Скрыть
в землю, пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед,

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

7. Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор,
8. в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед,
9. в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо, и из гор которой будешь высекать медь.

 Ср. Исх.3:8 и примечания. О плодородии Палестины говорят древние писатели, а новейшие путешественники с удивлением встречают пустыню в той земле, которая текла медом и млеком. Полагаем, что мы не сделаем лишнего, приведя здесь более других замечательные сочинения о Палестине. Первое место, конечно, занимает Флавий Иосиф, современный Веспасиану и Титу, автор Истории иудеев и войны иудейской. Из позднейших Реланд (1714), Вениамин Тудела (1160–1173), Альбуфеда (в выписках Шультенса 1755, изд. Ашера 1840), и даже Буркгард (1822) составляют библиографические редкости. Из новейших и доступнейших авторов мы укажем на Робинсона (библ. изыскания в Палестине посл. изд. 1856), американских писателей Линча (о Мертвом море Lynch Expédition 1852), Риттера (землеведение т. VIII), Ван-дер-Вельде (Syria and Palestine 1854) и карта его 1858 (изд. Iustus Perthes 1866), которая считается доселе лучшею; Стенли (Stanley Sinai and Palestine 1853) Портер (пять лет в Дамаске 1855 и руководитель по Палестине 1858) и др. Стихи 7–9, исчисляя произведения земли обетованной, указывают на отличительную черту этой земли от Египта, который был так же землею богатою, а именно: стих 7-й указывает на горный характер страны и орошение ее бегущими с гор потоками и источниками, между тем как в Египте земля напоялась посредством каналов со шлюзами и канав содержание которых и пользование которыми сопряжено было с тяжелою работою (ср. Втор.11:10-11). Плодовые деревья, о которых упоминает Моисей те же, которые и теперь находят в стране (о других произведениях смотри также Быт.43:11 и примечания). В Египетских памятниках Тотмеса III (Еспин) есть упоминание о виноградниках Сирии и Палестины. Фруктовый сад упоминается в документе известном под именем: Anastasi I. (Voyaye d un Egyptien, page 25 i gnes 2–3 du papyrus dans l'ed. de Ghabas p. 315); ныне сады и виноградники встречаются редко, и последние только у некоторых христианских и европейских семейств. Мы не встречаем в священных книгах евреев упоминания о значительных работах по извлечению металлов и обделке их, но, что рудники существовали, на то есть доказательства. У Rougemont (L’Age du Bronze p. 188), есть указание, что ханаанские народы разрабатывали рудники, а в горах Ливана найдены следы рудокопных работ. В области Аргов (см. примечания на Втор.3:11) найдена железная руда. Что евреи знали рудокопные работы доказывается несомненно весьма древнею книгою Иова (Иов.28:1-11), в которой прямо указываются шахты и колодцы рудокопных работ.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь

В настоящее время Палестина не отличается таким изобилием естественных богатств.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible