Скрыть
Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-7 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался

«Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя» (ст. 5). Упомянув выше о печали, сказывает, какая то была печаль, и представляет ее в большем виде, желая показать, как велики доставленные ими утешение и радость, если они рассеяли и такую скорбь. «Мы были стеснены отовсюду». Как это во всем? «отвне – нападения» – от неверных, «внутри – страхи» – за немощных в вере, чтобы не увлеклись в заблуждения, что случалось не у одних коринфян, но и у других. «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (ст. 6). Так как он много сказал в похвалу (коринфян), то чтобы не показаться льстецом, приводит в свидетели брата Тита, который пришел от них к Павлу после первого его послания, извещая об их исправлении. А ты заметь, как высоко ценит он везде прибытие Тита. Так и раньше говорит о нем: «Придя в Троаду для благовествования о Христе … я не имел покоя духу моему, потому что не нашел [там] брата моего Тита» (2:12, 13); и здесь опять говорит: «пришествием Титовым мы утешились». Этим он желает внушить им доверие и любовь к Титу. И смотри, как достигает того и другого. Словами «не имел покоя духу моему» он показывает высоту его добродетели; а сказав: «в скорби нашей пришествие его достаточно было к утешению, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас», – снискивает Титу благорасположение коринфян, потому что ничто так не возбуждает и не утверждает дружбы, как добрый и благоприятный о ком-нибудь отзыв. А о Тите свидетельствует (апостол), что, возвратившись, он привел нас в восхищение от удовольствия, когда рассказал о вас так много (приятного). Потому-то пришествие его и обрадовало нас. Не только пришествием его мы были обрадованы, но и «утешением», которые он получал от вас. Чем же он утешился? «Вашею добродетелью, вашим исправлением». Поэтому и присовокупляет: «пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне» (ст. 7). Вот что утешало и радовало (Тита)! Видишь, как и его представляет весьма расположенным (к коринфянам), так как он добрую их славу почитает для себя утешением и, пришедши, хвалится ею пред Павлом, как собственным благом. И смотри, с каким жаром выражает это (апостол): «ваше желание, ваше рыдание, вашу ревность». Действительно, им должно было и плакать и скорбеть о том, что блаженный Павел так прогневался на них, и так долго не был у них. Поэтому и сказал не просто – «слезы», но – «рыдание», и не просто – «желание», но – «сильное желание» (επιπόθησιν), и не – «гнев», но – «ревность», и ревность за апостола, как против блудника, так и против осуждавших (Павла). «Получивши мое послание, – говорит, – вы воспламенились и воспылали ревностью». Он избыточествует радостью, исполнился утешения, потому что сильно тронул их. Мне кажется, однако, что это сказано не только для утешения за прежнее, но и для большего возбуждения исполнивших требуемое. Хотя некоторые, как я думаю, и подлежали прежним обличениям и не заслуживали такой похвалы, однако он не отделяет их, напротив, и хвалит, и укоряет всех вместе, предоставляя совести слушателей избрать каждому свое. А таким образом и укоризны не делались невыносимыми, и похвалы возбуждали к большей ревности.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего

Прекраснейшая аллегория открывается в этом отрывке, когда Павел убеждает принять пищу тех, кому обещано спасение от кораблекрушения. И посреди ночи они удерживались четырьмя якорями среди натиска волн, и с наступлением дня они достигают бухты, ибо никто не избегает опасностей этого века, кроме того, кто вкушает Хлеб жизни. И тот, кто в ночь нынешних мучений всеми силами опирается на мудрость, твердость, воздержанность и справедливость, вскоре при помощи Господа достигает пристани спасения, которую он искал, так что, освобожденный от забот века, ищет только лишь пламени любви, которое растопит его сердце.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 18-33 Вельми же обуреваемым нам, на утрие изметание творяху. И в третий день своими руками ядрило корабленое извергохом. Ни солнцу же, ни звездам явльшымся на многи дни, и зиме не мале належащей, прочее отъимашеся надежда вся, еже спастися нам. Многу же неядению сущу, тогда став Павел посреде их, рече: подобаше убо, о мужие, послушавше мене не отвезтися от Крита, и избыти досаждения сего и тщеты. И се ныне молю вы благодушствовати: погибель бо ни единей души от вас будет, разве корабля. Предста бо ми в сию нощь ангел Бога, егоже аз есмь, емуже и служу. Глаголя: не бойся Павле, кесарю ти подобает предстати: и се дарова тебе Бог вся плавающыя с тобою. Темже дерзайте, мужие, верую бо Богови, яко тако будет, имже образом речено ми бысть. Во остров же некий подобает нам пристати. И егда четвертаянадесять нощь бысть, носимым нам во Адриатстей пучине в полунощи, непщеваху корабленицы, яко приближаются к некоей стране. И измеривше глубину, обретоша саженей двадесять: мало же прешедше, и паки измеривше, обретоша саженей пятьнадесять. Боящеся же, да не како в прудная места впадут, от носа корабля вергше котвы четыри, моляхомся да день будет. Кораблеником же ищущым бежати из корабля, и низвесившым ладию в море, изветом аки от носа хотящым котвы простерти, Рече Павел сотнику и воином: аще не сии пребудут в корабли, вы спастися не можете. Тогда воини отрезаша ужя ладии, и оставиша ю отпасти. Егда же хотяше день быти, моляше Павел всех, да приимут пищу, глаголя: четыренадесятый днесь день ждуще, не ядше пребываете, ничтоже вкусивше

И се ныне молю вы благодушствовати. После столь продолжительной бури не с укоризною обращается к ним, но желает, чтобы на будущее время они верили ему; и то, что случилось, представляет как свидетельство истинности того, что сказано было им. Потом предсказывает две вещи, именно: что корабль погибнет, а находившиеся на нем спасутся и что они будут выброшены на остров. Се дарова тебе Бог вся плавающыя с тобою. Вот, если бы не Павел, то все находившиеся в корабле должны были бы погибнуть. Итак ложно то, что сказано Гомером:

«Но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный, Муж ни отважный, ни робкий, как скоро на свет он родится» (Ил. 6, 488. Пер. Гнедич.).

Этим Гомер обозначает, что не возможно избежать смертного рока, вместе с рождением определяющего час смерти человеческой. Но вот: - если всем определено было погибнуть; то, судя по обыкновенному, и Павел должен был бы погибнуть, пробыв сорок дней на море без пищи! Да, ложный ум сказал: «судьбы не избег муж ни отважный (т. е. доблестный) ни робкий»… Совершенно противное сказало Писание, именно: «праведник спасся от очевидной опасности». - Итак души Бог даровал Павлу, а корабль со всем, находившимся на нем, погиб. Таким образом нечестивые спасаются в этот раз ради праведника. Бывает также, когда и преждевременно нечестивый гибнет от своего нечестия, как говорит Екклезиаст: не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время свое (Еккл. 7:18). - Тогда воини отрезаша ужя ладии. Бог устроил, что Павлу сначала не верили, чтобы поверили ему, проверив его слова опытом; что и случилось. Посмотри; сотник верит Павлу так, что позволяет погубить лодку; корабельщики же еще не верили, но поверили после; так как люди эти - мало развиты.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Аратор (†550)

Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего

Давайте рассудим, как в божественных таинствах находить смысл. В то время, когда разлился свет первого месяца, в назначенный день по предписанию народ насытился от плоти агнца и, познав ее спасительную силу, стал достоин освобождения из египетского плена (Исх. 12:1-13). В подобных же обстоятельствах Павел тех, кого хочет исхитить из водоворота этого мира, призывает к совместной трапезе и вкушению освящающей снеди, внимательно шествуя по следам Моисея. Для того, кто пытается понять смысл совершенного ими, действий - два, они различны по своим признакам, но близки причинами, и спасительность обоих берет начало в едином источнике. Агнец - это Христос, и Христос также есть Хлеб с небес, как и Он Сам учит (Ин. 6:35). Тот, кто принял Иисуса, вкусив Его Плоти, освободился от врага, ни фараон, ниЕгипет не имеют уже над ним власти. Далее, все колесницы демонские потоплены теми водами, из которых тот, кто был в плену, выходит новым чадом. Горькое смятение бездны остается позади, и преодолеваются топи страшного дракона. Спасенному же стаду Христос дарует пастбища, в соответствии с именем каждого, став истинным Пастырем для вкушающего.

История апостолов

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

33. Пред наступлением дня, Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.
34. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет и волос с головы.
35. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть.
36. Тогда все ободрились и также приняли пищу.
37. Было же всех нас на корабле двести семьдесят душ.
38. Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.


 Теперь, когда и эта опасность бегства корабельщиков была устранена и земля предполагалась близко, апостол так могуче ободрявший дух своих спутников, снова ободряет их уверением, что они останутся живы и целы и советует подкрепить силы пищей, чтобы с наступлением дня снова приняться за работу для спасения корабля от опасности.
 Четырнадцатый день, со времени отплытия из Крита (ст. 27), как вы остаетесь без пищи, не вкушая ничего: усиленное (гиперболическое) выражение для большей силы убеждения.
– Не пропадет волос с головы: такое же усиленное выражение для уверения, что они останутся целы и невредимы; поэтому они должны ободриться и укрепить себя пищей. Подавая пример всем, он, по молитве, начал есть, и – все за ним, ободрившись. Укрепившись пищей, снова принялись за работу для облегчения корабля, чтобы можно было подойти на нем как можно ближе к предполагаемому берегу, тем более, что теперь у них не было и лодки, на которой можно было подъехать к берегу, если бы корабль и оставался несколько вдали, за мелководьем.
– Выкидывая пшеницу в море: не провиант, а груз, вероятно, хотя греческое слово употребляется и в смысле провианта.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего

Ср. ст. 27 и 21, прим.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

33. Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего;

34. потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.


 

Убеждая спутников поесть, Апостол Павел показывает нежную заботливость о них, а вместе с тем и старается их подкрепить, ибо хлеб укрепляет сердце человеческое (Пс.103:15), а они не ели две недели, посему вместе с истощением тела изнемогли и сердца их. Другое дело, когда не едят произвольно, ради Господа воздерживаясь. Тогда дух, душа и тело сливаются в гармоническом служении Богу, что и наполняет постящихся всецело, ибо они бывают тогда духовно насыщены. Язычники-матросы не могли и пожелать сего поста. Они постились по причине отчаяния. И вот Апостол, успокаивая их, говорит, что они не только останутся целы, но ни у кого из них не пропадет волоса с головы (без воли Божией).

«Из всего видно (говорит святой Иоанн Златоуст), что им угрожала смерть. Посему Павел и продолжает: молю вас прияти пищу (прошу вас принять пищу), дабы вам не умереть с голода, внушая, что буря нисколько не повредила им, но еще принесла пользу душам их. А немаловажное дело, если люди уверовали. И смотри, как для Павла не были бесплодны ни медлительность, ни бедствия плавания: он сделал это временем учения».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible