المواراة
И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 10-13 Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», «ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю». И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня. Впрочем многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко

От радости - потому, что разрушенный дом Господень теперь начали восстанавливать; плакали же потому, что горевали, понимая, какая разница была между бедностью предприятия в их время и недосягаемой мощью Соломона в те времена, когда впервые клали основание храма. Они ликовали от радости, потому что освободились из плена и получили право восстановить храм, но они рыдали, потому что знали, что первый храм, с размахом и величием которого им никак не сравняться, разрушен был за их порочность. Ведь слова пророка: Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего (Агг 2:9), - относятся не к величию и не к убранству дома, но к самому его возведению: [то обстоятельство], что немногие выжившие пленники оказались способными осуществить столь великое предприятие, притом что враги противостояли им, явилось большим и более очевидным чудом Божественной силы, нежели то, что богатейший царь, у которого вовсе не было противников и с которым сотрудничал очень влиятельный и состоятельный царь Тирский, сделал это с помощью великолепных мастеров так, как желал.

И потому слава этого последнего храма будет больше, нежели первого, что служители первого храма проповедовали народу писания Ветхого Завета, а именно закон и пророков, в то время как во втором доме Христос и Его апостолы возвещали добрую весть благодати Нового Завета и наступления Царства Небесного.

Комментарии на книги Ездры и Неемии

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко

Прекрасный образ нашего состояния, Христиане, и расположения духа, какого требует от нас Евангелие! Ибо «вся… сия», по изъяснению Апостола, «образи прилучахуся онем, писана же быша в научение наше» (1Кор. 10:11). Душа человека, испадшего из благодати Божией, есть разрушенный храм Божий. Враги, которые осквернили, обезобразили, опустошили его и поработили нас, суть грехи наши. Могущественный Царь, Который «проповедует плененным отпущение» (Лк. 4:18), и дает способ восстановить разрушенный живый храм живого Бога, есть Господь наш Иисус Христос. Евангелие на наши духовные развалины посылает дух покаяния и веры, чтобы вновь воздвигнуть алтарь молитвы, возжечь огнь любви к Богу и подать нам надежду, что мы паки будем «жить в помощи Вышняго, водворяться в крове Бога небеснаго» (Пс. 90:1). Кто бы ты ни был, гражданин или пришелец духовного Иерусалима, священник или левит, князь отечеств, или один из народа верующих, если ум твой не ослеплен чувственностию, и может видеть сии развалины прежнего, сие основание нового храма духовного, если сердце твое не одебелело, как у неверующих, можешь ли ты в минуты спокойного и благоговейного размышления смотреть на свое состояние холодным оком и сердцем? Не должно ли прошедшее извлекать у тебя горькие слезы раскаяния, настоящее – кроткие слезы покаяния, будущее – сладкие слезы умиления и радости? В сем таинственном смешении печали и утешения, плача и веселия, – уже и ныне начинается и ощущается блаженство плачущих, которое совершит и откроет Господь, «отъяв, наконец, всяку слезу от очию их» (Откр. 21:4). «Блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф. 5:4) от утешителя Духа Святаго. Аминь.

Слово по освящении храма Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачей, за Москвою рекою. Говорено Июля 15 1825

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Впрочем многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко

Характеристика народного настроения

Так как от разрушения первого храма (586 г.) до основания нового (536 г.) прошло только 50 лет, то в числе собравшихся на торжество между священниками левитами и старейшинами было много таких людей, которые видели прежний храм. Народное торжество возбуждало в них чувство глубокой скорби, которая могла возникнуть у одних от сознания ничтожества будущего храма сравнительно с Соломоновым (Агг 2:3), у других - от выступивших с особенной силой в торжественный час воспоминаний о пережитых бедствиях плена. Но многие, и прежде всего, конечно, молодые священники, восклицали от радости громогласно.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible