Скрыть
Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-11 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога

Смотри, как и в числе семи один был главный и имел первенство. Хотя рукоположение было общее, но он, од­нако, получил большую благодать. Он не творил знамений прежде, но когда уже сделался известным, чтобы явно было, что для этого не довольно одной благодати, но нужно еще руко­положение, которое умножало (дары) Духа. Они и прежде были исполнены Духа, но то от купели (крещения). «Некоторые из так называемой синагоги» (ст. 9). Восстанием (писатель) опять называет раздражение и гнев их. Посмотри, и здесь великое множество (восставших); но уже другой вид обвинения. Так как Гама­лиил воспрепятствовал им судить апостолов за то (дело), то они взносят обвинение другого рода. «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (ст. 9-11). Для составления обвинения, утверждают, будто он говорит против Бога и Моисея. Для того и состязались с ним, чтобы вынудить его сказать что-нибудь подобное. Но он, хотя потом объяснялся очень прямо, но говорил только о прекращении закона, или даже не говорил ясно, а только на­мекал на это, потому что, если бы он сказал об этом ясно, то не было бы нужды ни в клеветниках, ни в лжесвидете­лях. Синагоги были разные: либертинцев и киринейцев. Ки­ринейцы – это те, которые имели синагоги по ту сторону Але­ксандрии, между тамошними народами; но, может быть, они жили и здесь (в Иерусалиме), чтобы не быть в необходимости часто приходить (сюда). А либертинцами называются римские вольноотпущенники. Так как здесь жило много иностранцев, то и они имели синагоги, в которых читали закон и совершали молитвы. Заметь, прошу, Стефан начинает учить, бу­дучи вынужден к тому; а они со своей стороны возбуждаются ненавистью против него не только за знамения, но и потому, что он превосходил их в слове, и, как на (человека) не­стерпимого для них, представляют лжесвидетелей. Они не хо­тели лишать (апостолов) жизни просто, но по судебному приговору, чтобы и славе их повредить, и тех, которые отступят от них, привлечь на свою сторону: они надеялись таким об­разом устрашить их. И не сказали: говорит; но: «не перестает говорить», чтоб усилить обвинение.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-15 Стефан же исполнь веры и силы творяше знамения и чудеса велия в людех. Восташа же нецыи от сонма глаголемаго ливертинска, и киринейска и александрска, и иже от Киликии и Асии, стязающеся со Стефаном: И не можаху противу стати премудрости и Духу, имже глаголаше. Тогда подъустиша мужи глаголющыя, яко слышахом его глаголюща глаголы хульныя на Моисеа и на Бога. Сподвигоша же люди и старцы и книжники, и нападше восхитиша его, и приведоша на сонмище. Поставиша же свидетели ложны глаголющыя, яко человек сей не престает глаголы хульныя глаголя на место святое сие и закон. Слышахом бо его глаголюща, яко Иисус Назорей сей разорит место сие, и изменит обычаи, якоже предаде нам Моисей. И воззревше нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его яко лице ангела

Смотри, как из семи один был предпочтен прочим; потому что хотя хиротония и была общею, однако же этот стяжал большую благодать. Обрати взор и на то, что до этого времени он не творил чудес, но стал творить чудеса, когда сделался известным как избранный и рукоположенный, чтобы показать, что одной благодати недостаточно, но необходима и хиротония. Итак чрез рукоположение сообщилось приращение Духа; потому что еще до хиротонии, при избрании, об нем было засвидетельствовано, как исполненном Духа; но дары Духа различны. Восташа же нецыи от сонма. Восстанием называет их раздражение и гнев. А сонмища были разные. Стязающеся со Стефаном. Состязались для того, чтобы вынудить его сказать что-нибудь. А он, быть может, беседовал очень откровенно и говорил о прекращении закона; или, вернее, не говорил, а намекал; потому что если бы он говорил ясно, то эти нецыи не имели бы нужды в лжесвидетелях. Но замечай: он не предоставляет себе права учить, но вынуждается к этому состязающимися с ним. Тогда подъустиша мужи глаголющыя. Состязатели свидетельствуют не сами, - потому что их тотчас изобличили бы, что они клевещут на Стефана по зависти, - но подкупают других, чтобы не сочли это дело неправым, - потому что они не Бога боялись, оскверняя себя убийством, но взор свой обращали на мнение людей. Поставиша же свидетели ложны глаголющыя. Всюду лжесвидетельство. Не хотели убить просто, но по приговору, рассчитывая на то, что этим они подорвут доброе мнение о тех, кого убивали. Не сказали о Стефане: глаголет, но: не престает глаголя. Слышахом бо его глаголюща, яко Иисус Назорей (Назорей говорится в поношение) разорит место сие. Это говорили и о Христе: разоряяй церковь сию (Мф. 27:40)… Велика была между ними боязнь за церковь; но обвинение было двойное, - обвинение в том, что Он намерен изменить обычаи, и в том, что намерен ввести иные обычаи. Воззревше же нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его яко лице ангела. Бог соделал его Стефана приятным; так как он имел еще сказать несколько, то чтобы тотчас поразить их его взором, Бог осиял его лицо; потому что и к лицам людей, исполненных духовной благодати, любящие их относятся с вожделением, а враги с почтением.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. 9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

8–10. Иудеи во время апостолов рассеяны были во всех странах известного тогда мира. Родившись и воспитавшись вдали от Палестины среди чужеземцев, они часто не знали языка своего народа, а говорили на языке страны, где они родились и имели постоянное жительство. Между тем все они продолжали считать Иерусалим своим общим священным городом, откуда они должны ожидать спасение Израилю. Поэтому как торговые дела, так особенно религиозные потребности всегда привлекали в Иерусалим великое множество рассеянных среди язычников иудеев. Следствием этого было то, что в Иерусалиме было тогда великое множество синагог, или мест молитвенных собраний иудеев: каждый город или область, в которых было более или менее значительное число жителей из иудеев, имели в Иерусалиме свою синагогу.

К одной из упоминаемых здесь синагог, вероятно, принадлежал до обращения своего ко Христу и один из семи диаконов – Стефан. Поэтому также, вероятно, он имел много знакомых между иноземными иудеями. Когда Стефан, ходя по городу для отправления своей обязанности служения бедным христианам, в то же время в народе совершал великие чудеса и знамения, то он обратил на себя всеобщее внимание, и особенно своих знакомых, принадлежавших к иноземным синагогам. Последние не могли простить уже самого отступничества прежде единомысленного с ними собрата. Но их возбуждение против него еще более усилилось чрез то, что они, вступая со Стефаном при всяком удобном случае в публичные состязания о предметах веры, всегда терпели поражение и посрамление – просвещаемый Духом Божиим, Стефан всегда говорил неотразимо убедительно. Это решительно вооружило против него его собратий, и они решились погубить Стефана.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

9. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор с Стефаном;

10. Но не могли противостоять мудрости Духу, которым он говорил.

Некоторые вступили в спор: эта могущественная и плодотворная деятельность Стефана в пользу христианства в народе возбудила ревность и зависть к нему неверующих иудеев и именно из эллинистов, бывших, может быть, знакомыми и ранее со Стефаном, который, по всей вероятности, и сам был также из эллинистов, как показывает его греческое имя и речь (гл. 7), в коей ветхозаветные места приводятся по греческому переводу Семидесяти Толковников, и как свидетельствует церковное предание, по коему он был родственником Савла, бывшего родом из Тарса Киликийского (Чет.-Мин. декабрь 27). Эти неверующие эллинисты восстали (ἀνέστησαν) и завели споры (греческое выражение говорит не об однократном только споре, а предполагает споры) со Стефаном с целью, как видно из дальнейшего, погубить его клеветой, когда не в состоянии были оспорить его и тем ослабить или прекратить его влияние на народ. Восстали против Стефана и завели с ним споры некоторые из так называемой синагоги либертинцев и киринейцев и из Киликии и Асии.

– Синагог было в то время в Иерусалиме, по исчислениям раввинов, около 500. Между ними были и упоминаемые здесь пять синагог – либертинцев, киринейцев, александрийцев, киликийцев и асийцев.

Либертинцы – это были иудеи, переселенные римлянами (особенно при Помпее, лет за 60 до Р. Хр.), как военнопленные в Рим и потом освобожденные, и как свободные возвратившиеся в свое отечество. (Многие из них, впрочем, добровольно остались в Риме). Эти возвратившиеся и происшедшее от них поколение и образовали в Иерусалиме особую синагогу, которая и называлась, по названию этих отпущенников (libertini), синагогой либертинцев.

Киринейцы и александрийцы – это были переселившиеся в Иерусалим или временно пребывавшие в нем иудеи из Кирены и Александрии. В Кирене (город в Ливии, на западе от Египта) четвертая часть жителей состояла из иудеев (Флавий Antt. 14, 7. 2. 16, 6. 1), а равно и в Александрии (в нижнем Египте) из пяти частей города две населены были иудеями (Флавий Antt. 14, 7. 2. 14, 10. 1. 19, 5. 2). В том и другом городе они жили издавна, или переселяемые как военнопленные, или переселяясь сами добровольно. В Александрии был центр еврейско-греческой учености, и, вероятно, синагога александрийцев в Иерусалиме носила на себе отпечаток этой эллинско-еврейской учености.

– Таковы же по происхождению были и две другие упоминаемые здесь синагоги киликийцев и асийцев. Киликия и Асия – две малоазийские области, в коих также много жило иудеев, и переселенцы или временно пребывавшие в Иерусалим из них имели здесь также свои особые синагоги. К синагоге киликийцев вероятно принадлежал и Савл, родом из Тарса, главного киликийского города. Таким образом, пять синагог эллинских враждебно восстали против Стефана в лице некоторых членов своих и завели с ними споры.

Но не могли противостоять: были побеждены Стефаном в споре. Мудрость не означает здесь иудейско-эллинской учености, но означает истинную христианскую мудрость, как особенное дарование Св. Духа (1Кор.12:8).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил

Некоторые… вступили в спор, - anesthsan de tineV… suzhtounteV t Stefanw…, точнее слав. : воссташа же нецыи… стязающеся со Стефаном.

Вступившие в спор со Стефаном были еллинисты, каковым, по-видимому, был и сам Стефан, судя по его имени и речи (гл. VII), в которой ветхозаветные места приводятся у него по LXX. Предание говорит, что он был даже родственником Савла, а этот, как известно, был родом из Тарса Киликийского (Чет. -Мин. Дек. 27).

Вступившие в спор со Стефаном были, далее, из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и… из Киликии и Асии. Синагог было в то время в Иерусалиме, по исчислениями раввинов, около 500, в числе коих приводятся и упоминаемые 5.

Либертинцы - это иудеи, переселенные римлянами (особенно при Помпее лет за 60 до R. С. ) в качестве военнопленных в Рим, но потом освобожденные и, как свободные, возвратившиеся в отечество (многие из них, впрочем, предпочли добровольно остаться в Риме), Эти-то вольноотпущенники (libertini) и образовали, по возвращении, свою синагогу либертинцев.

Киринейцы и Александрийцы - переселившиеся в Иерусалим или временно пребывавшие в нем иудеи из Кирены и Александрии.

В Кирене (город в Ливии, на Западе от Египта), по свидетельству Флавия, четвертая часть жителей состояла из иудеев, а в Александрии (в нижнем Египте) из пяти частей города - две населены были сплошь иудеями (Археол. XIV:7, 2; XVI:6, 1; XIV:10, 1; XIX:5, 2). В том и другом городе они жили издавна или поселенные в качестве военнопленных или переселившись сюда добровольно. В Александрии был центр еврейско-греческой учености, отпечаток которой, вероятно, носила и синагога александрийцев в Иерусалиме.

Киликия и Асия - две малоазийские области, в коих также жило много иудеев, и переселенцы или временно пребывавшие в Иерусалиме из них также имели здесь свои особые синагоги.

Все эти 5 синагог восстали враждою против Стефана в лице некоторых членов своих и пытались оспорить его, т. е. его учение и права влияния на народ.

Не могли противостоять мудрости. Мудрости - не в смысле иудейско-еллинской учености, но в смысле истинно христианской мудрости, в просвещении истинами Евангельского учения и дарованиями Св. Духа (1Кор. 12:8).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible