Скрыть
Nie ciesz się widokiem brata twego w dzień jego nieszczęścia! I nie wyśmiewaj się z synów Judy w dzień ich upadku! I nie pysznij się chełpliwymi słowami w dzień ucisku!

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия

Исполни, Господи, службу Твою, охрани дар, который Ты предоставил даже тому, кто отступил от Тебя. Ибо известно было мне, что я не был достоин звания епископа, поскольку прежде предался веку сему. Но благодатью Твоей я есмь, кто я есмь; а есмь я, поистине, меньший из всех епископов и последний в заслугах. Все же, коль скоро и я некоторые труды во славу святой Церкви Твоей предпринял, прояви об этих плодах заботу и не потерпи, чтобы тот, кого Ты в пропащем состоянии призвал к священству, погиб, став священником. И первым [даром], который я узнал, было глубокое сострадание к грешникам, в соответствии с написанным: Не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия (Ав. 1:12). Но пусть будет во мне сострадание, сколько бы раз ни обнаружилось прегрешение какого-нибудь падшего человека, чтобы не попрекал я его от гордыни, но скорбел и оплакивал [его грех], и, пока оплакивал бы грех другого, обливался бы слезами о самом себе, говоря [как Иуда]: Фамарь правее меня (Быт. 38:26).

О покаянии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12–14 И ты не будешь выражать презрение в день брата твоего, в день странствования его и не будешь радоваться о сынах Иуды в день гибели их, и высокомерно говорить в день бедствия и не войдешь в ворота народа Моего в день падения его. Ты не будешь выражать презрения также при бедствиях его, в день разорения его, и отправляться против войска его в день разорения его, и не будешь стоять при выходах для убивания бежавших его и запирать оставшихся от него в день бедствия

Это имеет тот же смысл, как и выше изложенное: когда, по причине убийства и беззакония в отношении к брату своему, Иакову, погибнет муж на горе Исава, и покроет его вечный стыд, тогда он не будет делать того, что прежде делал против родного брата, и именно: он не будет выражать презрение и наносить оскорбления, видя брата своего идущим в плен, и не будет радоваться о сынах Иуды. Ибо два колена, обладавшие Иерусалимом и называвшиеся Иудою, за исключением левитов, были уведены в плен халдеями. Ты не будешь также высокомерно говорить и, как бы считая себя одним из победителей, издеваться над бедствием брата. В день разорения и падения народа Моего ты не войдешь величаво в ворота Иерусалима. Не сделаешь же этого ты потому, что и сам подвергнешься подобного рода участи. Иначе: когда ты увидишь, что брат твой пленен вследствие разного рода гонений, что он связан и удаляется от веры церковной, и не в свой город следует, а [стремится] ко всему чужеземному; то ты не будешь радоваться, потому что и сам испытаешь подобного рода участь. Ибо ты радовался, когда уводили в плен Иакова, и издевался над сынами Иуды, под которыми мы разумеем учеников Христовых, в день гибели их. Это означает то, что душа находится в средине между пороками и добродетелями и в каждое мгновение может направиться в ту или другую сторону. «Ты не будешь, – говорит, – высокомерно говорить в день бедствия». Это мы должны понимать в двояком смысле: как физическое (соrporalis) бедствие по отношению к гонениям и грехам, и как духовное, когда душа, плененная врагами и пороками, будет отведена в Вавилон. И не войдешь в ворота народа Моего в день падения его, ибо, когда удручает нас сомнение или чувственное возбуждение, и когда несчастная совесть не сохранит прежней твердости, тогда мы легко склоняемся к противоположным учениям, льстящим нашему заблуждению и не врачующим раны, но раздражающим ее. Ибо утешением в бедствии служит надежда на получение утраченного.

Ты не будешь выражать презрения также при бедствиях его, в день разорения его, и отправляться против войска его в день разорения его, и не будешь стоять при выходах для убивания бежавших его и запирать оставшихся от него в день бедствия

Когда тебя самого возьмут в плен и когда ты подвергнешься разорению и истреблению, то из того, что ты делал, ты не будешь между прочим делать следующего: ты не будешь с презрением и высокомерием относиться к брату своему, Иакову, в день разорения его и не присоединишься к войску вавилонян, а также не отправишься против войска Иуды, когда тот будет побежден противниками и обратится в бегство. Когда они начнут бежать по известным им путям, по боковым дорогам и тропинкам, ведущим в пустыню, то ты не будешь стоять на распутии и на перекрестках поджидать приходящих, чтобы убивать тех, которые уцелют из них, а других задерживать и запирать, и или самому брать их в плен, или передавать в плен врагам. Это сказано нами применительно к историческому смыслу; потому что мы, вкратце коснувшись того, что ясно, должны перейти к более темному. Кто из еретиков не презирает членов церкви? Кто не ликует ори бедствиях их? Если когда либо народ подвергается по причине грехов гонению, и многие или вследствие слабости веры, или потому, что семя в них упало на каменистую почву, отрекаются [от веры], то можно видеть, что те8 радуются, ликуют и считают наше падение своею победою, так что соединяются с язычниками, и гонение бывает более жестоким или со стороны иудеев, или от тех, которые выдают себя за братьев наших и считаются в их числе. Когда же кто либо или чрез бегство или вследствие покаяния отпадает, то они останавливаются на боковых дорогах, предлагают софизмы и представляют свидетельства как бы из Писаний, чтобы утомленным и изнеможенным предложить сшитые подушечки и подложить их под всякий локоть руки (Иезек. 13, 18). Поэтому случается так, что те, которые или мужественно выдержали гонение или избежали его вследствие страха, снова заключаются в темницу заблуждений, будучи обольщены превратными учениями, и это бедствие бывает худшим, нежели бывшее от язычников, потому что легче спасти попавшего в руки язычников, нежели опутанного сетями пустословия еретического.

Толкование на книгу пророка Авдия

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12-14 И да не презриши дне брата твоего в день чуждих, и да не порадуешися о сынех Иудиных в день погибели их, и да не велеречиши в день скорби: и не входи во врата людий Моих в день болезни их, и не презри и ты сонма их в день потребления их, и не совещайся на силу их в день погибели их: ниже настой на исходы их потребити избегающия их, ниже заключай бежащия их в день скорби

Опять перечисляет преступления Идумеев, показывая, что они были жестоки и не сострадательны. Речи придан такой оборот, что как будто Бог говорит им в то время, как они уже подвергаются ударам и терпят бедствия, и порицает их грех. Слово «презирать» (ἐπιδεῖν) значит насмехаться и радоваться при виде страданий братьев и от бедствия других испытывать удовольствие, хотя божественное писание говорит, что не до́лжно смеяться над страждущими (Сир. 7:11). В словах же: «да не порадуешися» и далее опять перечисляет преступления Идумеянина, показывая, что он был жестоким и безжалостным, и это в отношении к братьям. Не спеши же, говорит, и сам ты, подобно Ассириянам, во внутрь ворот города не для того, чтобы подать руку помощи как братьям, но чтобы производить опустошения. Не насмехайся над сонмищем безжалостно истребляемых; не притесняй тех, которые и уже прежде тебя чрезмерно удручены. Не будь для бегущих ловушкою, подстерегая выходы и ставя силки, чтоб никто, подвергшись твоему бессердечию, не спасся, если бы ему и удалось избежать меча неприятельского. Пророческое слово повсюду обличает бесчеловечие Идумеев, дабы оказался святым и неукоризненным божественный суд, когда подвергаются праведному наказанию совершившие такие преступления.

Толкование на книгу пророка Авдия

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.11
В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них.
Ужасно и то, что приходят, воюют и порабощают иноплеменники, однако еще менее сие ужасно: но вам единоплеменникам, ведущим род от Авраама, после того как сделали вы это с народом родственным, не остается никакого предлога к извинению; потому что, поправ законы родства, помогали вы чужим, и воевали с своими. "Ибо и ты, – говорит Пророк, – был еси как один из них". Выражается же так, по свойственной Пророкам своеобразности, не потому что сие было уже, но предсказывая будущее. И сие видно из последующих слов:

Ст.12
Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его;
[ц.сл. -  И да не презриши дне брата твоего в день чуждих.]

Днем называет Пророк время наказания; говорит же: «да не презриши», – по общему словоупотреблению. У иных в обычае говорить: презрел человека, то есть, равнодушно и даже с радостию оставил его бороться с несчастием. Сие объясняется последующими словами:

не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. 
Видя их бедствия, не высокоумствуй, как оставшийся не изведавшим на себе тех же бедствий.

Толкование на пророка Авдия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия

Обличение преступления едомитян пророк излагает в форме увещания. — Смотреть на день брата твоего, т. e. на день несчастия брата твоего. — Расширять рот, в евр. tegdel pisha (рот твой), т. е. расширять для насмешки над бедствием (ср. Ис. 57:4; 24:21). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что пророк бедствие Иуды обозначает рядом синонимов: в день отчуждения его, в день гибели их, в день бедствия их, и в (Ав. 1:13) — в день несчастия его; пророк, очевидно, хочет оттенить особенную тяжесть постигшей Иуду катастрофы. В тексте евр. речь пророка в (Ав. 1:12 – 14) относится к совершившемуся уже событию; в тексте LXX и в слав. — к событию только имеющему наступить: (Ав. 1:12) — и да не презриши дне брата твоего, (Ав. 1:13) — и не входи в врата, — не презри, — не совещайся, — (Ав. 1:14) — ниже настой.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 10-14 За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. 

Причина погибели Эдома лежит в той ненависти, какую народ этот проявил относительно народа Божия. Еще Исав, родоначальник идумеян, возненавидел брата своего Иакова, родоначальника народа Божия, – возненавидел за то, что этот предвосхитил у него право первородства и соединенное с этим правом благословение Божие. Ненависть родоначальника перешла и к его потомкам и уже при Моисее проявилась в том, что идумеяне на просьбу Моисея дозволить евреям пройти чрез их землю отвечали отказом (Чис.20:1-21). Эта ненависть должна была усилиться в Эдоме особенно в то время, когда после него в благословенной обетованной земле поселявшийся Израиль в виду его получал от Бога те милости, те благодеяния, которые, по правам первородства, должны были бы принадлежать Эдому. В ряду этих благодеяний Божиих, усвоенных правом первородства, было, между прочим, и то, по которому народ Божий приобрел владычество над Эдомом во времена Давида и при первых преемниках его (2Цар.8:12-141Цар.18:1-12). И Эдом укрепляется более и более в своей ненависти к народу Божию, – он при каждом несчастии, постигавшем Израиля, радовался и, пользуясь стесненным положением Иакова, старался всячески вредить ему. Не упустил случая заявить и словом и делом свою враждебную ненависть к Израилю Эдом и во время Авдия, когда произошло опустошение Иудина царства, городов его и столицы его Иерусалима филистимлянами и моавитянами. И вот: « За притеснение брата твоего, Иакова», вещает пророк Эдому, за насильственную неправду против этого близнеца Исавова и потому более, чем кто-либо другой, имевшего право на любовь к себе и расположение со стороны Исава, «покроет тебя стыд», всею своею массою обрушится на тебя поношение полного и вечного уничтожения: «истреблен будешь навсегда». Для того, чтобы обвинение Эдома в нечестии против Иакова и возвещение суда за сие нечестие сделать более твердым и доказательным, пророк подробно раскрывает ту враждебность, какую Эдом заявил относительно Иуды при разграблении Иерусалима филистимлянами и аравитянами. «В тот день, когда ты стоял напротив», говорит пророк Эдому, когда ты, как враг, злорадственно смотрел на несчастие Израиля, когда ты протягивал руку свою, чтобы завладеть добром Иакова, когда ты, наконец, вместе со врагами воевал против народа Божия, «когда чужие уводили войско его в плен», когда захватывали добычу себе, богатство и вообще достояние Иуды, какое только находили во всей земле Иудиной, и когда «иноплеменники вошли в ворота его», врывались, с целью грабежа и опустошения, во врата городов Иудиных, «и бросали жребий о Иерусалиме», бросали жребий, разделяя между собою и богатство захваченных в плен людей, как добычу, когда все это совершалось, – "и ты (Эдом) был как один из них», и ты принимал в неприязненных действиях врагов против Иуды самое деятельное и живое участие. Указав на этот отдельный случай заявления ненависти к Иакову со стороны идумеян, пророк предупреждает последних, во-первых, не относиться на будущее время так злорадственно к беде Иуды, как злорадственно отнеслись они во время Авдия, во-вторых, не вести впредь относительно Иуды дел общих с завоевателями и грабителями Иуды, как это было во время пророка, в третьих, не стараться впредь захватывать в свои руки дело врагов относительно Иуды, захватывать затем, чтобы продолжить его и докончить, как это сделали они недавно, перехватывая по дорогам беглецов Иуды, умерщвляя их или же выдавая врагу: «Не следовало бы тебе злорадно (с удовольствием) смотреть» предупреждает пророк «на день брата твоего», на день, в который случается нечто горестное с ним, «на день отчуждения его», не радуйся (усиленное выражение злорадства), не выражай открыто своего злорадства о сынах Иуды в день погибели их. «Не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот (еще более усиленное выражение злорадства, полного насмешки и ненависти) в день бедствия» (Иез.35:13).  Это первая степень проявления ненависти. «Не следовало бы тебе входить»,  начинает пророк изображение второй, более усиленной степени проявления ненависти, когда человек не только злорадствует несчастию другого, но еще и сам принимает участие в совершении этого несчастия, «в ворота народа Моего», во врата города (Иерусалима, ср. Мих.1:9), в котором обитает Мой народ, в день нужды ни смотреть (с наслаждением) на бедствие его в день горести его, «ни касаться имущества его в день бедствия его», «ни стоять» (последняя и крайняя степень ненависти), продолжает предупреждать пророк, «на перекрестках» дорог, «для убивания бежавших его», спасающихся от неприятеля, «ни выдавать уцелевших из него в день бедствия» (во власть врага, на погибель) спасшихся его.

Пророк Авдий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible