Noul Testament: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 16:20
Dar ei n-au ascultat pe Moise, ci unii au lăsat din aceasta pe a doua zi; dar a făcut viermi şi s-a stricat. Şi s-a mâniat pe ei Moise.
Святые отцы
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)
Прочие
Григорий Нисский, свт. (†394)
Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей
Каждый, принеся на день, ничего не откладывал до следующего дня, у спрятавшего же по какой-то бережливости часть пищи от настоящего дня к следующему отложенное делалось негодным в пищу, превращаясь в червей.
…А тем, что у скрывающих излишнее избыток превращается в червей, слово это некоторым образом громко вопиет любостяжательным, что все удерживаемое сверх потребности по этому любостяжательному вожделению на следующий день, т.е. в ожидаемой жизни, для скрывающего это делается червем. Но, кто слышит о черве этом, тот, конечно, поймет это о черве неумирающем, которому дает жизнь любостяжательность.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей
Если же кто-то не согласен со сказанным, но из-за нехватки необходимого ворует понемногу, то пусть он хотя бы в этот момент вспомнит о манне и испугается примера наказания. Ибо то, что происходило с ней, происходит и сейчас с жадными людьми. Что же тогда случилось? В излишках завелись черви. Это и сейчас происходит, ибо мера пищи для всех одна и та же. Ведь мы наполняем один желудок, но у тебя, живущего в роскоши, больше испражнений. И как тогда те, кто собрали в свои жилища больше требуемого, собрали не манну, но червей и гниль, точно так же объедающиеся и упивающиеся в наслаждении и избытке собирают большое количество не пищи, но гнили.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра
Утро здесь опять указывает нам на пресветлое и преславное время пришествия Спасителя нашего, когда, с прекращением как бы тени подзаконной и дьявольского мрака в язычниках, наподобие света воссиял нам Единородный и показалось утро духовное. Поэтому блаженный Моисей и повелевает опять прообразовательную манну не оставлять до утра, ибо с наступлением у нас только что упомянутого времени уже излишни и совершенно несвоевременны подзаконные тени по причине уже наставшей истины. А что с воссиянием Христа уже действительно оказывается делом бесполезным праведность от закона, это показал Павел, говоря о ней: «Ради Коего все потерпел Я», то есть все подзаконные преимущества, «и почитаю за сор, да Христа приобрету и окажусь в Нем не имеющим моей праведности (сущей) в законе, но (сущей) чрез веру (во) Иисуса Христа» (Флп. 3:8–9). Видишь отсюда, как премудро предостерег, чтобы не оставлять (манны) до утра. Сохранившие до утра были прообразом имевшей не повиноваться Ему толпы иудейской, для которой сильное желание соблюсти закон буквы должно было послужить причиной гниения и червей, ибо слышишь, как сильно оскорбляется на них законодатель.
Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.
См. также Толкование на Исх. 16:13
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 31. Почему остававшаяся до другого дня манна портилась?
Потому что оставлять ее было нарушением закона. Ибо, научая израильтян жизни, свободной от забот, Бог обещал каждый день снабжать необходимою пищею, но они, не поверив, некоторую часть собранного сберегли на следующий день, почему сбереженное «воссмердеся». А что произошло сие не от свойства манны, свидетельствует о сем суббота, в которую собранное в пяток соблюдалось невредимым; о том же свидетельствует манна, чрез многие роды сохранявшаяся в ковчеге.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей
Что означает манна и что [значит] то, что у собирающих более чем достаточно она воссмердела?
«Манна» означает «слово Божие», которое – посредством дел и знания – хорошо всеми усваивается и питает душу. Если кто-либо обращается с ней должным образом, разумно, то есть следует среднему пути добродетелей, избегая в них равно и избытка и недостатка, то он собирает манны достаточно. Если же он станет обращаться со словом не должным образом, а допустит избыток, как, например – ведь удобно будет показать, что имеется в виду, [на примере] одной добродетели, – [так вот,] если кто-то, соблюдая целомудрие, будет не только избегать распущенности, но и презирать брак, [это значит,] что слово целомудрия у него воссмердело по причине избытка, и не только воссмердело, но и произвело червей, то есть породило другие страсти.
Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)
Вместе с прочими чудесами удивляюсь я и силе манны Божией, что она не сохранялась в том же виде до другого дня, но портилась и делалась полною червей, чтобы неверующие не заботились о завтрашнем дне, но в стамне, находившейся в Скинии, манна всегда сохранялась невредимою. И опять, когда она пеклась на огне, не сгорала, а от малого луча солнечного таяла, чтобы ненасытные не собирали более необходимого нужного.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 20 Вечно непослушный, вечно уклоняющийся от приказаний народнедоверие в те даже минуты, когда он явно видит чудесный промысел Господень. Вероятно чувство жадности и скупости заставляют некоторых стараться составлять запасы. Они наказываются порчей манны, Моисей же укоряет их в неверии.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 19-20 И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей
Неисполнение второго приказания всего скорее объясняется жадностью (ср. Чис 11:32–33).