Скрыть
и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;

Святые отцы

Прочие

Максим Исповедник, прп. (†662)

и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их

Почему Господь повелевает сынам Израилевым поразить семь народов, но не пять сатрапий?

Господь ненавидит все противоестественные страсти и потому повелевает поразить их. Умерщвлять естественные силы пяти чувств Он не велит, однако в случае, если они будут двигаться против природы, их действия должны быть уничтожены.

Вопросы и затруднения

Георгий Константинович Властов (†1899)

2. и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
3. и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;
4. ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
5. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов [богов] их сожгите огнем;

 При обещании Господа изгнать перед лицом Израиля семь народов упомянутых во Втор.7:1, т. е. разрушить их силу и владычество над разными частями страны, отдав господство над нею Израилю, являлся вопрос, как поступать с отдельными личностями, с семьями и с родами, оставшимися на жительство в стране. На это отвечают стихи 2–5. Приказано предать их заклятию и потом прибавлено – не вступай с ними в союз и родство. Все почти комментаторы по сравнению с Лев.27:28-29 признают, что здесь предписывается беспощадная война истребления. Мы полагаем, что это не совершенно так, но что ст. 5-й яснее выражает мысль законодателя. Естественно, что при занятии страны и при сопротивлении жителей взятые города или селения вырезались беспощадно победителями согласно обычаям всех народов тогдашнего времени, но по-видимому (по крайней мере по нашему мнению) приказание истреблять беспощадно, т. е. предавать заклятию относилось не к отдельным личностями которые продолжали, как исторически известно, жить посреди Израиля (напр. Орна Иевуссеянин при Давиде 2Цар.24:18), а к национальной и религиозной жизни изгоняемых пленен (ср. примечания на Лев.27:28-29). Поэтому запрещалось родниться с ними, – стало быть предполагалось, что рядом с израильтянами могут жить и они. Но вот что строго приказано было исполнить: разрушить жертвенники, сокрушить столбы, вырубить (священные) рощи, истуканы сжечь. Главная мысль законодателя заключается в том, чтобы не допустить и с религиозной и с политической точки зрения посреди Израиля центров, около которых могла бы группироваться жизнь иноземцев. Религиозные торжества язычников посреди земли Иеговы конечно не могли быть допущены, обряды их, конечно, не могли быть дозволены по самой циничности их; места, где они собирались и где они могли совещаться тайно против народа израильского, конечно должны были быть уничтожены, наконец все, что относилось к их богослужению, должно было быть сожжено и разрушено, чтобы не осквернять земли израильской. Это то и составляло заклятие, которому подвергались народы Ханаана, так как всякие следы их власти и существования уничтожались, а отдельные личности вероятно были обращены в рабов, по общему обычаю того времени. В вину царям Иудеи и Израиля нигде и никогда не ставится то, что они не предпринимают внутренней войны истребления, но неисполнение стиха 5-го везде ставится в вину даже лучшим из царей, как напр. Иораму (4Цар.3:2-3) или Иоасу (4Цар.12:3), или Амасии (4Цар.14:4), или Азарии (4Цар.15:4) и пр. Об Езекии же прямо сказано, что «он делал угодное в очах Господних», потому что: «отменил высоты и срубил дубраву» (4Цар.18:4).

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-4 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя

Причина беспощадного истребления ханаанцев при завоевании Ханаана и недозволения вступать с ними в союзные или родственные отношения после завоевания ясно указана четвертым стихом настоящей главы.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible