Скрыть
Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

За три нечестия идумейска, и за четыри не отвращу от них, понеже (Едом) прогна брата своего мечем, утратил сострадательность, и навсегда сохранил гнев свой, навсегда сохранил ненависть свою. Из сего видишь, что языческие народы всех пленных Израильтян предали Идумеям, или чтобы плен их сделать более мучительным, или потому, что Идумеи давали за них дорогую цену, не с намерением освободить своих братьев, но чтобы сыновей дяди своего подвергнуть тягчайшему рабству. А что такое было намерение Идумеев, сие показывает Пророк, когда говорит, что Идумеи преследовали брата своего мечом и ненавистью.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-15 Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора. Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури. И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь

Слово Божие обличает сынов Аммоновых, происшедших из потомства Лота и живших в той части Аравии, где теперь Филадельфия, за то, что при иудейском царе Сауле Паас Аммонитянин, царь их, опустошил Иавис Галаадский и рассек беременных в нем, чтобы расширить пределы свои и всю Галаадитиду подчинить своей власти (1 Цар. гл. 11). Поэтому Он угрожает предать огню стены Раввы, бывшей главным городом аммонитян, чтобы были пожраны здания ее при шуме и крике победоносного войска, в день потрясения и вихря, когда победитель, Навуходоносор, уведет пленников ее, когда идола их, который называется Мелхом (Меlchom), то есть царь их, унесут в Ассирию, и когда вместе с ним отведут князей ее, то есть жрецов. В еврейском нет слова жрецы, но только князья. Таким образом LХХ прибавили слово жрецы, чтобы желающий знать, кто эти князья, знал, что это были жрецы. Но между жестокостью Дамаска и сынов Аммоновых то различие, что первый растерзывал Галаад железными телегами или беременных Галаада железными пилами, а последние рассекали беременных в Галааде для расширения пределов своих. Под дамаскинцами, пьющими кровь, разумеются еретики, которые не только отторгли народ Божий от церкви, но также сокрушали и раздробляли его железными зубами, о которых написано: снедающии люди Моя в снедь хлеба (Пс. 52:5). Под сынами Аммона, который означает народ печали или народ мой, мы понимаем раскольников, которые отделяют обольщенных ими людей от церкви Божией и которыми отторгаются и разделяются неопытные души, недавно принявшие слово Христово. Однако они не делают это с тою жестокостию, с какою еретики убивают всех обольщенных, но, оставаясь в том же правиле веры, они желают расширить пределы свои и приобрести славу в потомстве. Таким образом, Господь угрожает, что Он предаст пламени стены Раввы, то есть множества, в день крика и брани, потрясения и вихря, царя их, виновника разделения, отправит в плен и князей подчинит игу церкви.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сия глаголет Господь: за три нечестия Идумейска и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем и растлиша матерь на земли, и восхити во свидение грозу свою, и устремление свое снабде на победу

Сия глаголет Господь: за три нечестия Идумейска и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем. Речь обращается к самой Идумее, очевидно, к потомкам Исава. Весьма хорошо говорит, что и они подвергнутся последствиям гнева (божественного); ибо враждовали против брата – Израиля, и на ближних и единокровных своих не убоялись нагло и жестоко поднимать меч, не думая о законе естества, не помышляя о человеколюбии; но в ненависти к братьям навыкнув превосходить посторонних и самых враждебных людей, и быть может даже поставляя себе это в большое достоинство.

Посему и от нас пусть услышит: «что хвалишися во злобе, сильне?» (Пс.51:3). И о них весьма уместно можно сказать: их «слава в студе их» (Фил.3:19); ибо считающие самым лучшим то, от чего следовало удаляться как можно больше, опять услышат: «горе глаголющим лукавое доброе» и проч. (Ис.5:20).

И растли ложесна на земли. Благополезно перечисляет преступления Идумеев и относит их к самому Исаву, объявляя их людьми низкого происхождения и происшедшими от нечестивого отца для того может быть, чтоб мы имели в виду косвенно указанное устами Исаии: «из семени бо змиина изыдут исчадия аспидов» (Ис.14:29). Итак, повествует, что и праотец их Исав благами, доставшимися ему от утробы матерней и от самого рождения пренебрег и поверг на землю достоинство первородства, ради чувственного удовольствия ни во что поставив упомянутое достоинство; ибо он желал кушанья из чечевицы и, получив его, отдавал (за него) дар природы. «Сего ради», говорит, «прозвася имя ему Едом» (Быт. 25:30). Отсюда, думаю, и происшедшие потом от него названы Идумеями. Итак, выражение: достоинство, полученное от рождения и утробы матерней, растли, сказано, на земли вместо: «променял на земной предмет».

В подобных преступлениях повинны бывают и те, которые наслаждение земными предметами ставят выше наслаждения духовными, предпочитают временное вечному, непрочное прочному и пренебрегают славою, яже от Бога, безрассудно предпочитая ей славу у людей, которая подобно тени исчезает у имеющих ее. Посему и божественный Павел весьма благопотребно говорит: «да не кто блудодей, или сквернитель, якоже Исав, иже за ядь едину отдал есть первородство свое» (Евр.12:16).

И восхити во свидение грозу свою. Воспоминает еще о другом поступке, упрекая Идумеянина в том, что он всегда был зол и лукав и чрезвычайно враждебно и ненавистно относился к единокровным. Так в книге Числ написано: «и посла Моисей послы от Кадиса к царю Едомскому, глаголя: тако глаголет брат твой Израиль: ты веси вес труд обретший нас. И снидоша отцы наши во Египет, и жихом во Египте дни многи, и озлобиша нас Египтяне отцев наших: и возопихом ко Господу, и изведе ны из Египта: и ныне да прейдем сквозе землю твою: не пройдем сквозе села, ни сквозе винограды, ни пием воды в потоцех твоих. И рече к нам Едом: не пройдеши сквозе мене: – аще же ни, ратию изыду противу тебе. И изыде противу им Едом с народом тяжким. И уклонися Израиль от него» (Числ.20:14–21). Заметь опять и в этих словах, сколь ужасен и невыразим порок бесчеловечия (Едома). Ведь Израиль не бесплатно просил воды у Едома, а тот взялся за оружие и выступил против него и злобно воспрепятствовал ему даже только и пройти (сквозь свою землю) и оказался до такой степени суровым, что если бы Израиль не уклонился от него, то он не пощадил бы своих единокровных. Итак, восхити во свидение грозу свою: опасаясь возбудить войну, одни умоляли и уклонялись в сторону, чтоб не показалось, что они пренебрегают любовию к братьям: другой же такую уступчивость и боязливость, которую обозначает названием грозы, обращает в повод к обнаружению своей жестокости к ним: ибо он прямо высказал угрозу, что если Израильтяне не захотят удалиться от пределов его владений, он выступит против них с оружием. Итак, Едом оказался чуждым взаимной любви и крайне виновным в братоненавидении и потому справедливо ненавистным Богу, ибо «Бог есть любы», по слову Иоанна, «и пребываяй в любви в Бозе пребывает» (1Ин.4:8,16). Итак, кто хочет проводить жизнь без любви, тот не уверовал в Бога, но будет находиться вне общения с Богом.

И устремление свое снабде на победу. Вот третий грех потомков Исава, ибо устремление свое, очевидно ко вражде и нечестию, они навсегда снабдели (сохранили) в себе на победу. Они никогда не прекращали своих нечестивых замыслов, хотя сам Исав уже оставил свое прежнее нечестие и не желал уже смерти Иакова, напротив переменил (свою ненависть к нему) в кротость и взаимную любовь, ибо когда Иаков возвращался из дома Лаванова, тогда он обнимал его со слезами, а слезы обыкновенно текут из глаз при весьма большой радости. Но потомки его оказались очень жестокими и в суровости нрава и самой злобе превзошли своего предка. Однакож не подлежит сомнению то, что непременно пути памятозлобных людей приводят к смерти.

Толкование на пророка Амоса

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1:1-15. Словеса́ Амо́сова, я́же бы́ша въ Карiаѳiари́мѣ от Ѳеку́и, я́же ви́дѣ о Иерусали́мѣ во дни́ Озі́и царя́ Иу́дина и во дни́ Иеровоа́ма сы́на Иоа́сова царя́ Изра́илева, пре́жде двою́ лѣ́тъ тру́са.
И рече́: Госпо́дь от Сiо́на возглаго́ла и от Иерусали́ма даде́ гла́съ сво́й: и сѣ́товаша па́жити па́стырей, и и́зсше ве́рхъ Карми́ль.
И рече́ Госпо́дь: за три́ нече́стiя Дама́ска и за четы́ри не отвращу́ся его́, поне́же растро́ша пила́ми желѣ́зными иму́щыя во утро́бѣ су́щихъ въ Галаа́дѣ:
и послю́ о́гнь въ до́мъ Азаи́ль, и поя́стъ основа́нiе сы́на Аде́рова:
и сокрушу́ вереи́ Дама́сковы, и потреблю́ живу́щыя съ по́ля о́нова, и посѣку́ пле́мя от муже́й Харра́нихъ, и плѣня́тся лю́дiе Си́рстiи наро́читiи, глаго́летъ Госпо́дь.
Сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: за три́ нече́стiя Га́зы и за четы́ри не отвращу́ся и́хъ, за е́же плѣни́ти и́мъ плѣне́нiе Соломо́не, е́же заключи́ти во Идуме́ю:
и послю́ о́гнь на забра́ла Га́зы, и поя́стъ основа́нiе ея́:
и потреблю́ живу́щыя изъ Азо́та, и изве́ржется пле́мя изъ Аскало́на, и наведу́ ру́ку мою́ на Аккаро́на, и поги́бнутъ оста́точнiи иноплеме́нниковъ, глаго́летъ Госпо́дь.
Сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: за три́ нече́стiя Ти́рова и за четы́ри не отвращу́ся его́, поне́же заключи́ша плѣ́нники Соломо́ни во Идуме́ю и не помяну́ша завѣ́та бра́тня:
и послю́ о́гнь на забра́ла Ти́рова, и поя́стъ основа́нiя его́. Сiя́ глаго́летъ Госпо́дь:
за три́ нече́стiя Идуме́йска и за четы́ри не отвращу́ся и́хъ, поне́же прогна́ша бра́та своего́ мече́мъ и растли́ша ма́терь на земли́, и восхи́ти во свидѣ́нiе гро́зу свою́, и устремле́нiе свое́ снабдѣ́ на побѣ́ду:
и послю́ о́гнь въ Ѳема́нъ, и поя́стъ основа́нiя огра́дъ его́.
Сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: за три́ нече́стiя сыно́въ Аммо́нихъ и за четы́ри не отвращу́ся и́хъ, поне́же распоря́ху иму́щыя во утро́бѣ Галаади́товъ, я́ко да разширя́тъ предѣ́лы своя́:
и разжегу́ о́гнь на забра́ла равва́ѳы, и поя́стъ основа́нiя ея́ съ во́племъ въ де́нь ра́ти, и потрясе́тся въ де́нь сконча́нiя своего́:
и по́йдутъ ца́рiе ея́ въ плѣ́нъ, жерцы́ и́хъ и кня́зи и́хъ вку́пѣ, глаго́летъ Госпо́дь.

1:1-15. Слова́ Амо́са, одного́ из пастухо́в Феко́йских, кото́рые он слы́шал в виде́нии об Изра́иле во дни О́зии, царя́ Иуде́йского, и во дни Иеровоа́ма, сы́на Иоа́сова, царя́ Изра́ильского, за два го́да пе́ред землетрясе́нием.
И сказа́л он: Госпо́дь возгреми́т с Сио́на и даст глас Свой из Иерусали́ма, и воспла́чут хи́жины пастухо́в, и иссо́хнет верши́на Карми́ла.
Так говори́т Госпо́дь: за три преступле́ния Дама́ска и за четы́ре не пощажу́ его́, потому́ что они́ молоти́ли Галаа́д желе́зными молоти́лами.
И пошлю́ ого́нь на дом Азаи́ла, и пожрёт он черто́ги Венада́да.
И сокрушу́ затво́ры Дама́ска, и истреблю́ жи́телей доли́ны Аве́н и держа́щего ски́петр — из до́ма Еде́нова, и пойдёт наро́д Араме́йский в плен в Кир, говори́т Госпо́дь.
Так говори́т Госпо́дь: за три преступле́ния Га́зы и за четы́ре не пощажу́ её, потому́ что они́ вы́вели всех в плен, что́бы преда́ть их Едо́му.
И пошлю́ ого́нь в сте́ны Га́зы, и пожрёт черто́ги её.
И истреблю́ жи́телей Азо́та и держа́щего ски́петр в Аскало́не, и обращу́ ру́ку Мою́ на Екро́н, и поги́бнет оста́ток Филисти́млян, говори́т Госпо́дь Бог.
Так говори́т Госпо́дь: за три преступле́ния Ти́ра и за четы́ре не пощажу́ его́, потому́ что они́ переда́ли всех пле́нных Едо́му и не вспо́мнили бра́тского сою́за.
Пошлю́ ого́нь в сте́ны Ти́ра, и пожрёт черто́ги его́.
Так говори́т Госпо́дь: за три преступле́ния Едо́ма и за четы́ре не пощажу́ его́, потому́ что он пресле́довал бра́та своего́ мечо́м, подави́л чу́вства родства́, свире́пствовал постоя́нно во гне́ве своём и всегда́ сохраня́л я́рость свою́.
И пошлю́ ого́нь на Фема́н, и пожрёт черто́ги Восо́ра.
Так говори́т Госпо́дь: за три преступле́ния сыно́в Аммо́новых и за четы́ре не пощажу́ их, потому́ что они́ рассека́ли бере́менных в Галаа́де, что́бы расши́рить преде́лы свои́.
И запалю́ ого́нь в сте́нах Ра́ввы, и пожрёт черто́ги её, среди́ кри́ка в день бра́ни, с ви́хрем в день бу́ри.
И пойдёт царь их в плен, он и князья́ его́ вме́сте с ним, говори́т Госпо́дь.


Пророк известил нас, что, происходя из Фекуи, Божественного откровения сподобился в Kapиaфиаpиме, и что повелено ему было произнести слова сии о Иерусалиме. Извещает же и о времени пророчества; ибо для сего сделано им упоминание о царях: об Озии, царе Иудином, и об Иеровоаме, царе Израильском. Но явно и то, что изрекает предречения не об одном Иерусалиме, но и о десяти коленах: посему-то и упомянул об Иеровоаме, который в то время царствовал над десятью коленами. А поскольку каждый из них царствовал долгое время; Озия правил царством пятьдесят два года, а Иеровоам сорок один год; то Пророк не без причины означил год труса и сказал, что был оный чрез два года после пророчества, чтобы ясно мы знали, когда изрек он народу сии Божественные словеса. Иные, не обратив тщательного внимания на время, предполагали, что землетрясение сие было, когда великий Исаия, по кончине Озии, «видя Господа седяща на Престоле высоце и превознесенне, и взяся наддверие от гласа Серафимов» (Ис.6:1,4). Но я, вошедши в исследование касательно времени, нашел сие ложным. Ибо, если землетрясение было по кончине Озии, блаженный же Амос положил начало своему пророчеству за два года до оного; то это должен быть пятидесятый год царствования Озии; потому что царствовал он пятьдесят два года. Но в этот год не было уже в живых Иеровоама; потому что Oзия возведен на царство (4Цар.15:1,2, 2Пар.26:1,2) в двадцать седьмой год царствования Иеровоама. Поэтому самое время делает явным, что предречения Божественного Амоса изречены в начале царствования Озии; потому что дарование пророчества приял он, по сказанному им, еще при жизни и в царствование Иеровоама. Таким образом, показав время пророчества, Пророк извещает о том, какое положено им начало пророчеству.
Поскольку Пророк будет предвозвещать скорби соседственным народам; то необходимо извещает, откуда произносятся на них определение. От Иерусалима и от горы Сиона, говорит он, Бог всяческих возглаголал и изрек определение о наказаниях. Восплачут пастыри; потому что не найдут корма для пасомых ими стад, и весь Кармил до самой вершины лишится обилия плодов. Сие и на самом деле исполнилось от бездождия, саранчи, гусениц и других казней, каким подверг их праведный Судия. Впрочем, Пророк означает сим и другое, и вершиною Кармил называет Израиля; потому что и Кармил составляет часть земли обетованной. Сказано: «введох вас в Кармил, да снесте плоды его, и благая того» (Иер.2:7). А пастырями именует Пророк царей сопредельных народов; и пажитями – их подданных, не потому только, что как бы некую пажить доставляли от себя царям налоги и дани, но и потому что жили под их правлением. Посему Пророк сказует, что Бог от горы Cиона от града Иерусалима, и другие сопредельные народы по Своему Божественному определенно ввергает в бедствия всякого рода. А потом подробно описывает преступления сих народов и показывает наложенные на них наказания.
Бог, отвращаясь, не взирает, по-видимому, на преступления человеческие; почему и блаженный Давид молится, говоря: «отврати лице Твое от грех моих» (Пс.50,11.); но когда наказывает Бог, тогда Сам говорит: «и утвержду лице Мое на вас, и воззрю на неправды ваши» (Иез.15:7). Посему «не отвращуся» значит: не буду более долготерпеливым, и не отвращу лица Моего от грехов ваших, но воззрю и на то, на что прежде по долготерпению не обращал, по-видимому, взора. Словами же: «за три» и «за четыре» Пророк означает множество. Посему говорит Бог: хотя Дамаск во многом и многократно прегрешал, но Я долгое время сносил это; ныне же не буду более долготерпеливым, и не отвращусь от того, чтобы видеть несказанные их беззакония, особливо же те, на которые отважились они, с жителями Галаада поступив жестоко и зверски, так что пилили и имеющих во чреве женщин. Сие яснее выразил Симмах, сказав: за то, что колесами железными стерли Галаад. Тот же смысл дали словам сим Акила и Феодотион. Посему дознаем, что сказанных выше женщин, повергнув на какое-то гумно, пилообразными колесами, подобно колосьям, без жалости раздробляли на части. Галаад же, против которого отважились на сие жители Дамаска, был город израильским. Так, указав на беззаконие, Пророк присовокупляет слово о наказании.
Азаил был царь Дамаска. Адера иные признавали отцом Азаиловым, делили одно имя на части, и отдельно понимая слова: сын и Адер. Но это одно имя; потому что Адер на еврейском и сирском языке называется Варададом, и он не отец, а сын Азаилов, как показывает четвертая книга царств (4Цар.13:24,25). При нем-то и потерпел гибель Дамаск. Почему и пророчество говорит: «и пояст основание сына Адерова», то есть с корнем исторгну царство Дамасское.
Положу конец прежней несокрушимости Дамаска. Сделаю, что не только взята будет столица, но и все окрестные жители, переселившиеся из Харрана, и там обитающие и живущее близ идола Oн, будут пленниками, и совершенно разрушу знаменитое древле царство Сирское. Ибо «нарочитым» Пророк назвал знаменитое. И о жителях Газы говорит Бог: три и четыре раза оказав им долготерпение, не потерплю более их беззаконий. Всего же более возбуждают они негодование Мое поступками своими с народом Моим.
Иные разумели сие так: в давнее время Соломон взял в плен Идумеев, и заключил в Иидеи, а жители Газы, воюя с Иудеями, дали сим Идумеям свободу, и возвратили их в отечество. Но мне кажется сие далеким от истины; потому что от Соломона до настоящего пророчества было десять царей, и протекло между тем много времени. Напротив того думаю, что рассматриваемое место имеет такой смысл: Филистимляне, по близости к колену Иудину и часто ведя с ними войну, если брали кого в плен, продавали не другим народам, но Идумеям – племени наиболее для Иудеев враждебному и воинственному. Посему Пророк пребывание в плену захватываемых Иудеев наименовал «пленением Соломоним», именем славного и знаменитого царя показывая славу и знаменитость народа. Поэтому Бог, негодуя на сию жестокость, угрожает, предать огню Газу, а с нею и другие филистимские города. В том же обвиняет и Тир, и усиливая обвинение, присовокупил:
Поскольку Соломон и Хирам, царь тирский, оказывали друг к другу братнее расположение, и один на построение Божественного Храма доставлял кедровые дерева, а другой платил за сие пшеницею, но Тиряне забыли сию приязнь, и в том же погрешили против Израиля, в чем и жители Газы; то Бог справедливо и на них произнес Свой приговор. Об Идумеях же сказав: три и четыре раза, даже многократно оказав им Свое долготерпение, не потерплю их более, особливо увидев неистовство против брата (Едом не захотел привести себе на мысль и естественных уз и того, что вместе в одной заключались они утробе, но продолжает выказывать братоубийственный свой нрав), Бог угрожает, что и их предаст огню, как Сириян, Филистимлян и Тирян. Огнем же называет ассирийское воинство, подобно огню все истребляющее. Да вероятно и действительно употребляли они в дело огонь; выжигали селения, в пепел обращали города, и все уничтожали.
Сказанное же: «растлиша матерь» означает неистовство их против самого естества, потому что, будучи братом и братом единоутробным, вместе в одной заключавшийся утробе, как близнец, не перестаёт с неистовством восставать на брата как бы нанося поругание той утробе, в которой оба они заключались. A сие: «восхити во свидение грозу свою» значит: отважился на дело ужасное, оставляя о себе такое свидетельство. Тоже сказав и об Аммонитянах, а именно, что оказывал им великое долготерпение, хотя во многом и многократно они погрешали, упоминает Бог о беззаконном их поступке с Израилем, и говорит: «за три преступле́ния сыно́в Аммо́новых и за четы́ре не пощажу́ их, потому́ что они́ рассека́ли бере́менных в Галаа́де, что́бы расши́рить преде́лы свои́». Ибо, живя по соседству с Галаадитами и поступая с ними жестоко и бесчеловечно, не только умерщвляли мужей, но истребляли и не родившихся еще, убивая носящих во чреве, чтобы, по уменьшении числа Израильтян, воспользоваться им плодами земли, возделываемой Израильтянами. За сие-то: «и запалю́ ого́нь в сте́нах Ра́ввы, и пожрёт черто́ги её, среди́ кри́ка в день бра́ни, с ви́хрем в день бу́ри». Здесь ясно дал видеть, что в угрозах другим назвал огнем; ибо присовокупил: «в день рати».
Угрожает же тем, что вместе с жителями Раввафы и чтимый ими идол будет пленен; потому что Мелхом, ложный Бог Аммонитян, не в силах был не только жрецов и князей, но и себя самого избавить от плена. Раввафою же называется главный город Аммонитян, и ныне в Apaвии на еллинском языке именуется он: Филадельфия, а на сирском: Амман.    

Толкование на пророка Амоса

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора

Суд Божий над Едомом

Едомитяне, родственные евреям по происхождению от брата Иакова - Исава, были всегда непримиримыми врагами иудеев и при всякой возможности обнажали против них меч (Иез 25:12, Иез 35:5; Авд 1:7-12). За эту вековую вражду к иудеям и угрожает пророк Едомитянам. Какие именно исторические факты разумеет он, трудно сказать. Но несомненно не только после плена Вавилонского, а в древнейшее время много было поводов для проявления вражды Едома к Иуде (ср. 4Цар VIII:20 и д. XIV:7 и д. ). Вторая половина ст. 11 в слав. передается: «и растлиша матерь на земли, и восхити во свидение грозу свою, и устремление свое снабде на победу». Евр. schicheth rachamim, «поразил внутренности», или в переносном смысле «подавил жалость» LXX поняли буквально и перевели elumhnato mhtran (Юнгеров), «растлил чрево», что позже было исправлено в elumhnato mhtera (слав. «растлиша матерь») и пояснено добавлением слов epi ghV, на земли. - Свирепствовал постоянно во гневе, своем, с евр. «терзал постоянно гнев его»; евр. taraph LXX приняли в значении «похищать», laed - «постоянно» пунктировано как leed - и передано eiV marturion; аро - гнев его, передано frikhn autou, «грозу его». Отсюда в слав. «и восхити во свидение грозу свою». - И всегда сохранял ярость свою: у LXX kai to 'ormhma autou efulaxen eiV nikoV, слав. «и устремление свое (евр. ebratho = ярость его) снабде (евр. schemarah) на победу (nezach от арам, nazach побеждать). Церковные учители Кирилл Ал. и блаж. Феодорит слова греч. текста толкуют в том смысле, что Едомляне, потомки Исава, враждуя с потомками Иакова, этим терзали общую мать Исава и Иакова - Ревекку.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 11-15 Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора. Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури. И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь. 

От народов, чуждых Израилю, пророк переходит теперь к народам, по своему происхождению родственным ему, и прежде всего к Едому. Порицая Едома и угрожая ему, пророк выставляет на вид не отдельное какое либо злодеяние Едома, как это он делал доселе при порицании других народов, а вообще пос­тоянную, непримиримую на смерть ненависть, которую при всяком удобном случае проявлял Едом в отношении к Израилю.«Так говорит Господь», грозно предвозвещает пророк:«за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства», подавил всякое чувство сострадательной любви, «свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою», никогда не оставляет ее, напротив бережет ее как сокровище и при всяком удобном случае пускает ее в действие, «пошлю огонь», говорит Господь, "на Феман, и и пожрет чертоги Восора" (Иер. 49, 7. 20). Под Феманом разумеется преж­де всего страна Феманская, составлявшая северную область земли Идумейской, а потом и главный город этой страны. О Фемане упоминает пророк Иеремия при изображении им гибели Едома, упоминает как о городе, известном своею мудростью. Место горо­да Фемана путешественник Буркхардт указывает в теперешнем Маане, а Евсевий и Иероним в существовавшей в их время еще деревне Феман, находившейся в 5000 шагах от Петры (см. христ. чт. 1872 год. авг. стр. 594). Что же касается до Восора, то это должно быть тоже замечательный город в земле Идумейской и, вероятно, главный город ее (ср. Ис. 34, 6 Ис.63:1), лежавший к югу от Мертвого моря. На развалинах этого города существует ныне селение el Bueireh, расположенное в Жебале. За Едомом следует другой родственный народ Израиля - Аммон.«Так говорит Господь», грозит ему пророк: "за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури. И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь". Таким образом главным злодеянием Аммона выставляется рассечение беременных женщин в Галааде. Когда такого рода бесчеловечную жестокость аммонитяне проявили относительно жителей Галаада, т. е. израильтян, живших там в восточно-иорданских странах, об этом в исторических книгах священного писания Ветхого 3авета не упоминается. По всей вероятности, во время войн с Израилем Азаила, царя сирийского, аммонитяне, пользуясь удобным случаем, как это они делали и раньше во времена еще судей (см. Суд. 11), старались расширить свои владения чрез присоединения к себе земель от реки Арнона до реки Явока (а Явок протекает в Галааде), земель, прежде принадлежавших Сигону, царю амморейскому, но при переходе евреев из Египта в зем­лю обетованную отъятых у него и заселенных израильтянами (см. Суд.11:13-22 Втор.2:24-32,34-36; Числ. 21, 23. 24). Оказы­вая притязательность на эти земли, как бы земли некогда им са­мим принадлежавшие и у них отнятые (ср. Суд. 11, 13), и ста­раясь овладеть ими, в чем и успели по пленении восточно-иорданских колен чрез ассириян (см. Иер. 49, 1. 2). При этом аммонитяне, по слову пророка, бесчеловечно жестоко поступали с израильтянами, жителями тех земель, – они рассекали утробы бере­менных женщин и за это должны подвергнуться гневному суду Божию. Столица царства Аммонова Рабба будет предана огню, царь Аммона и все князья его отведены будут в плен. Таким образом царство Аммона погибнет, и эта погибель случится "среди крика в день брани", случится тогда, когда непри­ятель при военных кликах приступом будет брать города и столицу царства Аммонова – Раббу. Погибель эта случится еще "с вихрем в день бури", погибель эта от неприятелей случится так быстро, как быстро бурный ветер, вихрем врываясь в ту или другую страну, на пути своем все крушит и губит в этой стране

Пророк Амос

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible