Скрыть
И размѣ́ри ты́сящу, пото́къ, и не воз­мо́же прейти́ {Евр.: и не мого́хъ прейти́.}, я́ко кипя́ше вода́, а́ки шу́мъ пото́чный, его́же не пре́йдутъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток

Какую воду оставления он перешел водою. Так как в крещении есть и чувственная вода, и духовная, то он прошел чувственной водою воду оставления, т.е., чрез чувственную воду он пришел к Духу, имеющему оставление грехов. И прейде водою, воду оставления. Где Дух, там и оставление грехов, как и Спаситель говорит, дунув: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся» (Ин.20:22,23). Потом, пророк, или лучше – Бог чрез пророка, желая показать, как таинство крещения начинает с немногих, распространяясь же имеет обнять мир, начинает с Палестины чрез двенадцать апостолов, затем наполнило Палестину, наполнило Сирию, перешло на восток, обняло западные страны, достигло самого запада, – это именно желая показать, как постепенно будет распространяться познание таинства, Бог говорит чрез пророка: и мера в руце его, и измери тысящу, и прейде водою, воду оставления. И паки, измери тысящу, и взыде вода до чресл. Распространялось поне­многу. Сначала вода; потом вода глубокая, поднявшаяся до бедра. И размери другую тысящу, и не возможе уже прейти, потому что прибыла вода. И исхождаше вода, и река великая. Сначала вода, по­том – до бедра, потом – река. И измерил троекратно: тысячу, тысячу, тысячу. Число до тысячи, – что указывает на совершенство в при­зывании Отца, и в призывании Сына, и в призывании Святого Духа. И измерил тысячу, и перешел чрез воду, воду оставления. И паки измери тысящу, и взыде вода до чресл. И размери третию тысящу. Когда полнота знания, тогда положена третья мера. Притом одна мера, но она полагается трижды. Это значит, что в Отце, Сыне и Святом Духе – едино Божество, едина сила, едина власть, проповедуемая в трех именах. И вода, говорит, прибывала, как поток затопляющий. Что значит – как поток? Таково действие Святого Духа. Потоком называет обилие даров, потому что река, постоянно текущая, имеет плавное течение, а поток, стремительно вздувающийся, несет обильные воды и все увлекает на своем пути. Итак, человеколюбивый Бог, желая показать, что дар благодати (будет) водою оставления для ве­рующих, водою же потопления для неверующих и водою смывающей за­блуждения и господство демонов и злобу диавола, говорит: изыде аки поток наводняемый. Какой поток? Слушай, что говорит Бог чрез Исаию: «вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего» (Ис. 66:12). Река – для верующих, поток – для противящихся. И вышла как поток для противящихся. И сделалась потоком потопляющим та вода.

Беседа на слова: «Господь воцарился, да радуется земля»

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Иез.47:3-6 

Потом Пророк, говорит, что видел, как некто «и отмерил тысячу локтей; воды было по лодыжку», снова отмерил такое же расстояние, и перешел водою «до колен», отмерив же в третий раз, перешел водою «по поясницу», а когда в четвертый раз отмерил столько же, сделался поток весьма великим, и невозможно было перейти оный, «потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток» (Иез.47:3-5). А сим научил нас, что евангельская проповедь вначале немногих приведет ко спасению, потом умножит число их вдвое и втрое, после же наполнит вселенную, по пророчеству, в котором сказано: «ибо земля будет наполнена ве́дением Господа, как воды наполняют море.» (Ис.11:9). Надлежит же знать, что измерил четырехкратно и отложил меру равночисленную божественным Евангелиям. Думаю же, что четвертая мера означала Евангелие богомудрого Иоанна, заключающее в себе недоступное и непроходимое для людей богословие. Ибо какой ум прейдет это: «в начале»? кто преступит cие «было»? Почему и сказал Пророк, что исходит кипящая вода, «аки шум поточный, его же не прейдет» кто <в синодальном переводе вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток>. Вскоре, и даже в то же самое мгновение, говорит он, показал мне на берегу воды дерева, приносящие плоды всякого рода, и дерева сии были на том и другом берегу, потому что по действию воды сей люди произращают не только веру в Бога, но и дела по Богу.

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток

Вода таким образом увеличивалась в геометрической прогрессии. - “Я не мог идти”. LXX “не возможе, т. е. ангел, прейти”, как в ст. 3 и 4. - “Вода была так высока”. LXX: “кипяше вода”, волновалась как море, от ширины и глубины реки. - “Что надлежало плыть” букв. “вода плавания”. LXX: “аки шум” (поточный). Розенмюллер сопоставляет место из Зенд-Авесты, (перев. Keukter, t. III, р. 16), что Зороастр во сне проходил воду, достигавшую ему сначала до пят, затем до колен и пояса и наконец до шеи и увидел в этом сне указание на развитие своего учения.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible