Скрыть
и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 3-4 И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един Свят: все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои

По песни Моисеевой полагаем, что Богу возсылается песнопение от оправданных до благодати под законом, а по песни Агнца, - что праведно прожившие после пришествия Христова возносят ему непрестанное песнопение и благодарение за все благодеяния и милости, посланные Им на род наш, ибо через божественных Апостолов к познанию Своему призвал все народы.

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

Ст. 3-4 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои

Он более полно выразил здесь наме­рение избранных, которые говорят от сердца: Путь лжи удали от меня, Господи, и законом твоим помилуй меня, или: Ради Твоего закона потерпел Тебя, Господи, и подобное. Дело в том, что автор также пожелал дать понять, что они принадлежат к числу блаженных как со-творцы упомянутой победы. Песнью Моисея обозначается Ветхий Завет, а песнью Агнца - Новый, потому что тем самым он научает, что полно­та избранных вооружена обоими Заветами и стала совершенной благодаря обоим Заветам. <…> Стра­ницы обоих Заветов здесь нам соглас­но с истиной свидетельствуют, что Все пути Господни - милость и истина (Пс 24:10). Он более подобающе именует­ся царем народов, потому что был Богом, известным не только у иудеев, и не на одну овечью шерсть, думается, пала небесная роса, но как Малахия говорит: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву (Мал 1:11).

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Ст. 3-4 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои

Он говорит: И поют песнь Моисея, то есть, очевидно, ту, которую он пел, когда фараон погрузился в море со всей армией: Пою Господу, ибо Он славно прославился; коня и всадника его ввергнул в море. Помощником и покровителем был мне во спасение (Исх 15:1-2). Эта триумфальная песнь сопровождает наказание грешников и победу над дьяволом и сыном беззакония - антихристом.

И песнь Агнца, - говорит Иоанн, - то есть согласие с Господом и с праведным судом Его над нечестивцами. Итак, праведники дивятся истине и правосудию Божию. Иоанн говорит: Царь народов. Христос же есть царь всех. Но поскольку было сказано Исайе: И будет Корень Иессеев, и восстанет владеть язычниками, на него язычники уповать будут (Ис 11:10), книга, уместно прежде упомянув о призвании народов и их вере в Господа, говорит, что Он есть царь язычников и что все они придут и поклонятся ему.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои

Они поют песнь, песнь Моисея и Агнца. Она песнь Моисея, потому что содержит в себе воспоминание о тех казнях, которые были посланы на Египет от Господа чрез Моисея. Но она и песнь Агнца, ибо в ней кроме того прославляется дело человеческого спасения, совершенного Иисусом Христом. Вместе с тем эта песнь (ст. 4) есть прославление за дела Бож. всемогущества, которые были явлены над царством антихриста и свидетелями которых являются эти победившие зверя, как мученики антихристианского времени, скончавшиеся во время преследований антихриста.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 1-4:  И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное – семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

Не только великим, но и чудным наименовывает Иоанн свое новое видение, где показаны были ему последние земные страницы, последние судьбы истории земной, являющиеся карами для нечестивых. Эти кары-язвы имеются у семи ангелов и в числе семи же, чем означается, как не раз мы уже говорили, полнота и законченность и, так сказать, всеобъемлемость тех судов и путей, коими разрешается то ложное направление этой человеческой истории, которое началось изменой человека Богу в раю и прошло чрез всю земную историю под смертоносным водительством богоборной и злой диавольской силы. Как свет физически не терпит тьмы, но с необходимостью изгоняет ее явлением своим, так и Правда и Любовь Божии не терпят этой лжи и злобы, этого нравственного мрака. И это-то, сожигающее все скверное и темное, действие Божественной силы и называется здесь, как и вообще в Писании, яростью Божией.

Во 2-м стихе Иоанну снова является стеклянное море, которое в таком спокойствии, чистоте и ясности видел он раньше (в четвертой главе) пред Престолом Божиим. Но теперь море это смешано с огнем, чем, конечно, указывается та же самая сожигающая сила Божия, Которая в своем пламенении, именуемом нами гневом Божиим, сожжет вскоре все это скверное и нечистое в истории человеческой, в состоянии омрачившихся грехом народов. И в этом-то стеклянном море все те, кто победил сатану и антихриста, снова воспевают в торжественной песни славу и величие Божие, ибо все более открываются им всеблагие и премудрые пути Промысла Божия. В высшем ведении любви своей они уже предсозерцают, как придут и поклонятся пред Ним и все народы. Великими и чудными называют они дела Господни, праведными и истинными эти пути Его. Един свят – един Господь, поют они, как, в подражание им, и наша земная Церковь на литургии... Песнь эту Иоанн наименовал, прежде всего, песнью Моисея, конечно, потому, что именно с Моисея начались песненные восхваления Господа за победные пути Промысла Его (почему и у нас на каноне первая песнь в ирмосах всегда есть вариации все той же песни Моисея: Поим Господеви, славно бо прославися). Поющие избранники Господни имеют в руках гусли, которые здесь называются точно гуслями Божиими, чем показывается, что всякий фимиам добродетели, всякая гармония богоугодной жизни, являясь личным подвигом «побеждающего», есть и дело благодати Божией, ибо сердце человека свободно воспринимает, а Дух Святой благодатною силою своею действует и путеводит.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

  «По песни Моисеевой полагаем, что Богу воссылается песнопение от оправданных до́ благодати под законом, а по песни Агнца, что праведно прожившие после пришествия Христова возносят Ему непрестанное песнопение и благодарение» (св. Андрей, гл.45). Песнь Моисея поется также и как песнь победы: «торжествующим последнюю важнейшую победу над врагом прилично припомнить первые успехи своей борьбы, каковыми в истории избранного народа Божия была победа Моисея над фараоном. Его - то песнь и поют теперь победители - христиане». Песнь эта звучит весьма торжественно; «Поем Господеви, славно бо прославися» - и в данном случае вполне уместна. [Песнь Моисеева, которая поется в Православной Церкви в Белкую Субботу, находится в книге Исход 15:1-21. С.] Праведные в своей песне прославляют Бога еще и за проявление Его правосудия: «ибо открылись суды Твои».

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible