Скрыть
возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 23-25 Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

Моисей совершив трехдневный безводный путь, приходит в затруднение, не имея чем утолить жажду ополчения. Было какое-то озеро, при котором расположились они станом, но вода в нем морская, лучше же сказать, и морскую превосходила она горечью. Итак, когда, стоя при воде, сгорали жаждой воды, Моисей, по данному свыше совету, близ этого места найдя некое дерево, ввергает его в воду. И вода немедленно делается годной к питью: дерево своей силой претворяет свойство воды из горечи в сладость.

…Сказание это сообразно с ходом дел. Оставившему египетские удовольствия, которым служил он до перехода через море, удаленная от удовольствий жизнь кажется сперва трудной и неприятной, но если вложено будет в воду древо, т.е. если кто примет таинство воскресения, которому начало положено древом (слыша же о древе, конечно, будешь разуметь крест), то всякой сладости, удовольствием исполняющей чувство, делается тогда более сладкой и более годной для питья добродетельная жизнь, услаждаемая надеждою будущего.

О жизни Моисея законодателя

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

Мерра – это был горький источник. Опустил в него дерево Моисей – и он стал сладким. Ибо вода без символа креста Господня непригодна для будущих нужд спасения. Когда же она освящена таинством спасительного креста, тогда она успокаивается, чтобы служить духовной купели и спасительной чаше. Стало быть, как в тот источник Моисей опустил дерево (а это пророк!), так и в этот источник священник опускает символ креста Господня, и вода становится сладкой для благодати.

О таинствах

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

Мерра изменяется священнодействием креста, и семьдесят пальм апостольских орошаются услащенными водами Закона.

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 22-27 И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах

О Мерре, и о древе, показанном блаженному Моисею

Израильтяне, поднявшись с земли Египетской, как только свергли с себя неудобоносимое иго рабства, пошли посреди моря, как по суху, и это совершили без труда. Ибо воды, повинуясь велениям Божественным, отвердели, как стена. Затем, увидев фараона со всем воинством его, подвергшимся опасности и потопленным в водах, и так несчастно погибшими тех, которые некогда немилосердно и жестоко поступали с ними, они воспели Богу песни и, возсылая Ему благодарственные песнопения, говорили: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением (Исх 15:1-2). С пользою Бог всяческих совершил это чудо. Ибо, хотя и весьма многие и досточудные знамения показал Он им в Египте, однако любочестно присоединил еще и то, что перевел подчинившихся Его водительству чрез самое море, дабы они имели крепко утвержденный в себе ум и веровали, что Он не таков, каковы лжеименные боги, то есть измышления человеческого художества и всякие кумиры, сделанные из дерева и камня; но что Он, будучи Господом всяческих, повелевает твари, как находящейся под его властию, и что бы ни захотел исполнить, все совершает легко. А чтобы они и еще более удивляясь получили пользу, Он повелел им выступить с большим запасом и стремиться в обетованную отцам землю под военачальством и руководством премудрого Моисея. Что же совершилось после сего, это уяснит опять Священное Писание. Ибо повел, сказано, Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой. И пришли в Елим; там [было] двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах (Исх 15:22-27). Смотри, как предусмотрительно не дозволяет Он, чтобы они, не без труда освобожденные, услаждаясь обилием радости, переходили к праздности, дабы, весьма скоро забыв о том, кто мог избавить их, не возвратились легко к заблуждению египетскому. Ибо труды и скорби приводят к Богу. Так и пророк говорит: Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его (Ис 26:16). Подобно сему и они, проходя чрез пространную и безводную землю, терпели недостаток в необходимом для жизни. Они не находили воды (Исх 15:22); и после того как их жажда уже третий день продолжалась, с трудом наконец находится для них желаемое. Но и это было совершенно бесполезно: вода Мерры была горька и не давала жаждущим надежды, что они могли, как говорится, избежать смерти. Они с трудом переносили это и обвиняли ходатая: Моисей же скорбел. Затем, когда всеведущий Бог показал ему древо, он вложил оное в воду, и струи ее неожиданно пременились в сладкие и удобные для пития. Испив воды и получив пользу, они удивились Божественному знамению и поставили потом свой стан при двенадцати источниках вод, где было и семьдесят стеблей финиковых. Там они пребывали в удовольствии. Итак что в вере и не в ином чем можно было найти путь спасения в этом Бог убеждал чрез сень и прообразы. Посему-то Он и повелел закалать агнца в Египте и хотел уверить в том, что помазанные кровию отклонят от себя смерть, насланную на первенцев. Ибо разве не скажет кто-либо, и весьма справедливо, что это было предуготовлением к вере? потому что, скажи мне, каким образом смерть могла бы убояться заклания овцы? Но это дело было прообразом таинства. Христос Своею Кровию избавляет освященных в вере и являет победителями тления смерти. А что значит, в свою очередь, событие при Мерре, об этом мы скажем теперь, по возможности.

Воде богодухновенное Писание уподобляет Божественное слово. Ибо как чувственная вода животворна для тел, так и Божественное слово, если коснется ума, то принесет ему не малую пользу. По сему-то и Христос, беседуя с толпами иудеев, взывал к ним, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин 7:37). И жене самарянке: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин 4:13-14). Итак, израильтяне, оставив богоненавистное служение египтянам, вознамерились привести к концу то, чего хотел Бог. Но еще не будучи детоводимы свыше данными законами, еще не вкусив мысленных вод, они имели в себе как бы сухой и жаждавший ум. Затем достигли они и Мерры; но не могли пить воды: ибо она была горька (Исх 15:23). А после того как Моисей вложил в нее древо, вода изменила свою естественную горечь. Итак что же значит Мерра? Это, мог бы я сказать, – буква закона; потому что горек закон, если он есть каратель. Так и божественный Павел говорил: [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью (Евр 10:28). Видишь ли, что он был горек и неудобоносим даже и для самих желавших исполнять его? Посему и Божественные ученики ясно говорили тем, которые убеждали некоторых, уже после принятия веры, снова возвращаться к служению по закону: Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? (Деян 15:10). Потому и блаженный Павел называет данную чрез премудрого Моисея заповедь служением осуждения. Именно он так сказал: Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания (2Кор 3:9). Он же сказал и в другом месте: буква убивает, а дух животворит (ст. 6), писменем (буквою) ясно, как я думаю, называя закон, духом же — служение в духе, то есть евангельское; потому что закон горек. И Мерра значит горькая. А что наставление чрез закон само по себе, насколько он состоит в прообразах, не в состоянии оживотворять, об этом распространяться излишне. Ибо законом никто не оправдывается пред Богом, как написано (Гал 3:11). Но что и сам закон в том только случае будет животворен и освободит от горечи по букве, если будет принимаем в смысле прообраза таинства Христова: конец закона – Христос во спасение всякого верующего (Рим 10:4); то есть если будет понимаем духовно: и этого ясным образом также может служить случившееся при Мерре. Ибо древо означает крест Спасителя, или таинство Его; и если оно принято будет последователями закона, то они и горькое найдут сладким. Для верующих во Христа закон не служит обвинителем и карателем, но уже оживотворителем, коль скоро история правильно прелагается нами в созерцание духовное и путеводит ко Христу, Который есть жизнь и животворящий. Тогда-то, и только тогда закон будет определять нам оправдания и суды, так как приведет к тому, что угодно Богу, покажет стезю, ведущую ко всему наилучшему и поставит вне страха наказания. Ибо всяку язву, сказано, юже наведох египтяном, не наведу на тя (Исх 15:26). Итак, для тех из подзаконных, которые приняли сие таинство, остается благая надежда избежать наказания. И это-то, думаю, сказал сам Спаситель народу Иудейскому во время своего пришествия: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин 5:24). И еще: веруяй в Сына не будет осужден (Ин 3:18). Итак, когда мы примем оправдания Христовы, тогда, и только тогда прийдем и в Елим, что значит «восхождение». Ибо мы восходим от древнего нашего младенчества в ум совершенный и, достигнув меры возраста исполнения Христова (Еф 4:13), будем услаждаться источниками мысленных вод. А оные двенадцать источников изображают нам лик святых Апостолов. Апостолов же изображают и семьдесят финиковых стеблей; ибо написано, что после святых Апостолов избрал Господь и других семьдесят (Лк 10:1). А что Божественные ученики суть поистине источники, источающие нам Божественное, спасительное и необходимое для жизни слово, на это весьма ясно указывает оправданным в законе Бог всяческих, так говоря: И в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис 12:3). О всяком же святом божественный Псалмопевец говорит: праведник яко финикс процветет (Пс 91:13). И не удивляйся сему; поелику и Сам Христос таким же названием именуется в богодухновенном Писании. Ибо сказала в одном месте мысленная невеста, то есть Церковь, о сходящем свыше и с неба Женихе, разумею Христа: рекох: взыду на финик, удержу высоту его (Песн 7:8). Это дерево всегда цветет, имеет сладкий вкус, крепкий корень и беловатую сердцевину. Таков мысленно и Христос, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход

Феодорит Кирский, блж. (†457)

[Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.


Вопрос 26. Какое было дерево, усладившее воду в Мерре?


Излишнее и бесполезное дело доискиваться того, о чем умолчано. Для нас достаточно знать, что древом горькая вода преложена в сладкую. Ибо сим предызображается наше спасение. Спасительное древо Креста усладило горькое море язычества.

Толкование на книгу Исход

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

Я говорю, что в этом таинственном числе [Имеются в виду три дня безводного путешествия по пустыне, см. Исх 15:22, - прим. ред.] сыны Израиля, придя в Мерру, не могли пить воду из-за горечи – ибо в источнике была вода, но не сладкая, она была приятной на вид, а не на вкус. Но после того как Моисей бросил туда дерево, они стали пить сладкую воду. Таинство дерева унесло неприятный привкус, который был у плохой воды. Я думаю, что это происшествие имеет символическое значение: горькая вода Мерры – это суровый Закон Ветхого Завета, смягченный крестом Господним.

Проповеди

Георгий Константинович Властов (†1899)

(Моисей) возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его.
Ст. 25 Мы не знаем дерева, которое указал Господь. И здесь Господь указывает на одно из неизвестных доселе человеку свойств окружающего его мира, чтобы произвести желаемое действие.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-25 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

Естественное объяснение чуда не имеет для себя оснований. Текст не содержит и намека на то, чтобы Моисей вычерпал воду, и вновь появившаяся оказалась хорошей (мнение Иосифа Флавия). Равным образом опытами путешественников не подтверждается тот взгляд, будто дерево обладает естественными свойствами превращать горькую воду в годную для питья. Не знают такого дерева и арабы. Событие служило испытанием веры народа в том отношении, что он не усомнился в действенности употребленного Моисеем чрезвычайного средства, — не усомнился и не отказался пить ту воду, о которой только что говорил: «что нам пить?» Так точно и для обратившегося ко Христу вера в Него, распятого на кресте, прообразуемом древом Мерры (Ефрем Сирин), служит утешением и усладой в земной юдоли. «Слыша о древе Мерры, — говорит Григорий Нисский, — конечно, будешь разуметь крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемая надеждою будущего».

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паримия на праздники Богоявления, Ризположения (11 июля) и Воздвижения. Исход XV:22–27, XVI:1. В сей паримии содержится повествование Моисея о путешествии Израильтян после чудесной переправы чрез Чермное море до пустыни Син.

Возопи же Моисей ко Господу, и показа ему Господь древо, и вложи е в воду, и усладися вода. Тамо положи ему (Израилю) Бог оправдания и судьбы, и тамо искуси его

Что это за древо (ξυ᾿ λον – кусок от дерева, полено, жезл), чрез которое горькая вода превращена в пресную? Иисус, сын Сирахов, говоря о врачебной силе земных произведений, в доказательство упоминает о древе, усладившем воду, имея в виду повествование о сем Моисея (Сир. 38:5). На Синайском полуострове ни Арабы не знают, ни путешественники не находят теперь дерева с таким свойством, хотя в других местах есть подобные деревья. Так, когда в новооткрытой Флориде Испанцы терпели великий недостаток в пресной воде, предводитель их Хименес взял сассафрас, положил это дерево в воду и спустя неделю нашел ее сладкою (Розенмиллер на Исход). Могло быть и на Синайском полуострове при Моисее дерево с подобною целебною силой, хотя теперь не существует. Во всяком однако случае, если по указанию Божию Моисей нашел дерево, действительно обладавшее естественною силой отнимать у воды горечь, нет сомнения, что оно могло обнаружить свою силу только над небольшим количеством воды, и надлежало быть чуду, чтобы эта сила сообщилась огромному количеству воды, какое потребно было для утоления жажды двух с половиной миллионов людей и множества скота. Но для чего же понадобилось дерево, когда чудо могло быть совершено без всякого посредства? Для того, чтобы, как увидим ниже, чрез это дерево предызобразить для верующих силу креста Христова. – Тамо положи ему (Израилю) Бог оправдания и судьбы. – Оправдания (δωαιω᾿ ματα), это узаконения или предписания, определяющие поведение человека. Оправданиями они называются потому, что служат выражением правой воли Божией и руководствуют людей к познанию и исполнению ее. Судьбы (χρι᾿ σεις), это собственно судебные распоряжения, определяющие виновность и наказание виновному. Какие именно оправдания и судьбы постановлены в Мерре, не сказано, но во всяком случае идет речь не о всей совокупности Моисеевых законов, ибо они даны после на Синае. Полагают, что идет речь о законах, относящихся к сохранению здоровья (санитарныя правила), судя по тому случаю, по которому даны, и по обетованию, выраженному в следующем стихе, о предохранении Евреев от болезней, если будут исполнять законы – И тамо (Господь) искуси его, испытывал послушание народа, давал народу случай засвидетельствовать покорность Богу законодателю исполнением Его положительных заповедей, подобно тому, как Адам и Ева испытываемы были в послушании Богу положительною заповедью касательно того, что им есть и чего не есть. Впоследствии Господь даст Своему народу заповеди гораздо более трудные, чем предписания о сохранении здоровья, но теперь надлежало покуда ограничиться этими предписаниями, для того, чтобы постепенно возводить народ от опытов послушания менее трудных к более трудным.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible