Скрыть
И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет – как горький день.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И на всяку главу их плешь, во время их тесноты. И положу его яко жалость любимаго, в день пленения их.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-10 И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет - как горький день

День тот означает день плена, когда будут отведены в Ассирию и Халдею оба народа, для которых, вследствие великой скорби, солнце закатится в полдень и, между тем как у всех будет сиять свет, у них все будет покрыто мраком, когда праздники их и все песни обратятся в сетование и плач, спины или чресла всех будут покрыты власяницею и на головах, по древнему обычаю сетующих, будет плешь, что, как мы читаем, сделал и Иов при смерти сыновей (Иов. гл. 1). Печаль и сетование будут столь велики, что превзойдут скорбь матери о смерти единственного, самого дорогого для нее сына, и все будет полно плача и горести. Можем мы понимать это место и в отношении к страданию Господню, когда солнце в шестой час скрыло свои лучи и не дерзало взирать на висящего на кресте Господа своего (Лк. гл. 23), когда при тьме, все покрывшей, праздники и песни их, при победах Веспасиана и Тита, превратились в плач и сетование, когда все наполнилось слезами, покаянием и власяницами и сделались плешивыми головы, которые прежде украшались волосами назореев, растившимися для Господа. Тогда первородный сын Божий, народ израильский, наложивший руку на единородного и истинного Сына Божия, предан был на вечное сетование, и последние времена его или те, которые были с ним, исполнились горести. Поэтому теперь они, отвергнув солнце правды, имеют тьму, а мы, сидевшие во тьме и тени смертной, увидели великий свет (Ис. гл. 9), и все праздники их перенесены на таинства церкви, так что они плачут, а мы воспеваем хвалы Господу. Они вместо пояса опоясываются веревками и власяницами, а нам вместе с апостолами говорится: да будут чресла ваша препоясана и светилници горящии в руках ваших (Лк. 12:35). Мы препоясались истиною Христовой, исполняя слова Писания: станите, препоясани чресла ваша истиною (Еф. 6:14), а они облеклись вместо истины в ложь диавола. Наша голова, о которой Спаситель говорит: вам же и власи главнии изочтены суть (Лк. 10:30), имеет постоянно волосы и во главе нашей, то есть во Христе, мы обладаем силою, чтобы убить льва, а они спят на коленах блудницы, синагоги (см. Суд. гл. 16), и быв острижены рукою диавола, утратили присущую голове силу, утратив вместе с силою глава, о которых в Екклезиасте написано: мудрого очи его во главе его, а безумный во тме ходит (Еккл. 2:14). Их сообщники постоянно находятся в печали, а наши сопутники облекаются одеждою веселия.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 И будет в той день, глаголет Господь, зайдет солнце в полудне, и померкнет в день свет: и превращу праздники вашя в жалость и вся песни вашя в плач, и возложу на всяк хребет вретище, и на всяку главу плешь, и положу его яко жалость любимаго и сущыя с ним яко день болезни

Это заключает в себе двоякий смысл, потому что у святых пророков всегда, в особенности в конце их речей, есть обычай вспоминать о Боге и давать изложение Его тайны, хотя еще и прикровенное неясностями. Итак, обращая внимание на то и другое, постараемся сказать что нужно: сперва изложим ближайший смысл речений, а потом приспособим значение речений к изъяснению относительно Христа.

Вот, в тот день, в который на всю землю Самарийскую «взыдет скончание» (Амос.8:5), «яко река Египетская», всех, можно сказать, жителей ее окутает страшный и глубокий мрак, потому что некоторым образом зайдет солнце, и притом в полдень. Конечно, не скажем, что в действительности зашел свет солнца, но как мрак было для жителей Самарии бедствие войны. Действительно, великая и чрезмерная печаль, когда наступит, смущает ум; нежданные и непредвиденные события омрачают сердце и жестокое горе производит в сердце пострадавших какую-то тьму или мглу. Итак, увидят, говорит, тьму, хотя солнце будет стоять на полдне: а те, которые некогда блистательно праздновали и всегда пользовались струнами, лирами и громогласнейшими песнями, прекратят подобного рода занятия; напротив, будут горевать, будут иметь заботу о плачевных песнях и примут на себя вид скорбящих: разумею вретище и плешь. Обнажать же голову (от волос) весьма неприлично. Так, Иов остриг волосы по смерти детей (Иов.1:20). Сделаю же, говорит, Иакова яко жалость любимого, то есть: так будут тужить по нем знавшие его, как мать или отец по усопшем единственном любимом детище. И сущые с ним яко день болезни, то есть: соседи Иуды и Вениамина, вместе с Ефремом служившие идолам и, конечно, имевшие одинаковые с ним нравы, окажутся имеющими день болезни и страдающими муками родов: муками родов – полагаю – вследствие страха, печали и трудов. Ибо Сеннахирим, опустошив Самарию, взял все города их, потом послал из Лахиса в Иерусалим Рапсака, который высказал страшные угрозы стоящим на стене и поверг Иерусалимлян в такое отчаяние, что они с часу на час ожидали гибели вместе с жителями Самарии; тогда-то царь Езекия, крайне опечаленный, послал кого-то к Исаии, говоря: «день печали и укоризны и обличения и гнева днешний день, понеже прииде болезнь раждающей, крепости же не имеет родити» (Ис.37:3). Итак, днем болезни называет тяготы и печали вследствие муки. Таким образом день болезни испытали ждавшие погибели Иерусалимляне, которые были вместе с ним (Ефрем) в отношении к роду идолослужения.

Что говорил я, то естественно и прилично тем, которые некогда возбуждали против себя Владыку всяческих; но нисколько не хуже можно применить это к тем, которые нечествовали против самого Еммануила во время Его вочеловечения: они – «сокрушающии из утра убогого» (Амос.8:4), то есть нерадящие о том, чтобы жить по закону, и, пожалуй, ни к чему другому не стремящиеся, как только к тому, чтобы погубить праведника, дерзновенно обратить в ничто вполне ясное определение заповедей Божиих и безостановочно истощать кого захотят из слабейших: не они ли и говорили: «когда прейдет месяц» (Амос.8:5) и прочее? Что книжники и фарисеи были весьма любостяжательны и корыстолюбивы, это мы можем узнать многими способами, устремляя ум к евангельским писаниям. Так, Христос советовал любителям Божественного благочестия ставить себя выше постыдных прибытков и старательно удаляться от всякого любостяжания; повелевал также стремиться и к еще высшему: пособлять нуждающимся и раздавать имущество. Но что говорит Евангелист? – «Слышаху же сия» книжницы «и фарисее сребролюбцы суще», и «ругахуся ему» (Лк.16:14). Поэтому и о них справедливо сказать: кленется Господь на презорливых Иакова, аще забудет в конец дела ваша (Амос.8:7). Поистине – превозношение в том, что пренебрегли самыми законами Божиими и, что еще того тяжелее, надругались наконец и над самим Христом. Поэтому-то уже прегрешения их не приходят в забвение, но нашло на них как бы «скончание» (Амос.8:8) и как разлившаяся река Римская война. А когда они предали на пропятие Владыку всяческих, то зашло для них солнце и помрачился свет, ибо была «тьма от шестого часа до часа девятого» (Мф.27:45). И это для Иудеев было знамением умственного омрачения душ распинателей, ибо «ослепление от части Израилеви бысть» (Рим.11:25) и, как пишет божественный Павел, «до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит» (2Кор.3:15); клял их и Давид, говоря так по боголюбию: «да помрачатся очи их еже не видети, и хребет их выну сляцы» (Пс.68:24). А что они плакали, как бы сменяя праздники на сетование, – ясно будет из того, что сам Христос говорил плакавшим о Нем женщинам, когда Его вели уже на распятие: «дщери Иерусалимски, не плачитеся о мне, плачите же себе и чад ваших» (Лк.23:28): плакали они, погибая вместе с городом и самим храмом Божиим, когда все сожигали Римляне. Итак: положу его (конечно – Емманнуила) яко жалость любимого, и сущые с ним яко день болезни, потому что о распятом Иисусе плакали уверовавшие, а женщины, стоя вдали (Лк.23:49), рыдали; сама тварь скорбела о ее Владыке: солнце помрачалось, скалы расседались, и самый храм приобрел вид скорбящих, когда завеса раздралась сверху до низу. Нечто подобное назнаменовал нам Бог, говоря устами Исаии: и «облеку небо во тму, и положу аки вретище одежду его» (Ис.50:3). Таким образом осуществился плач по нем яко любимого. И сущые с ним, то есть ученики, испытали день болезни, ибо – возможно ли сомневаться в том, что плакали и они? – Когда они были в скорби, женщины возвестили им о воскресении Христовом: тогда-то наконец ободрившись, они побежали ко гробу. По-видимому, об этих, благовествующих воскресение, женщинах, говорит в духе Исаия: «жены грядущые с позорища, приидите; не суть бо людие имуще смысла» (то есть – народ Иудейский), «сего ради не ущедрит я создавый я» (Ис.27:11).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

8:1-12. Си́це показа́ ми Госпо́дь Бо́гъ: и се́, сосу́дъ птицело́вца.
И рече́ [Госпо́дь]: что́ ты́ ви́диши, Амо́се? И рѣ́хъ: сосу́дъ птицело́вца. И рече́ Госпо́дь ко мнѣ́: приспѣ́ коне́цъ на лю́ди Моя́ Изра́иля, не приложу́ ксему́ е́же мимоити́ его́.
И воспла́чутся стро́пове Хра́ма въ то́й де́нь, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ: мно́зи па́дшiи во все́мъ мѣ́стѣ, наве́ргу молча́нiе.
Слы́шите у́бо сiя́, сокруша́ющiи изъ у́тра убо́гаго и наси́льствующiи ни́щихъ от земли́,
глаго́лющiи: когда́ пре́йдетъ ме́сяцъ, и прода́мы, и [когда́ пре́йдутъ] суббо́ты, и отве́рземъ сокро́вища на́ша, е́же сотвори́ти мѣ́ру ма́лу, и увели́чити мѣ́рило, и сотвори́ти вѣ́съ непра́веденъ,
я́ко да притя́жемъ убо́гiя сребро́мъ и ни́щаго за сапоги́, и от вся́каго жи́та ку́плю сотвори́мъ?
Клене́тся Госпо́дь на презо́рство Иа́ковле, а́ще забу́детъ въ коне́цъ вся́ дѣла́ ва́ша:
и о си́хъ не возмяте́тся ли земля́, и воспла́чется вся́къ живя́й на не́й? и взы́детъ я́ко рѣка́ сконча́нiе [ея́], и сни́детъ я́коже рѣка́ Еги́петская.
И бу́детъ въ то́й де́нь, глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ, за́йдетъ со́лнце въ полу́дне, и поме́ркнетъ на земли́ въ де́нь свѣ́тъ:
и превращу́ пра́здники ва́шя въ жа́лость и вся́ пѣ́сни ва́шя въ пла́чь, и возложу́ на вся́къ хребе́тъ вре́тище и на вся́ку главу́ плѣ́шь, и положу́ его́ я́ко жа́лость люби́маго и су́щыя съ ни́мъ я́ко де́нь болѣ́зни. 
Се́, дні́е гряду́тъ, глаго́летъ Госпо́дь, и послю́ гла́дъ на зе́млю, не гла́дъ хлѣ́ба, ни жа́жду воды́, но гла́дъ слы́шанiя Сло́ва Госпо́дня:
и поколе́блются во́ды от мо́ря до мо́ря и от сѣ́вера до восто́къ, и обтеку́тъ и́щуще Словесе́ Госпо́дня, и не обря́щутъ. 


8:1-12. Тако́е виде́ние откры́л мне Госпо́дь Бог: вот корзи́на со спе́лыми плода́ми.
И сказа́л Он: что ты ви́дишь, Амо́с? Я отве́тил: корзи́ну со спе́лыми плода́ми. Тогда́ Госпо́дь сказа́л мне: приспе́л коне́ц наро́ду Моему́, Изра́илю: не бу́ду бо́лее проща́ть ему́.
Пе́сни черто́га в тот день обратя́тся в рыда́ние, говори́т Госпо́дь Бог; мно́го бу́дет тру́пов, на вся́ком ме́сте бу́дут броса́ть их мо́лча.
Вы́слушайте э́то, а́лчущие поглоти́ть бе́дных и погуби́ть ни́щих,—
вы, кото́рые говори́те: «когда́-то пройдёт новолу́ние, что́бы нам продава́ть хлеб, и суббо́та, что́бы откры́ть жи́тницы, уме́ньшить ме́ру, увели́чить це́ну си́кля и обма́нывать неве́рными веса́ми,
что́бы покупа́ть неиму́щих за серебро́ и бе́дных за па́ру о́буви, а вы́севки из хле́ба продава́ть».
Кля́лся Госпо́дь сла́вою Иа́кова: пои́стине вове́ки не забу́ду ни одного́ из дел их!
Не поколе́блется ли от э́того земля́, и не воспла́чет ли ка́ждый, живу́щий на ней? Взволну́ется вся она́, как река́, и бу́дет поднима́ться и опуска́ться, как река́ Еги́петская.
И бу́дет в тот день, говори́т Госпо́дь Бог: произведу́ зака́т со́лнца в по́лдень и омрачу́ зе́млю среди́ све́тлого дня.
И обращу́ пра́здники ва́ши в се́тование и все пе́сни ва́ши в плач, и возложу́ на все чре́сла вре́тище и плешь на вся́кую го́лову; и произведу́ в стране́ плач, как о еди́нственном сы́не, и коне́ц её бу́дет — как го́рький день.
Вот наступа́ют дни, говори́т Госпо́дь Бог, когда́ Я пошлю́ на зе́млю го́лод, — не го́лод хле́ба, не жа́жду воды́, но жа́жду слы́шания Слов Госпо́дних.
И бу́дут ходи́ть от мо́ря до мо́ря и скита́ться от се́вера к восто́ку, ища́ Сло́ва Госпо́дня, и не найду́т его́.


Видение сие означает, что скоро Израиль соделается добычею врагов. Ибо как птицы удобно уловляются силком; так народ уловлен будет Ассириянами.
Не буду более оказывать долготерпения, но в исполнение приведу предречения. Огонь вражеский коснется и Храма Моего. Словами же: «восплачутся стропове Храма» выразил плач умерщвляемых внутри Храма и треск горящих деревьев. И cие: «мно́го бу́дет тру́пов, на вся́ком ме́сте бу́дут броса́ть их мо́лча» значит, что будет великое множество умерщвленных, и наступит великое молчание и безмолвие в городах, на путях и в селах по недостатку обитателей.
Посему обратите на это внимание вы, которые утесняете живущих в убожестве и нищете,
высчитываете новомесячия и субботы, собираете беззаконные прибытки,
употребляете неправильные весы и меры, разными способами порабощаете себе низших, и обогащаетесь всяким родом купли.
Презорством называет обиды, какие с надменностию делали бедным. Сказал же Пророк: «клялся Господь», показывая нелживость изрекаемаго. Не буду уже, говорит Бог, как бы некоему забвению предавать беззакония ваши, но всю землю, так сказать, подвигну на вас. Взявшие вас в плен отведут в рабство, оставив землю вашу в запустении.
Ибо сие дал разуметь, сказав: «бу́дет поднима́ться и опуска́ться, как река́ Еги́петская».
Тогда томящимся в бедствиях покажется, что солнце среди дня преложилось во тьму.
Все будут иметь печальный вид, остригши благолепие волос и надевши на себя вретище, и уподобятся оплакивающим смерть Единородного Сына.
А сверх сего нашлю глад и скудость, не плодов и воды, не пророчества и Божественного учения.
Будут скитаться, подобно водам устремляясь туда и сюда, блуждая с места на место, «ища́ Сло́ва Госпо́дня», и не получать желаемого. Но и величающияся ныне своим убранством девы, и воспитанные с ними юноши, томимые жаждою, преданы будут смерти.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет - как горький день

В день бедствия всякая радость исчезнет и все как бы облекутся в траур. - И плешь на всякую голову: указание на обычай брить голову в знак траура (ср. Ис III:24; XV:2; XXII:12; Иер XLVII:5; Мих 1:16). В конце стиха предстоящий стране плач сравнивается с плачем об умершем единственном сыне. В слав. конец стиха читается: «и положу его яко жалость любимаго, и сущыя с ним яко день болезни»; слова «сущыя с ним» соответствуют евр. aharithah, конец её.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ам.8:4-10 

С изложенным видением пророк соединяет свое последнее увещание к богатым и сильным людям земли, убеждая их под угрозою страшного суда принять к сердцу значенье высказанного им видения пророческого и оставить свои беззаконные дела. «Выслушайте это», взывает он, «алчущие поглотить бедных и погубить нищих», выслушайте те, которые во имя своей неудержимой жажды к прибыткам, готовы постоянно вести свою убийственную для бедных торговлю и потому тяготитесь днями праздничными, каковы, например, новомесячие и суббота, когда всякая торговля воспрещалась (см. Числ.28:114Цар.4:23), «вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля» (сикель быль двойной: священный и гражданский; гражданский по ценности своей был вдвое меньше священного. Здесь разумеется сикель гражданский (см. Ос.3), т. е., уменьшая меру, в тоже время возвысить цену на хлеб, «и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать». Продавая по неверной, уменьшенной мере и в тоже время по цене возвышенной хлеб, да и хлеб-то притом еще дрянной - мякину, торговцы чрез то самое доводят бедных людей до такой крайней нищеты, что бедняк становится в необхо­димости или сам себя запродать богачу, чтобы не умереть с го­лоду (см. Лев.25:39), или, будучи не в состоянии заплатить своему кредитору таких ничтожных денег, каких стоит пара сандалий, по закону судом быть отданным в рабство этому кре­дитору (см. Ам.2:6). Такие дела не могут остаться без наказания. «Клялся Господь», говорит пророк, «славою Иакова», клянется Иегова Самим Собою, своею душою (см. Ам.6:8), своею святостью (Ам.4:2), ибо Он Сам один только и есть истинный предмет величия и славы для Израиля, – клянется в том, что не навсегда же будет оставлять ненаказанными противных святости Его дел во Израиле, что мера долготерпения Его исполнена, и суд наказания скоро откроется. «Во веки (навсегда) не забуду, говорит Он, ни одного из дел их!»,скоро воздам, скоро отмщу им за вес дела их. Мщение Божие будет так страшно, что вся земля обратится от него в свое как бы первоначальное, хаоти­ческое состояние, она придет в колебательное или волнообраз­ное, наподобие бурных, высоко до неба воздымающихся и вслед затем низко, до самой бездны опускающихся волн морских, дви­жение, и все жители на ней повержены будут в самую глубо­кую печаль. «Не поколеблется ли», говорит пророк, изображая ужас мщения Божия, «от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, (весь земной шар) как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская» во время бурного разлития своего по всей стране египетской. «И будет в тот день, говорит Господь Бог», продолжает пророк изображение действий грозного суда Божия на природу и на людей и в частности на Израиля, «произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня», совершу свои частные суды над людьми в то время, когда эти люди, наслаждаясь земным счастьем, совершенно не ожидают таких судов, и закончу эти частные суды одним всеобщим последним судом, долженствующим придти в то время, когда мир того и не ожидает (см. Мф.24:37-41), когда самое солнце земное среди дня зака­тится, и дневной свет внезапно заменится тьмою. Одним из предвестников этого всеобщего, последнего суда должен быть и суд, предстоящий Израилю. Когда этот суд над Израилем войдет в свою силу, тогда «обращу праздники ваши», говорит Господь сему народу, «в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову» (в знак печали, ср. Ис.3:24), плач народа будет так же горек, как плач по умершем единственном сыне. «И произведу в стране плач», говорит Господь, «как о единственном сыне (ср. Иер.6:26; Зах.12:10); и конец ее» -  конец печали, конец плача «будет – как горький день», покончится плач не утешением, а горе­стью же. Это значит, что суд Божия наказания не скоро пройдет над Израилем, а остановится на нем на продолжительное время.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible