Скрыть
Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых:

Святые отцы

Прочие

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых

Часть 3. Исчисление царей и еще нескольких старейшин идумейских, о котором сомневаются, Моисеем ли оно писано или внесено в его книгу кем‑либо другим, вошедшим в его намерение (Быт. 36:31-43). Некоторые утверждают, что сей список правителей идумейских не мог быть написан в сей книге рукою Моисея. Мнение сие основывается на двух причинах: Моисей не мог говорить о царях у сынов Израилевых, которые начались через несколько столетий после него.

Невероятно, чтобы народ Идумейский, который происхождением современен Израильскому, до времен Моисея успел, перешедши от состояния патриархального к правлению старейшин и от сего к единовластительству, иметь уже восемь царей и потом (1Пар. 1:51) опять несколько старейшин.

Но первая причина, по рассуждению других, ослабляется тем, что Моисей мог говорить о будущих царях у сынов Израилевых по предварительному ведению из откровения, данного Израилю (Быт. 35:11), и по сему отношению слова его могут иметь следующий смысл: «Сии суть цари Идумейские, которые начались и продолжались уже несколько времени прежде, нежели произошли цари в потомстве Израиля, как то ему было обещано».

И вторая причина оказывается не довольно твердою, если принять в рассуждение, что цари Идумейские, как показывает список, все были разных поколений, и царствовали в разных местах, и, следственно, выбираемы были из старейшин разных племен Идумейского народа, а потому не могло быть ни одного из них, который бы взошел на престол в молодых летах. Таким образом, все преемство, представляющееся в списке Моисеевом, могло совершиться менее, нежели в течение целой его жизни, продолжавшейся сто двадцать лет. Достойно примечания, что о царе, последнем в списке, сообщено несколько более подробностей, нежели о предшествовавших, а о смерти его не сказано, хотя то сказано о всех прочих. Сие подает мысль: не он ли царствовал в то время, когда Моисей посылал послов из Кадеса к царю Эдомскому? (Чис. 20:14).

Отнюдь не предосудительно для целости и чистоты писаний Моисеевых предполагать и то, что его сказание о потомстве Исава пополнено после него, подобно как книга Второзакония пополнена описанием его кончины, но из предыдущего видно, что в настоящем случае нет еще необходимой потребности в сей догадке.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых

На основании этих слов некоторые, и в том числе Спиноза, утверждали, что всё Пятикнижие написано не Моисеем, а начертано гораздо позже, во времена царей Израильских. Вывод крайне не логический, ибо всё, что можно предположить (говорит Англ. Библия на основании предположения доктора Кенникотта), что стих этот взят целиком из 1Пар.1:43, что подтверждается, впрочем, и стихами Быт.36:42-43, совершенно тождественными со стихами 1Пар.1:53-54, которые, вероятно, были вписаны для справок на полях Пятикнижия и впоследствии внесены в текст. Но и не прибегая к этому объяснению, а сравнивая это место с Быт.35:11, мы видим, что Иакову в видении в Лузе обещано было Всемогущим, что цари произойдут из чресл его, поэтому Моисей, начертывая в пустыне Книгу Бытия и провидя духом будущность Израиля (сравни Втор.27:15), мог выразиться, что в земле Эдома, доставшейся потомству Исава, были уже цари, между тем как у потомства Иакова не было их ещё в роде его. М. Филарет догадывается ещё, что последний царь эдомский Гадар (Быт.36:39), о котором приведены некоторые подробности и о смерти которого не упомянуто, был современником Моисея, когда он посылал к нему послов из Кадеса (Чис.20:14). По другому затруднению, возникающему при чтении этого места, и м. Филарет, и Английская Библия говорят следующее: казалось невозможным, чтобы в относительно короткий период времени от Исава до Моисея могли царствовать один за другим вожди или старейшины (Быт.36:15-19), и потом цари (Быт.36:31-36), и потом опять старейшины (Быт.36:40-43). Но всё заставляет думать, что старейшины эти управляли народом по племенам или областям одновременно с общим главенством царя (Чис.20:14; сравни Исх.15:15). Англ. Библия ещё замечает, что в списке царей не видно, чтобы они вступали на престол по наследству, а, напротив, по всему вероятию, избирались народом, может быть, даже из числа старейшин.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-31 старейшина Дишон, старейшина Эцер, старейшина Дишан. Вот старейшины Хорреев, по старшинствам их в земле Сеир. Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых

Перечисляются цари, царствовавшие в земле Едома, «прежде царствования царей у сынов Израиля» (с евр. «прежде воцарения царя…»). Из первоначально двойственного состава населения Сеира, едомлян и хорреев, в более или менее непродолжительное время — список царей производит впечатление глубокой древности: образовалось в стране Едома царство, 8 царей которого и перечисляются. Мидраш (Beresch. r. Раr. 83, s. 406) сопоставляет этих царей Едома с судьями израильскими. Действительно, царская власть у Едома в то отдаленное время, видимо, не была наследственной (какой сделалась у идумеев ко временам Давида и Соломона, 3Цар. 11:14): ни один из 8 царей не принимает царской власти по преемству от отца своего — народное избрание или даже узурпация определяли преемственное следование их одного за другим, причем были цари и чужеземные, как Саул из города Реховоф на Евфрате (ст. 37). Отсюда уже можно заключать о непродолжительности их царствований и предполагать, что все они царствовали со старейшинами (15–19 ст.) в тот 200-летний период, который определяет Моисей от смерти Исава.

Вероятно, в частности, предположение некоторых толкователей (между прочим, м. Филарета), что последний царь идумеев из здесь упоминаемых — Гадар (ст. 39), о смерти которого нет нарочитого упоминания, был жив во время Моисея, и к нему последний посылает послов из Кадеса (Чис. 20:14 и след.) с просьбою о позволении пройти через его владения. Старейшины же Едома, упомянутые в ст. 15–19 и затем в ст. 40–43, без сомнения, могли управлять отдельными городами или общинами и совместно с царями, не образуя особой эпохи в истории Едома. Этими соображениями ослабляется, если не вовсе разрешается, то затруднение (побудившее некоторых еврейских и христианских толкователей относить составление раздела, ст. 31–39, ко времени Иосафата), что в указанный, сравнительно небольшой, период времени страною Едома управляли и старейшины (ст. 15–19), и цари (ст. 31–39), и опять старейшины (ст. 40–43).

Другое затруднение представляет замечание 31 ст., что перечисляемые далее цари идумейские царствовали до появления царя в Израиле: из этого замечания заключили, что книга Бытия (а вместе и все Пятикнижие) в настоящем виде произошла лишь при царях израильских, о которых-де не мог говорить Моисей. Но возможно, что Моисей говорил здесь о появлении царской власти в будущем, а что идея царской власти в избранном племени была близка сознанию Моисея и даже всякого верующего члена потомства Авраама, Исаака, Иакова, видно из того, что каждому из этих патриархов обетовано происхождение вместе с народами и царей (Быт. 17:6; 26:3; 35:11); под влиянием этой идеи законодатель Моисей во Втор. 17:14–20 дает пространное постановление о царской власти, равно предполагает будущее существование царской власти и в предсказании о плене народа и царя (Втор. 28:36). Возможно, впрочем, что весь раздел Быт. 36:31–39, внесен в текст главы позднейшей рукою из 1Пар. 1:43–53, места, совершенно тождественного с первым; но древность и значение этой табели от того не понижается, так как родословия кн. Паралипоменон по своему началу восходят ко временам древнейшим.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible