Скрыть
и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ

Праведник возвратил эту конницу, обратил нравы «отклоняющегося» и призвал к себе, чтобы ему стали подражать те, кто уклонился, поскольку наши чувства прибегают к учению ума. И имущество также возвратил, и оно означает, конечно, не отцовское наследие, а жизненное имущество души. Оно состоит из драгоценного богатства: не соломы и сена, а величия верной беседы; в нем заключается богатство нашей надежды. Ведь оно есть наше истинное имущество, которое богато обилием мудрости. Это - бессмертное имущество, а пользование телом или обстоятельствами - скорее однодневное, чем многолетнее. Поэтому некоторые верно полагают, что речь идет не об имуществе отцовского наследия, ибо оно не является основой нашего существования, поскольку даже те, кто испытывает недостаток в деньгах, не испытывают недостатка в сущности жизни.

Об Аврааме

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-16 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ

Подумай здесь, возлюбленный, о доблестном мужестве праведника, как он, положившись на силу Божию, не убоялся могущества врагов, когда узнал о сделанном ими поражении, как, т. е., они сначала восстали против всех народов, одолели амаликитян и всех прочих, потом напали на содомлян, обратили и их в бегство и похитили все их имение. Для того-то божественное Писание и рассказало нам предварительно все это, сколько, т.е., они успели сделать силою своего мужества, чтобы ты познал, что патриарх поразил их не телесною силою, но верою в Бога, ограждаемый помощию свыше, совершил это не посредством оружия, копьев, стрел и натянутых луков, но с своими только домочадцами.

Но для чего, скажешь, божественное Писание показало и число домочадцев – триста и восемнадцать? Для того, чтобы ты знал, что он взял не всех, кто только случился, но домочадцев, которые воспитывались вместе с Лотом, дабы они с большим усердием совершили мщение, сражаясь как бы за своего господина. Усматривай и безмерную силу Божию из того, как легко одержана победа. «Нападе на ня, – сказано, – нощию сам и отроцы, и порази их, и гони их». Вышняя десница ему помогала и споборала. А потому и не нужно было ему ни оружия, ни воинских хитростей, но, едва только он явился с своими слугами, как одних (из врагов) поразил, других обратил в бегство, и то и другое совершил с полным успехом: никто не противодействовал ему; возвратил он и конницу царя содомского, и племянника своего Лота, и все имущество, и жен. Видишь, для чего (Господь) попустил одному Лоту быть в плену, тогда как другие спаслись бегством? Для того, именно чтобы и явлена была добродетель патриарха, и ради Лота получили спасение многие другие. И вот возвратился Авраам с великими и славными трофеями, ведя за собою, вместе с Лотом, и конницу, и жен, и прочее имение, громко проповедуя пред всеми и звучнее трубы возглашая, что он сделал нападение и одержал победу не человеческою силою, не телесною крепостию, но всесовершающею вышнею десницею. Видишь, как праведник постоянно делается более и более славным, и каждый раз всем показывает Божие о нем попечение. Посмотри, наконец, как он делается учителем благочестия и для содомлян.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 35

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


Таинство Святейшей Евхаристии имеет много прообразов в Ветхом Завете.

ВО-ПЕРВЫХ: Хлеб и вино Мелхиседека (Быт.14).

ВО-ВТОРЫХ: Овца, или Агнец пасхальный (Исх.12).

В-ТРЕТЬИХ: Манна (Исх.16).

В-ЧЕТВЕРТЫХ: Кровь Завета и Ветхозаветные жертвы, тельцы, волы, овцы, козлы, птицы (Исх.24).

В-ПЯТЫХ: Предложение хлебов (Исх.25).

В-ШЕСТЫХ: Камень, источающий воду (Исх.17).

Эти и другие подобные им образы были прообразами Таинства Святой Евхаристии, то есть Тела и Крови, по общему толкованию святых Отцов. Этими прообразованиями Господь Бог хотел предызобразить Таинство Евхаристии, чтобы люди, созерцая истину в образах, лучше поверили этому непостижимому Таинству.

Так, например, некий царь, желая представить своим подданным своего сына в качестве царя, посылает им образ своего сына, чтобы, глядя на образ, они стали надеяться на появление будущего царя и лучше его восприняли. Это согласуется с нашим доказательством.

В Ветхом Завете Евхаристию предваряли различные образы, раскрывающие ее Таинство. Ибо Евхаристия не только образ Тела и Крови Христовых, но и содержит в себе истинное Тело и Кровь Христовы. Ибо образ есть образ истины, а не образ образа. Поэтому и Ветхозаветные образы Евхаристии были образами истинных Тела и Крови Христовых, а не образных. Так, Ветхозаветные Патриархи Моисей, Исаак, Иосиф были образами истинного Мессии Христа, а не образами образа.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст.16-17 и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская;

     
Англиканская Комм. Библия делает замечание, что если признать (что не совершенно доказано), что Салем есть Иерусалим, то почти нет сомнения, что долина Шаве есть долина потока Кедронского. Митрополит Филарет говорит, что долину Шаве, или царскую, надо искать к северу от Салима, положение которого не определено.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ

«и возвратил все имущество и Лота…» Таким образом, Аврам с Божьей помощью не только осуществил свое благородное намерение - выручить племянника из плена, но и отбил еще большую добычу у союзников, преимущественно, конечно, ту, которая была захвачена ими в последнюю победу при долине Сиддим.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт. 14:14–20). В сей паремии содержится повествование о походе Аврама против царей, захвативших в плен Лота, о победе его над ними и о торжественной встрече победителя.

И возврати вся конныя Содомския, и Лота сына брата своего возврати, и вся имения его, и жены, и люди

Целью похода, предпринятого Аврамом, было собст­венно освобождение Лота; но Аврам не ограничился только этим: он отнял у неприятеля всех пленных мужского и женского пола и всю добычу, и сделал это совершенно бескорыстно, ибо сам он из всей добычи не воспользуется ни одной веревочкой, ни одним ремнем сапожным, – все возвратит царю Содомскому и соседним с ним. Одним союзникам своим, участвовавшим в походе, Аврам предо­ставит взять свою долю из добычи (Быт. 14:23-24).

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible