Скрыть
И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 21-24 И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле

Таким образом, Иоанн называет Вавилон как бы большим брошенным жерновом, потому что ход времени всех любителей этого мира перемалывает, как жернов, и швыряет в круго­ворот. О них написано: По кругу ходят нечестивые (Пс. 11:9). <…>

И голоса играющих на гуслях, и по­ющих, и играющих на свирелях, и трубя­щих трубами в тебе уже не слышно будет. Говорит Иоанн, что пройдет веселость нечестивых и уже не будет. И указал причину, говоря: Ибо купцы твои были вельможи земли, то есть в твоей жизни они обрели [все возможные] блага. И волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых, и всех убитых на земле.

Разве тот же самый город убил апостолов, что и пророков и всех остальных святых? Но это город всех гордых, который Каин основал на крови своего брата, и назвал город по имени сына своего: Енох (Быт. 4:17). То есть [это - город его] потомков, потому что все злые, наследующие себе, в которых и присутствует Вавилон, вплоть до конца мира преследуют Церковь Божью. Следова­тельно, в городе Каина проливается вся кровь праведная от крови Авеля праведного до крови Захарии - то есть [городе] народа и жрецов. Между храмом и жертвенником (Мф. 23:35), - то есть между народом и жрецами. Это сказано потому, что не только люди, но и жрецы сговорились о смерти Захарии. Это город, который умертвил пророков и побил камнями посланных к нему. Это город, который возводится на крови, как написано: Горе строящему город на крови и созидающе­му крепости неправдою! (Авв. 2:12).

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 21-24 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь Пророков и Святых, и всех убитых на земле

Падение Вавилона произойдет так же быстро, как и жернов погружается в море; и будет оно так внезапно, что после него не останется никакого признака: на сие указывают оскудение и исчезновение играющих на гуслях, свирелях и пр. - Виною же сего ставит то, что своим сладкопением и ядовитым волхвованием обольстит он все народы и что был приятелищем кровей пророческих и других святых. Всем же сим вероятно означается нечестивый Вавилон Персидский, ибо в разные времена и до настоящего времени он принял кровь многих святых и постоянно увеселялся волхвованиями и обольщениями. А посему предметом нашего желания и молитвы да будет то, чтобы за гордость против Христа и Его рабов он получил предуказанное возмездие. Но думается, что такому рассуждению некоторым образом противоречит сказанное древними церковными учителями, которые предсказания сии относили к Вавилону Римскому, потому что у четвертого зверя - Римского царства видны были десять рогов, из коего выросший один, три искоренив, а остальные поработив себе, придет как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле - чтобы произвести их совершенное опустошение. Поэтому, не погрешит против надлежащего и тот, кто будет разуметь под ним, как упомянуто ранее, царство, как бы в одном общем теле владычествующее сначала до ныне и поистине пролившее крови Апостолов, Пророков и Мучеников. Ибо как говорится - один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и переменяются, так одно и царство, не смотря на то, что оно дробится и распределяется по многим городам и местам.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 21-24 И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле

Град века сего сравнивается с шатким жерновом из-за тяжести его прегрешений и заблуждений. Ибо повсюду ходят нечестивые (Пс. 11:9). Кара его справед­лива - быть поглощенным волнами: ведь он уничтожил град Иерусалим волнами неверности, когда, сидя на реках Вавилонских, его жители оплакивали свое изгнание с небесного Сиона. Господь же обещал, что введ­шие кого-то в соблазн будут наказаны тем же самым образом. Церковь Иоанн тоже уподобляет камню, но крепкому и устойчивому, способному противостоять разгулу стихии.

Жернов можно также понять как страдание и муку, ведь, как рассказы­вают о блаженном Игнатии, на пороге смерти он воскликнул: «Я - пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом».

И голоса играющих на гуслях и поющих <… > и т.д. Из пяти чувств до сих пор не был упомянут слух; теперь говорится и о нем, что он будет отнят вместе с прочими мирскими веща­ми. Здесь словно бы говорится: то, что прекрасно на вид, мелодично для слуха, мягко на ощупь, приятно на запах и вкус, исчезнет из этого мира.

Изложение Откровения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его

Иоанн при том видит символическое изображение внезапности и непоправимости падения Вавилона. Один (некоторый) Ангел бросил в море большой камень. Этот образ означает то, что как тяжёлый камень, брошенный в море, исчезает в нем быстро и безвозвратно, так точно по Бож. суду бесследно и безвозвратно погибнет и Вавилон. К этому образу Ангел далее присоединяет и словесное описание той опустошенности и заброшенности, которые постигнут Вавилон. В заключение Ангел объясняет и причину самого суда над городом и его жителями. Первая вина их та, что купцы обратились в вельмож и придали безнравственное направление своей торговле. Далее, вина в его волшебстве, т.е. его развращающей политике. Наконец, последняя и самая важная вина Вавилона в том, что в нем была найдена кровь пророков, святых и всех убитых на земле (ср. 17:6). Это значит, что Вавилон, как город при конце мира, столица антихристианства и место высшего проявления боговраждебности, был виновником пролития крови всех убитых на земле; так как зло и грехи будущего антихристианского мира были плодом и последствием всей долговременной истории зла, то, по справедливости, на антихристианский мир (Вавилон) падает и ответственность за все мировое зло.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 20-24: Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его; и голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе; ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

Таким образом, первый призыв является как бы ответом на не раз уже упоминавшуюся жалобу убиенных за свидетельство Иисусово (см.: Откр. 6:16) на промедление суда над насильниками и убийцами земли. Ныне полностью совершился, в падении и гибели Вавилона, просимый ими Божий суд. Применительно к обещанию Господа в Евангелии – о том, что судить с престолов людей дано будет апостолам Его, этот суд Божий называется здесь и их судом. А новый ангел сильный затем и наглядно изображает всю внезапность и быстроту этой кары над Вавилоном. Как стремительно падает жернов с небесной высоты в море, так стремительно низвержен был и этот, столь занесшийся в гордыне и богопротивлении своем Вавилон. Камнем рухнули – и твердыни его, и слава, и все призрачные сокровища его, и все что было в нем... И затем оттеняется в дальнейшем его запустении утрата им всего того, что считалось радостью и весельем в нем, что было признаком шумно-оживленной и деятельной жизни его, той культуры, которой он так гордился и которой закрывал пустыню обездушенной жизни своей. То был в истории своей город блестящей, роскошно процветавшей, технически изысканной, внешней культуры, умевший самое искусство привлекать только на служение себе. Отныне все это, и до конца, будет взято от него. До конца замрет вся промышленная, дотоле избалованная и буйная, его жизнь, так что не слышен будет гул и шум и простых жерновов, как и звуки гуслей или свирелей и труб, а равно и такой рядовой и патриархальной радости, какая была искони при брачных торжествах, и свет светильника не будет оттенять радостных дней. И все это – за то, что купцы твои были вельможами земли и, обирая народы, себе лишь собирали все блага, как и за то, что волшебством твоим введены в заблуждение все народы. Ибо в самом деле как гипноз какой-то овладел ныне человечеством, в такой мере поддавшимся соблазну эпикурейских настроений и взглядов, и, как завороженные, люди в массах своих потянулись за этими мнимыми ценностями – богатством, комфортом, роскошью и всякими «угодиями плоти». И вот, как такой вредоносный гипнотизер, и должен расплатиться Вавилон за весь этот грех свой пред человечеством. И как заключительный аккорд в этом небесном приговоре над Вавилоном, еще раз оттеняется, что именно в нем найдена кровь, на нем лежала ответственность за все гонения за веру против пророков и святых, и даже ответственность и за всю ту кровь, которая пролита на земле от начала.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И го́лоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и го́лоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.
 

  В последних стихах этой главы указывается на внезапность кары Божией, которая постигнет этот город Гибель его произойдет так же быстро, как жернов погружается в море, и гибель эта будет столь поразительна, что от города не останется ни малейших следов, на что образно указывается в словах: «голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет» и т. д.

  В последнем стихе указывается еще, как на причину гибели Вавилона, то, что в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле».

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible