятвенный», место священное по воспоминанием о жертвоприношениях Авраама и Исаака и о Богоявлении Исааку (Быт. 21:33, 26:23-24). Здесь, на границе Ханаана, Иаков, прежде чем переступить ее, приносит жертву Богу отца своего Исаака, может быть на том самом жертвеннике, который воздвигнут был Исааком. Целью жертвоприношения было удостовериться, угодно ли Богу предпринятое путешествие, и испросить на оное благословение Божие.