Скрыть
A cause de cela, voici ce que dit l'Éternel: Ta femme se prostituera dans la ville, tes fils et tes filles tomberont par l'épée, ton champ sera partagé au cordeau; et toi, tu mourras sur une terre impure, et Israël sera emmené captif loin de son pays.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Жена твоя во граде соблудит; то есть пред глазами всего народа твоего. Ибо ты причиною тому, что синагога оставила своего Создателя и соблудила пред Ним. Сынове же твои оружием падут: потому что, отвлекая сынов Божиих к идолам своим, предал ты их мечу чуждых народов. И земля твоя ужем измерится, потому что ты произвел разделение в народе своем, введя чуждое богопочтение. И ты на земли нечистей скончаешися, потому что мерзским идолослужением подверг смерти тех, которые были живы.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-17 И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю. Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков. За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей

Когда книжники и фарисеи, по свидетельству Писания, потребовали, чтобы блаженные апостолы не учили о имени Иисуса, то они ответили словами: повиноватися подобает Богови паче, неже человеком (Деян. 5:29). Что сделали они, то же сделал, как мы знаем, пророк Амос. Когда первосвященник идольский приказал ему не пророчествовать в Вефиле, то он не только пророчествует и показывает этим, что он более боится Бога, посылающего его, нежели того, кто воспрещает ему, но смело и свободно предвозвещает наказания тому, кто пытался путем запрещений воспрепятствовать распространению слова Божия. Не только, говорит он, я не пророк или не был пророком (первое по смирению, а второе – соответственно действительности), не сын пророка и не происхожу из поколения пророческого, но, когда я был пастухом рабочего скота (аrmentarius) и собирал ежевичные ягоды, Господь взял меня, ходившего за стадом. Вместо пастуха рабочего скота (armentario), что по-еврейски называется «bocer», Акила, Симмах, Феодотион и пятое издание перевели βουκόλον, что означает пасущего рогатый скот, а не овец. Одни только LХХ перевели αἰπόλον, что означает собственно пастуха коз и происходит от τοῦ, означающего именно стадо, пасущееся на возвышенных местах, чем указывается на то, что стада коз постоянно поднимаются на скалы, утесы и возвышенности. Но так как добавлено: и взял меня Господь ἐκ τῶν προβάτων, то есть от мелкого скота (de ресоribus), то, по-видимому, здесь идет речь более об овцах, чем о козах, хотя в начале книги Левит (гл. 1) мы читаем, что мелким скотом называются и овцы, и козы; ибо так говорит Господь: если принесет ἀπὸ τῶν προβάτων, то есть из мелкого скота, агнца или козла, и овцу или козу Господу. Далее, слова: обирал тутовые ягоды (sусаmina), что Акила перевел чрез разыскивал сикоморы, а Симмах – имел сикоморы, некоторые так объясняют, что «sycamina» называется род дерев, растущих на равнинах Палестины и приносящих дикие фиги, и если не обирать их, то они приносят очень горькие ягоды и портятся мошками. Но так как в пустыне, в которой жил Амос, совсем не растет подобного рода дерево, то нам кажется, что здесь скорее идет речь о ежевике, приносящей ягоды (mоrа), которыми пастухи утоляют голод при недостатке пищи. Но как бы читатель ни понимал это, должно то сказать, что Господь взял смиренного сельского пастуха и послал его к народу Своему, Израилю, повелев ему выйти из земли своей и отправиться в Самарию и пророчествовать там об имеющем произойти. Так как, говорит он, Господь повелел мне говорить, а ты, Амасия, говоришь мне: не пророчествуй на Израиля и не изливай слов на дом идола, то выслушай то, чем Господь угрожает тебе. Вместо дома идола в еврейском тексте написано «beth isaac», то еcть дом смеха (ибо «Isаас» означает смех), что LХХ перевели чрез дом Иакова, разумея здесь не предмет, а одно имя вместо другого. Затем, где мы поставили: и не изливай слов, там Симмах перевел не укоряй, но изливать слова – это обычное выражение Писаний о пророках в том смысле, что они не сразу выставляют весь гнев Божий, но возвещают его в угрозах малыми каплями. Так как ты сказал мне не пророчествуй, то жена твоя будет блудодействовать в городе, что Симмах лучше перевел чрез πορνευθήσται – не в том смысле, что сама она будет блудодействовать, но в страдательном залоге, в том смысле, что она будет обесчещена другими чрез блудодеяние. Великая печаль и неимоверный позор, когда муж не может воспрепятствовать обесчещению жены среди города, в присутствии всех. Также, говорит, сыновья твои и дочери твои падут от меча. Не столь сильною бывает скорбь об изнасиловании дочери, как об обесчещении жены, и не столь сильною бывает скорбь об умерщвлении жены, как об убитых сыновьях. Ибо муж скорее предпочитает слышать о смерти жены, нежели об обесчещении ея. Но и этим не ограничивается наказание [Амасии]: земля его будет разделена неприятелями посредством межевой верви и получит новых возделывателей. Также сам Амасия, который теперь тщеславится властью священническою, не умрет в земле своей, но будет уведен в плен и умрет в земле, оскверненной идолами, и умрет не ранее, как увидев народ, который он обольщал, в рабстве и плену. Священник Амасия в иносказательном смысле значит крепкий и оцепенелый (или холодный), потому что, будучи строптивым и самонадеянным, он воспрещает члену церкви и истинному пророку возвещать слова и учение Божие и не дозволяет исправлять заблуждающийся народ. Жена его, ложная церковь, подвергается обесчещению ото всех, и сыновья и дочери его, порожденные им для зла путем заблуждения, будут поражены мечем Господним; также земля и все владение его будет уделом демонов, и сам он умрет в земле нечистой, не имеющей Бога обитателем, но оскверненной многочисленными заблуждениями, свойственными превратной религии, и весь народ, ложно присвояющий себе имя Израиля, будет уведен из земли своей в плен, чтобы не Богу служить, а подчиниться игу еретиков и демонов.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-17 И отвеща Амос и рече ко Амасии: не бех пророк аз, ниже сын пророчь, но пастырь бех и ягодичия обирая: и поя мя Господь от овец и рече Господь ко мне: иди и прорци на дом Израилев. И ныне слыши слово Господне: ты глаголеши: не прорицай на Израиля и не возмущай народа на дом Иаковль. Сего ради сия глаголет Господь: жена твоя во граде соблудит, сынове же твои и дщери оружием падут, и земля твоя ужем измерится, и ты на земли нечистей скончаешися. Израиль же пленен отведется от земли своея. Сице показа ми Господь

Когда ревнители порока наносят оскорбления людям достойным, то сами изобличают свой нрав и, выставляя безобразие своих грехов, думают, что они досаждают (другим), но незаметно для себя самих описывают себя как на картине и показывают другим, каковы они. Найдем, что теперь испытал нечто подобное слабоумный Амасия: будучи лжепророком, пребывая при идольских жертвенниках, собирая куски и остатки закалаемых животных и неудержимо предаваясь постыдной добыче, он поносил Амоса и говорил, чтобы провидец ушел из Самарии, удалился бы, если ему угодно, в Иудею и там жил бы: там ты беспрепятственно будешь лжепророчествовать и, обольщая многих, добудешь содержание и скорее найдешь средства к жизни. Такого рода смысл выражает слово: живи (καταβίου). Но что у пророка не такова цель и что он не наклонен к любостяжанию, а напротив повинуется Владычним хотениям и потому исполняет служение пророка, это пытается доказать, и вполне справедливо, говоря, что он не был ни пророком, ни сыном пророка, – разумею: по учению, конечно, или по духу, точно так же, как Елисей Илии, но был пастухом, проводил сельскую, простую и бесхитростную жизнь, имел пропитание вполне скудное и довольствовался полевыми плодами, которых никто не купит. Это были ягодичия (сикоморы). В свободное время заведующие стадами удаляются под тень дерев и, как бы смеясь над обвинениями в бездействии, рвут плоды и насколько возможно, удовлетворяют потребности желудка. Однако, говорит, меня при таких обстоятельствах Бог по воле Своей сделал пророком и повелел объяснить потомкам Израиля грядущее на них и близкое будущее, а ты, противополагая вышним внушениям свои собственные, приказываешь молчать. Поэтому сия глаголет Господь: жена твоя во граде соблудит, очевидно, подвергаясь городским поруганиям и по необходимости перенося неудержимую похотливость ее имеющих. Погибнут и дети, сделавшись добычею меча. Сверх того, земля твоя измерится ужами, то есть будет данницею и будет платить налоги владельцу. При этом и ты, говорит, думающий теперь, что живешь в святой земле – Вефиле и владеешь святынею царскою, уйдешь в плен, умрешь бедственным образом, еще не возвратившись. Но – как и почему останешься мертвым в чуждой и нечистой земле неприятельской? – И сам Израиль, избравший тебя пророком и настоятелем святыни, удалится в плен. Итак, тяжко противодействовать мановениям Божественным, поступать безрассудно и запрещать святым истолковывать волю Божию, – (святым), которым от Него сказано: и будет «касаяйся вас яко касайся в зеницу ока его» (Зах.2:8).

Заметь, что у святых единая и досточудная цель, разумею обязанность неослабно служить глаголам Божиим и ни во что вменять человеческое, хотя бы кто воздвиг на них брани и скорби. Так, блаженный Амос, совершенно презирая лукавство Амасии, все-таки не молчал, но юношески-бодро произносил обличение против него. А богоглаголивые ученики, когда однажды фарисеи и книжники приказали им молчать, дерзновенно говорили: «аще праведно есть пред Богом, вас послушати паче, нежели Бога, судите: не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати» (Деян.4:19–20).

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7:10-17. И посла́ Амасі́а жре́цъ Веѳи́льскiй ко Иеровоа́му царю́ Изра́илеву глаго́ля: развра́ты твори́тъ на тя́ Амо́съ средѣ́ до́му Изра́илева, не возмо́жетъ земля́ подъя́ти всѣ́хъ слове́съ его́,
поне́же сiя́ глаго́летъ Амо́съ: ору́жiемъ сконча́ется Иеровоа́мъ, Изра́иль же плѣне́нъ отведе́тся от земли́ своея́.
И рече́ Амасі́а ко Амо́сови: ви́дяй гряди́ и отиди́ ты́ на зе́млю Иу́дину, и та́мо живи́, и та́мо да прорица́еши:
а въ Веѳи́ли посе́мъ не приложи́ прорица́ти, я́ко освяще́нiе царя́ е́сть и до́мъ е́сть ца́рства.
И отвѣща́ Амо́съ и рече́ ко Амасі́и: не бѣ́хъ проро́къ а́зъ, ниже́ сы́нъ проро́чь, но па́стырь бѣ́хъ и я́годичiя обира́я:
и поя́ мя Госпо́дь от ове́цъ и рече́ ко мнѣ́: иди́ и прорцы́ на лю́ди Моя́ Изра́иля.
И ны́нѣ слы́ши сло́во Госпо́дне: ты́ глаго́леши: не прорица́й на Изра́иля и не возмуща́й наро́да на до́мъ Иа́ковль:
сего́ ра́ди сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: жена́ твоя́ во гра́дѣ соблу́дитъ, сы́нове же твои́ и дще́ри ору́жiемъ паду́тъ, и земля́ твоя́ у́жемъ измѣ́рится, и ты́ на земли́ нечи́стѣй сконча́ешися, и Изра́иль плѣне́нъ отведе́тся от земли́ своея́.

7:10-17. И посла́л Ама́сия, свяще́нник Вефи́льский, к Иеровоа́му, царю́ Изра́ильскому, сказа́ть: Амо́с произво́дит возмуще́ние про́тив тебя́ среди́ до́ма Изра́илева; земля́ не мо́жет терпе́ть всех слов его́.
И́бо так говори́т Амо́с: «от меча́ умрёт Иеровоа́м, а Изра́иль непреме́нно отведён бу́дет пле́нным из земли́ свое́й».
И сказа́л Ама́сия Амо́су: прови́дец! пойди́ и удали́сь в зе́млю Иу́дину; там ешь хлеб и там проро́чествуй,
а в Вефи́ле бо́льше не проро́чествуй, и́бо он святы́ня царя́ и дом ца́рский.
И отвеча́л Амо́с и сказа́л Ама́сии: я не проро́к и не сын проро́ка; я был пасту́х и собира́л сикомо́ры.
Но Госпо́дь взял меня́ от ове́ц, и сказа́л мне Госпо́дь: «иди́, проро́чествуй к наро́ду Моему́, Изра́илю».
Тепе́рь вы́слушай сло́во Госпо́дне. Ты говори́шь: «не проро́чествуй на Изра́иля и не произноси́ слов на дом Исаа́ков».
За э́то вот что говори́т Госпо́дь: жена́ твоя́ бу́дет обесче́щена в го́роде, сыновья́ и до́чери твои́ паду́т от меча́, земля́ твоя́ бу́дет разделена́ межево́ю ве́рвью, а ты умрёшь в земле́ нечи́стой, и Изра́иль непреме́нно вы́веден бу́дет из земли́ свое́й.


Когда сказано сие было Пророком, Вефильский жрец Aмасия, убоявшись, что народ, приведенный в страх Божиими угрозами и прибегнув к покаянию, оставит служение идолам, а он утратит чрез это возможность приобресть себе выгоду, доносит на Пророка царю, к истинным словам приложив ложь.
Как сказанное о народе и царстве было истинно; так сказанное о царе – очевидная ложь. Однако же сие, как нимало не побудило Иеровоама наругаться над Пророком; так не убедило и Амасию оставаться в покое.
Напротив того, советовал Он Пророку удалиться, жить в Иудее и там предсказывать будущее;
потому что Вефиль был уделом царства Израильского. Но Амос свободно и о роде жизни своей сказывает и открывает о благодати, данной ему свыше.
Ибо говорит вместо: «собира́л сикомо́ры» Акила перевел: «отыскивающий дикие смоковницы», а Феодотион: «очищающий шелковичник», и Симмах: «имеющий у себя дикие смоковницы». Это – род дерева в Палестине; о нем упомянул и блаженный Евангелист Лука, сказав, что блаженный Закхей «возлезе на ягодичину» (Лук. 19:4). Слышал же я от одного, описывавшего тамошние места, что плод сего дерева не созревает, если не сделано будет на нем какого-нибудь малого надреза. Сие-то, вероятно, разумели семьдесят, употребив здесь слово: κνίζων вместо καρακῶν (очищающий) или βυλλέγων (собирающий).
Посему Амос говорит: меня, занимавшегося земледелием и пасением овец, Господь взял от овец и повелел пророчествовать.
Поэтому выслушай, Амасия, пророчество и о тебе самом, так как воспрещаешь ты пророчествовать мне об Израиле, опасаясь, что положу сим конец твоему несправедливому обогащению.
Итак, знай: сам увидишь, как живущая теперь с тобою жена всенародно и явно поругана будет врагами; потому что и ты побуждал народ к непотребству идолослужения, увидишь, что новорожденные тобою будут умерщвлены, и сам ты скончаешь жизнь в чужой земли, и весь народ потерпит одинаковое с тобою наказание. И когда постигнет сие вас, земля ваша будет отдана и раздавлена другим.

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков. За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей

Возвещение наказания Амасии

Противление пророку было вместе с тем противлением Божию повелению. Поэтому Амос возвещает от имени Господа наказание Амасии. Это наказание поразит весь дом Амасии. Самому Амасии, что он умрет в земле нечистой т. е. в земле языческой. Исполнение этого пророчества могло последовать уже в 734 г. когда Феглаф Фелассар отвел в плен в Ассирию часть жителей Северного Царства.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ам.7:12-17

Но напрасны были старания жреца обвинить пророка пред царем. Из пророческого повествования не видно, чтобы Иеровоам II обращал внимание на обвинительное донесение Амасии. По всей вероятности он не признавал пророческой деятельности Амоса настолько вредною и опасною для себя и своего царства, насколь­ко таковою представлял ее Амасия. Не достигши чрез царя того, чего домогался, т. е. изгнания пророка из Вефиля, верховный жрец вефильский стал сам пытаться удалить тягостного и опасного для себя и своего дела (служения тельцу) проповедника истинного Бога и грозного обличителя идолопоклоннического символико-образного служения Иегове. «И сказал», повествует далее пророк, «Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину», от угрожающего тебе наказания спасайся бегством в свое оте­чественное царство, царство иудейское, «там ешь хлеб, и там пророчествуй», и там, как в своем отечестве, можешь беспрепятственно удовлетворять своему призванию пророчествовать и пророчеством, как ремеслом, добывать себе прокормление,– «а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский», свя­тыня, которую основал царь, поставив нам золотого тельца (3Цар.12:28), – «дом царский» - это царский город, как главное, средоточное место царем обоснованного культа для всего десятиколенного Израиля, и пророчествовать в таком месте, вполне принадлежащем царю, пророчествовать пред царя же ни­кто не должен дерзать. На такого рода предложение вефильского жреца пророк отвечал, что если он пророчествует в Вефиле, то пророчествует вовсе не по своему личному призванию, вовсе не по своей профессии, ни тем более по ремеслу, как представ­ляет это Амазия. «И отвечал Амос», читаем в книге этого пророка, «и сказал Амазии: я не пророк (по своему личному призванию, по своей профессии), и не сын пророка», не воспитанник школ пророческих, образовавший себя там для прохождения пророческого служения, «но (по своему призванию) я был пастух, и собирал (для пропитания себя)  сикоморы»,– и как пастух я получал себе пропитание не от пророчествования, как ремесла какого-нибудь, а от сикомор, соби­рая плоды этого низшего рода смоковниц, который в изобилии рос на равнинах Иудеи и доставлял своими плодами пищу беднякам. «Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». Таким образом пророк пророчествует в Вефиле по особенному призванию и посоль­ству Иеговы, и потому, кто препятствует ему пророчествовать, кто восстает против такой его деятельности, тот восстает против самого Иеговы и за это восстание должен подвергнуться наказанию со стороны Иеговы. «Теперь выслушай слово Господне», грозно об­ращается пророк к жрецу вефильскому: «Ты говоришь: «не пророчествуй на Израиля и не произноси слов», не изливай в изобилии, как дождь, пророчеств своих (ср. Мих.2:6; Иез.21:2; Втор.32:2) «на дом Исааков (на дом Израилев, см. Ам.9). За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе»,  т.е. будет обесчещена врагами, имевшими завладеть городом, «сыновья и дочери твои падут от меча (неприятельского), земля твоя будет разделена межевою вервью» именно между новыми обладателями ее, «а ты умрешь в земле нечистой», в земле языческой, куда бу­дешь отведен пленником вместе со всем народом Израилевым, «и Израиль непременно выведен будет из земли своей»,  пе­реселен будет потому, что вполне уже созрел для суда Божия наказания, каковая созрелость и раскрывается в следующем чет­вертом видении.

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible