Скрыть
И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Cт. 16-17 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

И еще видел я под солнцем место суда: там беззаконие; и место правды: там неправда. Сказал я в сердца своём: праведного и нечестивого будет судить Бог: ибо время всякой воле над всяким делом там. Смысл очевиден; но он закрывается туманным переводом. Искал, говорит, я под солнцем этим правды и суда, и увидел, что даже между судейскими скамьями не правда имеет силу, а подарки. Или иначе: я думал, что в настоящем веке есть сколько-нибудь правосудие, и что ныне как добрый получает возмездие за свою заслугу, так и нечестивый наказывается за свое преступление; но я нашёл противное тому, как думал. Ибо я увидел, что и праведный здесь терпит много бедствий, и нечестивый в славе за свое преступление. Но, потом, размыслив в сердце своём и снова обдумав это, я понял, что теперь Бог не судит по частям и каждого порознь, но отлагает суд на будущее время, чтобы там все вместе были судимы и восприяли по воле и делам своим. Эта именно мысль выражается в словах: «и всякой воле над всяким делом там», то есть: на суде, когда Господь начнёт судить, тогда будет правда, а теперь в мире господствует неправда. Подобное сему читаем и в Премудрости, надписанной именем сына Сирахова: «не говори, чтo это или что то: ибо все взыщется во время свое».

Толкование на книгу Екклезиаст

Августин Аврелий, блж. (†430)

И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

Неужели, скажите мне, неужели единственное суждение Божье, которому, как по этим же писаниям мы читаем, следует сбыться и над верными, и над неверными (притом, что все предвещенное должно наступить), неужели мы предположим, что единственное суждение Божье не придет в действие? Напротив, воистину, оно сбудется, как и все те - наступили. И не будет никакого человека нашего времени, который смог бы оправдать перед этим судом собственное безверие, когда ко Христу будет взывать и праведник за правду - и вероломный за коварство, и правитель за властвование - и воин за участие в битве, и супруг за руководство - и супруга за послушание, и отец за наставление - и сын за повиновение, и господин за господство - и раб за служение, и смиренный за благочестие - и гордец за зависть, и богач за то, что раздает - и бедный за то, что принимает, и пьянчуга за чашей - и побирушка у дверей. И добрый человек за добродетель - злой за грех, и христианский богопочитатель - и языческий низкопоклонник. Все воззовут ко Христу, и с каким бы отношением ни взывали, и какими словами, - без сомнения, должны будут подать отчет самому Тому, к Кому взывают.

Письма

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

Божественная премудрость через Екклесиаста назначила каждой вещи, то есть всем обстоятельствам, как благополучным, так и несчастным, скорбным, свое время. Как и сказано: Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3:1)… И немного позднее говорится, что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там (Еккл. 3:17). Из дел, перечисленных в том месте, ни одного нельзя отнести к числу постоянно благих: каждое хорошо только тогда, когда бывает в свое время и прилично исполнено, так что если случается не вовремя, то делается бесполезным и вредным. Между тем, те действия, которые благи или плохи по природе своей, например: правда, благоразумие, мужество, воздержание и прочие добродетели, или, напротив, пороки - не подлежат этому правилу по неизменяемости их природы. Поэтому те действия, которые бывают благими или худыми по качеству совершающего их, полезны или вредны не по природе своей, но по расположению делающего или по обстоятельствам времени.

Собеседования

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Cт. 16-17 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

Ибо проходит образ мира сего (1Кор. 7:31), не субстанция; ведь и нашей плоти не субстанция умирает, но образ изменяется, так что сеется тело душевное, восстает тело духовное (1Кор. 15:44). Об огне же и воде ничего такого мы не прочитали, разве что в Апокалипсисе: И моря уже нет (Откр. 21:1), и в пророках: И свет светильника уже не появится в тебе (Откр. 18:23). Он говорит: Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Петр. 3:13). Правда обитает в будущем веке, потому что тогда каждому из верных, смотря по степени его усердия, будет дан венец правды (2Тим. 4:8).

Этого в этой жизни никоим образом случиться не может, как и Соломон говорит: Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там» (Еккл. 3:16-17). И еще говорит: И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их - сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе (Еккл. 4:1-2).

О семи Кафолических посланиях

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»

Промысл Божий обнаруживается не только в естественных явлениях, но и в нравственной жизни человека. В человеческом суде живут неправда и беззаконие. Но над судом людей есть суд Божий, который воздаст должное праведным и нечестивым. Для этого суда, как и для всякой вещи, настанет свое время. Праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и над всяким делом там. Слово «там» (sсham) не совсем ясно. Вульгата передает его словом «тогда» (tunс), Иероним — «во время суда» (in tempore judiсii), но евр. sсham есть наречие не времени, а места. Вероятно, оно значит здесь: на суде Божием, в параллель слову «там» в ст. 16 для обозначения суда человеческого.

Некоторые экзегеты вместо schara (מט) читают sam (מט) и переводят: всeму (Бог) назначил свое время. Мысль совершенно согласна с контекстом, но действительно ли повреждена здесь еврейская пунктуация, сказать трудно.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible