Скрыть
каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9, 11-12. И рече Господь к Моисею: если Фараон будет просить знамения, повергни жезл пред ним, и будет змий. Созва же Фараон волхвы, и сотвориша чарованиями своими такожде, то есть сделали нечто подобное. А если сказано, что соделали сие чарованиями своими: то не значит сие, что сделано было нечто необычайное; потому что употребили они, по обыкновенно, собственное свое искусство. Если же думали, что победили Моисея, сделав нечто подобное совершенному им, то впали в непростительную вину. И пожре жезл Моисеев оных жезлы. Думавшие о себе, что изменяют природу вещей, не могли даже и жезлов своих спасти от жезла Моисеева. Жезл пожрал жезлы, чтобы смерть не пожрала египетских первенцев. Пожранные жезлы вразумляли Египтян, что если не покаются, то истреблены будут их первенцы. Потому и сказано было им о сем предварительно, чтобы они покаялись, и не постигло их бедствие. Потому и казни сей, как тягчайшей, назначено быть последнею, чтобы, если вразумятся первыми казнями, избавиться им от истребления первенцев, что было тягостнее всех прочих наказаний.

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 10-12 Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы

Фараон (так было имя мучителю египетскому) тем знамениям, какие Моисей совершал Божией силой, предприемлет ухищренно противопоставить чародеяния волхвов, и, когда Моисей в глазах египтян снова превратил жезл свой в зверя, чародейство думало совершить равное чудо и над жезлом волхвов. Это ухищрение обличено тем, что совершилось: змий из превращенного Моисеева жезла пожрал посохи у волхвов, т.е. их змеев, и тем показал, что жезлы волхвов не имели никакой - ни оборонительной, ни даже жизненной силы, кроме одного вида, какой ухищренное чародейство показывало глазам легко обольщаемых.

…И превращение жезла в змия да не смущает христолюбцев тем, что понятие о таинстве приспособляем к животному противного вида, ибо Сама Истина не отвергает этого изображения, когда говорит в Евангелии: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни: тако подобает вознестися Сыну человеческому (Ин.3:14). Слово это ясно, так как если отец греха в Божественном Писании наименован змием и рожденное змием, без сомнения, есть змий, то следует, что грех соименен с породившим его. Апостольское же слово свидетельствует, что Господь ради нас соделался грехом (2Кор. 5:21), восприяв на Себя греховное наше естество. Следовательно, образ этот справедливо прилагается к Господу. Ибо если грех есть змий и Господь соделался грехом, то тот, кто есть грех, соделывается для нас змием, чтобы поглощать и истреблять египетских змиев, оживотворяемых волхвами, а по совершении этого снова обращаться в жезл, которым уцеломудриваются согрешающие и упокоеваются восходящие крутым и неудобопроходимым путем добродетели, в добром уповании опираясь на жезл веры, потому что есть вера уповаемых извещение (Евр. 11:1). Поэтому, кто уразумел это, тот прямо делается Богом воспротивившихся истине и приводимых в изумление этой вещественной и неосуществимой прелестью, которыми, как нечто суетное, пренебрегается то, чтобы послушать Сущего, ибо говорит Фараон: Кто есть, его же послушаю гласа? Не вем Господа (Исх. 5:2). Одно же только, именно вещественное и плотское, признают достойным уважения преданные скотской чувственности. Поэтому если кто укреплен будет озарением света и приобретет столько силы и власти над сопротивниками, то, как некий борец, достаточно обучившийся у наставника подвижническому мужеству, смело и с уверенностью приготовится к борьбе с врагами, имея в руке этот жезл, т.е. слово веры, которым будет поборать египетских змиев.

О жизни Моисея законодателя

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы

Бросил Аарон жезл, и сделался он змеем, который пожрал змеев египетских, знаменуя, что Слово станет плотью и ослабит яд страшного змея чрез отпущение и прощение грехов. Итак, жезл есть Слово, правое, царственное, полное могущества, знак власти. Жезл сделался змеем, потому что Тот, Кто был Сыном Божиим, рожденным от Бога Отца, стал Сыном Человеческим, рожденным от Девы, Который, вознесенный - как змей - на крест, принес врачевство человеческим язвам. Поэтому Сам Господь говорит: Как Моисей вознес змию в пустыне; так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин 3:14).

Об обязанностях священнослужителей. Книга III

Августин Аврелий, блж. (†430)

каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы

Мы читаем, что египетские волхвы, опытные в этих искусствах, были побеждены слугой Божиим Моисеем. Когда они совершали различные чудеса с помощью своего нечестивого искусства, Моисей, просто призвав Бога, уничтожил все их хитрости.

Послания


А сколько чудесного было совершено Моисеем в Египте для освобождения народа Божия от ига рабства, причем дозволено было совершить некоторые чудеса и волхвам фараона, то есть египетского царя, угнетавшего этот народ, чтобы тем чудеснее побеждены были они Моисеем! Они действовали при помощи волхований и чародейства, которым преданы злые ангелы, то есть демоны. Но Моисей с помощью ангелов легко превзошел их, будучи настолько же могущественнее их, насколько и праведнее во имя Господа, сотворившего небо и землю.

О граде Божьем

Георгий Константинович Властов (†1899)

Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями; но жезл Ааронов поглотил их жезлы.
Ст. 12 Слабость чар Египетских чародеев высказалась и в этом явлении, наглядно доказавшем им, что они встретились с высшею силою, и в том обстоятельстве, как увидим ниже, что они, вызвав известное явление, не в силах уже прекратить его. Притом для Моисея достаточно слова, они принуждены употреблять «чары», т.е. заклинания, шаманские приемы. «Все это побуждает нас признать в действии Египетских волхвов не обман и не простой фокус, а действительное участие злых духов». (Библейск. Истор. М. Филарета).

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы

Противопоставляя божественной силе, органом которой был Моисей, знание и искусство своих магов, фараон приглашает мудрецов и чародеев. Термин «мудрецы», евр. «хакамим», буквально — опытные в искусствах, означает представителей одного из классов жреческой касты, а «чародей», евр. «мекашефим» (говорящие тихо, шепотом), указывает на лиц, совершающих чародейство, в частности, заклинание вредных животных посредством неясного бормотания магической формулы. Эти лица, названные еще волхвами (евр. «харгумим»), а Апостолом Павлом и по имени — Ианний и Иамврий (2Тим. 3:8, — имена их с некоторыми вариантами сохранились в Тарг. Ионаф., в Талмуде и др.) сделали своими чарами — тайным волшебным искусством то же самое, что и Аарон, т. е. превратили свои жезлы в змеев. Как совершили они это, текст не указывает.

Новейшие экзегеты объясняют превращение жезлов в змеев через аналогию с известным в древнем Египте и упоминаемым в Библии (Еккл. 10:11) искусством заговаривания змей, приведения их в состояние оцепенения, в котором они становились как бы палками. Отцы же Церкви приписывают искусство магов силе диавола. Если превращение магами своих жезлов в змеев служило для фараона наглядным доказательством того, что на стороне Моисея нет никакого превосходства, то следующий момент первого знамения — поглощение жезлом Моисея жезлов магов должен был убедить его в большей силе посланника Божия и самого Всевышнего, от имени Которого он действует. Как видно из египетских памятников, жезл и змеи были символами, эмблемами божества и атрибутами царской власти. И если жезл Моисея пожирает жезлы магов, символы божества, то это несомненное доказательство того, что власть и сила Господа, от лица Которого он является, выше власти египетских богов. Фараон, считавший Господа бессильнее своих богов и потому не находивший нужным подчиниться Его требованию — отпустить евреев, теперь должен выполнить это повеление, как исходящее от имени всемогущего Бога.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible