Скрыть
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть

Потому в грядущем звере будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоот­ступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. И кстати, его имя будет иметь число 666, потому что он восстанавливает в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы истребить восстание земли за нечестивое поколение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восста­новит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков, и сожжение праведных. Ибо, воздвигнутое Навуходоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в шири­ну шесть локтей, и из-за него Анания, Азария и Мисаил, не поклонявшиеся ему, были брошены в огненную печь, чрез свое приключение пророчески показывая грядущее в конце сожжение праведных. Ибо все то изображение было предзнаменова­нием пришествия [антихриста] и указывало, что ему одному должны поклоняться все люди.

Итак, 600 лет Ноя, при котором был потоп по причине богоотступниче­ства, и число локтей изображения, из-за которого праведные были брошены в горящую печь, означают число имени того, в кого восстанавливается все шеститысячелетнее отступниче­ство, неправда, нечестие и лжепроро­чество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный.

Вернее и безопаснее ожидать испол­нения пророчества, нежели предпола­гать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останет­ся нерешенным. Ибо если оказывает­ся много имен, заключающих в себе это число, то, спрашивается, какое же из них будет носить имеющий прийти антихрист? Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и ревности к истине, ибо имя «Еванфас» (Ευανθας) содержит искомое число, но я о нем ничего не утверж­даю. И имя «Латинос» (Λατεινος) имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее царство носит это название, ибо ныне латиняне царству­ют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен «Титан» (Τειταν), если написать первый слог посредством двух гречес­ких гласных (ε и ι), наиболее вероят­но, ибо оно содержит вышеозначен­ное число и состоит из шести букв, в каждом слоге по три буквы; оно древнее и неупотребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном и ни один из идолов, открыто почитаемых у греков и варваров, не имеет такого имени; но у многих оно почитается за божествен­ное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном. И оно содержит некоторый намек на мщение и мстителя, так как он (анти­христ) представляется так, будто бы он мстит за угнетенных. Кроме того, оно имя древнее, достойное доверия, с царским достоинством, принадлежа­щее тирану. Посему, если имя «Титан» имеет в свою пользу так много основа­ний, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Тита­ном. Я, однако, не решусь утверди­тельно объявлять это за имя антихри­ста, зная, что, если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещенным его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто и видел откровение. Ибо откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец цар­ствования Домициана.

Против ересей

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть

И хотя он придет под другим именем, Святой Дух говорит: число его шестьсот шестьдесят шесть. Это число нужно понимать в соответствии с греческими буквами.

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть

Тщательное испытание числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения. Но если б была необходимость знать, какое у него имя, то, как сказали некоторые учители, видевший открыл бы его; Божественная же благодать не соизволила, чтоб в Божественной книге было написано пагубное сие имя. По мнению Ипполита и других, при исследовании слова, можно найти множество имен, соответствующих этому числу, и собственных и нарицательных. Собственные, напр.: Лампетис, Титан, Латинник, равно - Венедикт, что означает благословенный, быть может, в подражание воистину благословенному Христу, Богу нашему; нарицательные же: «худой руководитель», «древний завистник», «истинно вредный», «неправедный агнец». Таковыми именами противоставшие обольщению назовут того, который полагает славу свою в стыде.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть

Еще одно истолкование: кому неизвестно, что число шесть означает совершенство творения, ибо за шесть дней был сотворен мир? Или что это число - простое или же умноженное на десять или на сто - означает шестикратный и стократный плод этого совершенства. В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых (3Цар 10:14). Приношений, которые по праву должны приноситься царю истинному, будет требовать для себя этот тиран и соблазнитель.

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

Сказано: здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Поэтому исчислим число, которое следует понять, так чтобы в числе познать имя и указание. Он говорит: число его шестьсот шестьдесят шесть. Его мы вычислим по-гречески, учитывая то, что автор, когда писал в Азию, выразился в соответствии с особенностями из языка: Я есмь Альфа и Омега (Откр 1:8; 1:10; 21:6; 22:13). Предварив это, насколько смог, описа­нием ухищрений враждебной стороны, с помощью которых дьявол стремится завладеть незаслуженной честью Божества, для чего представляет антихриста, противящегося божествен­ной чести, он обращает внимание на свойства зверя, которые надлежит постигнуть через знак или через число его имени, то есть анализируя замыслы и деяния лукавейшего зверя.

Есть имя «Антемос» (Αντεμος), каковое, если исчислить его по буквам, которыми греки обозначают числа, даст, разумеется, 666: α (=1), ν (=50), τ (=300), ε (=5), μ (=40), ο (=70), ς (=200). Его можно перевести как противник чести, и если он называется противником той чести, которая подобает одному Богу, то по этой причине именуется негодным, беспоря­дочным и неприличным: ибо ему подобает не честь, а анафема. Итак, имя - через число, и из имени высчитывается число, а с помощью толкования его имени познается характер его заслуг.

Есть другое имя, буквы которого при сложении дают тоже число, и которое может быть разумно предло­жено. Речь идет об имени «Арнуме» (Αρνουμε), которое также дает 666: α (=1), ρ (=100), ν (=50), ο (=70), υ (=400), μ (=40), ε (=5). Перевод этого: я отрицаю. Неудивительно, что антихрист достоин этого имени, то есть имени отрицание, если Христу соответствует имя доверие, как Он Сам указывает, когда говорит: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин 6:29), а также: веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин 14:1).

Итак, скажешь ли ты Αντεμος, то есть противник чести, или Αρνουμε, то есть отрицаю, - и то и другое справедливо можно будет отнести к антихристу, чтобы через две части речи, а именно через существитель­ное и глагол, понять и характер личности, и жестокость действия.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть

Здесь мудрость. Пускай кто-либо внимательно исследует имя зверя и с помощью вычисления найдет его. Апостол ведь не говорит, что вычисление странно и необычно или что именование таинственно и неоднозначно, но что способ образования числа, с помощью которого получилось шестьсот шестьдесят шесть, часто используется и известен людям.

Это число, конечно, означает много других имен - и личных имен, и прозвищ, но оно обозначает также и вот что. К личным именам относятся «Лампеций», «Бенедикт», «Титан».

«Титан» пишется через йоту (Τιταν), но может быть написан и через дифтонг (Τειταν). Если Τειταν происходит от слова τεισις (натяжение), глагола τεινω (натягиваю), с будущим временем τενω, то правильно писать его с дифтонгом. Схожие примеры: φθειρω (уничтожаю) от φθερω и σπειρω (сею) от σπερω.

К подходящим прозвищам относится «победитель» (ο νικητης). Ибо, может быть, он сам себя так назвал, когда сражаясь против трех рогов или царей, исторгнул их с корнем. Смотри, что говорит о них Даниил в восьмом своем видении: Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (Дан 7:8).

Есть и другие прозвища: «буйный» (ο επισαλος), «злой вождь» (κακος οδεγος), «истинный губитель» (αληθης βλαβερος), «порочный агнец» (αμνος αδικος). Возможно, он был назван этими именами из-за тех, кто противоположен ему. Он не только не устыдится от того, что так именуется, но и возрадуется этим прозвищам, поскольку и сам себя не совестится называть так. Упрекая столь порочные и богомерзкие наклонности, мудрый Апостол говорит: Слава их - в сраме (Флп 3:19). Следовательно, поскольку найдено множество имен, желающему предоставляется свобода использовать по отношению к проклятому наиболее подходящее.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть

Это и трудно и легко. Трудно потому, что требуется нравственное совершенство, легко же потому, что, с одной стороны, сами обстоятельства того времени [Ebrard, Hoffman] будут способствовать этому, с другой стороны, и число зверя, которое нужно счесть, есть число человека, т.е. число [Hengstenberg], составляющее имя человека, в обычном употреблении и значении человеческого имени. Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666. - Не иным чем, как всевозможными натяжками, были все же мнения, которые в антихристе думали видеть напр. Магомета, патр. Никона, Наполеона и других исторических личностей. История в ее прошлом еще не дала нам антихриста-зверя, и потому не может быть указано в прошлом и его имя или число его имени. Но нельзя числу 666 придавать и исключительно символическое значение. При решении вопроса о числе зверя нужно обратить особенное внимание на то, что в тексте нарочито повторено число зверя равносильно числу его имени. А если так, то нет никакого основания обращать исключительное внимание только на число, а не число и имя. Нужно, отожествляя имя зверя и число его имени, относить их к антихристу, как его личное имя. Во всяком случае то истинное имя антихриста, которое дает сумму 666, вместе с другими признаками будет принадлежать его исторической личности, как она изображена по пророчеству Ев. Иоанна, Ап. Павла и прор. Даниила. Иоанн не назвал этого имени теперь, но не потому, что хотел чрез то создать загадку, но потому, что знание этого имени теперь и ненужно, ибо бесполезно. Оно будет нужно и полезно только лишь в последнее время, когда появится тот человек, который и будет носить это имя. Сообразно с словами Иисуса Христа: «иной придет во имя свое» (Ин 5:43) антихрист будет известною человеческою личностью и подобно ему будет носить собственное личное имя [Св. Ипполит, Андрей Кес., Св. Ириней]. Личное имя антихриста намеренно скрыто по воле Божией с особенными премудрыми целями, и только будущие времена откроют имя этого чрезвычайного противника Иисуса Христа и св. Церкви. В исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Свящ. Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому будут приложимы все другие признаки.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 16-18: И он сделал то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Так изложено это загадочное и таинственное место конца 13-й главы о печати антихриста. Как много ломали люди голову над отыскиванием этого таинственного имени антихриста и как много попыток предпринималось для того, чтоб отгадать это скрытое апостолом имя его! Как известно, и по-еврейски, и по-гречески (за коим идет и наш славянский язык) цифры обозначались буквами, так что сумма букв в слове давала ту или иную сумму и соответствующей арифметической величины. Здесь задача поставлена в обратном порядке: по арифметической сумме отыскать совокупность входящих в ее состав букв. И вот какие только имена не подставлялись здесь, и всегда – под влиянием очередных переживаемых событий, от Нерона с Домицианом, Никона и Петра императора (в искаженном виде – иператор) до Наполеона и до Вильгельма Второго в наши дни. Издревле же подставлялись и нарочито подбираемые имена или слова: например, τειτάν, λατείνος, εὐανθής – ἀμνός ἄδικος – даже безграмотное ἀρνοῦμε – отрицаюся, злый вождь, агнец неправедный (слово Псевдо-Ипполита) и т.п. Из именных попыток заслуживает внимания лишь одна из древнейших догадок: кесарь Нерон, в еврейской транскрипции этого имени, замечательная тем, что и св. Ириней Лионский говорит о замене в его время в некоторых списках Апокалипсиса числа 666 числом 616, правдоподобно объясняемым выпадением из имени Нерона буквы «н» (– 50), по именительному падежу его в латинской речи. Но совершенно прав прот. Орлов, когда говорит, что «в исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Священном Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому были приложимы все другие признаки». Во всяком случае, сообразно сказанному Иисусом Христом: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если (можно перевести – а когда) иной придет во имя свое, его примете (Ин.5:43), – «антихрист будет определенною человеческою личностью и, подобно Ему, будет носить собственное личное имя (св. Ипполит, Андрей Кесарийский, Ириней)». И несомненно, данное символическое указание имени антихриста в этих стихах Апокалипсиса в наши дни может интересовать человека в порядке рядового человеческого любопытства, и в лучшем случае – любознательности (и не больше), а ведь им слово Божие никогда не вверяет своих откровений. Нужно же и полезно на деле указание это будет лишь в последние времена, когда придет антихрист или, по крайней мере, когда уже назреет время прийти ему. И тогда все это выявится и станет для имеющего ум несомненным и бесспорным. И конечно, и сюда относятся соответствующие слова, сказанные небожителем другому тайнозрителю – ветхозаветному пророку в его время: Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют (Дан.12:9–10).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

  Чрезвычайная таинственность связана с именем антихриста и «числом имени его». Много было употреблено усилий, еще с древних времен, дабы разгадать значение и смысл этих слов, но они не привели ни к чему положительному. Чаще всего делались попытки подыскать антихристово имя из сложения букв различного числового значения. Например, по догадке св. Иринея, звериное число 666 образуется из сложения цифрового значения букв, имени «Латеинос» или «Теитан». Некоторые находили звериное число в имени Юлиана Отступника; позднее – в титуле Римского папы – «Викариус Филии Деи» («Наместник Сына Божия»), в имени Наполеона и т.д, Наши раскольники пытались вывести число 666 из имени Патриарха Никона. Рассуждая об имени антихриста, св. Андрей говорит: «Если бы была необходимость знать его имя, Тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге». Если исследовать слова, то, по мнению св. Ипполита, можно найти множество имен, и собственных и нарицательных, соответствующих этому числу. «Тщательное испытание числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения» (св. Андрей, гл. 38).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible