Скрыть
Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-11 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они

Смотри, как везде (иудеи) сами подают повод и вынуж­дают (апостолов) обращаться к язычникам. Прежде, будучи порицаем, (Павел) оправдывался и в свое оправдание сказал все, что делало слово его удобоприемлемым; а затем, когда иудеи отвратились, пошел к язычникам. Теперь опять, видя новое затруднение, он поставляет закон. Так как они (Павел и Варнава), как наученные Богом, говорили без различия всем, то это и возбудило ревность в тех из иудеев, которые учили не только обрезанию, но и тому, что (без него) «не можете спастись». Благовременно было сказать напротив: «если обрежетесь, не можете спастись». Видишь ли беспрестанные искушения извнутри и извне? Хорошо, что это происходит в присутствии Павла, который мог сделать возражение. Но Павел не сказал: что же? Неужели я не заслуживаю доверия после таких знамений? — а поступил кротко для них же. И смотри: все после этого узнают о случившемся с язычниками, даже и самаряне, и радуются. «Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам» (ст. 2-4). Смотри, как это благоустрояется. «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали» (ст. 5-7). Смотри, как Петр доселе сообщается с иудеями, будучи давно уже отделен от этого (общения). «Вы знаете», говорит. Вероятно, здесь были и обвинявшие его прежде за Корнилия, и входившие вместе с ним (в дом Корнилия — Деян. 11:12); потому он приводит их в свидетели. «Бог от дней первых из нас избрал». Что значить: «из нас»? Т.е., говорит, в Палестине, или — в присутствии вашем. «Из уст моих». Смотри, как он показывает, что Бог говорит чрез него, а не что-либо человеческое. «И Сердцеведец Бог дал им свидетельство». Ука­зывает им на свидетельство Духа. «Даровав им Духа Святаго, как и нам» (ст. 8). Смотри, как везде он равняет язычни­ков (с иудеями). «И не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (ст. 9). По вере одной, говорит, они получили тоже самое. Это служит к стыду иудеев, или лучше, может и их научить, что нужна одна вера, а не дела (закона) и не обрезание. Говоря это, (апостолы) желают не оправдать только язычников, но научить и иудеев — оставить закон. Впрочем они еще не выражают этого. «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (ст. 10. 11). Что значит: «искушаете Бога»? Что не веруете, говорит, Богу? Что искушаете Его, как будто Он не может спасти верою? Следовательно, держаться закона есть (знак) неверия. Затем показывает, что они и сами не получают от того никакой пользы, но все слагает на закон, а не на них, и таким образом смягчает обличение. «Которого», говорит, «не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они». Какой силы исполнены эти слова! Он говорит тоже, о чем пространнее сказал Павел в послании к Римлянам: «если Авраам оправдался делами», говорит он, «он имеет похвалу, но не пред Богом» (Рим. 4:2). Видишь ли, что это служит более к научению (иудеев), нежели к оправданию язычников? Если бы он говорил об этом без особенного повода, то может быть не выразил бы такого замечания; но получив тогда повод, он уже говорит безбоязненно. И смотри, как везде действия врагов обращаются в пользу апостолов. Если бы они не подали повода, то не было бы изречено ни это, ни то, что следует за этим. А отсюда они научаются, что хотя бы язычники и не захотели обратиться, и тогда не следует презирать их. Но обратимся к вышесказанному. В вас, говорит, «избрал», и «от дней первых». Этими словами показывает, что (это было) давно, а не теперь. Не маловажно и то, что это относится к верующим иудеям. Двумя обстоятельствами подтверждается сказанное: вре­менем и местом. Хорошо также сказано: «избрал», не сказал: благоволил как бы к ним, но: «избрал». Откуда это известно? От Духа, говорит. Потом показывает, что не о благодати только, но и о добродетели их свидетельствует то, что им дано нисколько не менее. «По долгом рассуждении», говорит, «между нами и ими». Следовательно везде должно исследовать сердца. Благовременно сказал: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство», подобно как в том месте: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи» (Деян. 1:24). А что это угодно (Богу), смотри, что присовокупляет: «по долгом рассуждении между нами и ими». Сказав о свидетельстве касательно них, потом изрекает великую истину, которую возвещает Павел: «ни обрезание, ни необрезание» (Гал. 5:6), и еще: «создать в Себе Самом» (Еф. 2: 15). Семена всего этого заключаются в речи Петра. Не сказал: между обрезанными, но: «между нами», т.е. апостолами. Потом, чтобы не огорчить словом: «никакого», прибавляет: «верою очистив сердца их», и таким образом разрешает недоумение. Сначала он изъяснил предмет речи, а потом показывает, что не закон худ, но они сами слабы.

Смотри, как он устрашает в конце речи. Он ничего не говорит им из пророков, но (ссылается) на настоящие события, которых они сами были свидетелями. Вероятно, и они потом свидетельствуют и подтверждают речь его событиями. И заметь, (Петр) дает сначала произойти рассуждению в Церкви, и потом говорит. Так как он говорил не об обрезанных, а о язычниках (одно, постепенно подтверждаясь, делалось более доказательным, а другое было свойственно испытующему, можно ли спастись при законе), то смотри, что он делает: он показывает, что они сами в опасности, если закон не мог сделать того, что сделала вера; если же недо­стает веры, то неизбежно им угрожает погибель. Не сказал: вы не веруете, что было бы слишком тягостно, когда притом самое дело доказывало это. В Иерусалиме не было язычников, а в Антиохии они, конечно, были; потому (Павел и Варнава) и отправляются туда и пребывают там немалое время. Восстали же некоторые из фарисеев, еще страдавшие любоначалием и желавшие подчинить себе верующих из язычников. Павел также был научен в законе, но не страдал этим недугом; по прибытии же его (из Иерусалима) учение стало более точным, так как если находящиеся в Иерусалиме не заповедуют ничего такого, то тем более (не должны заповедовать) они. Видишь ли, как они не страдают любоначалием, радуются о вере? Таким образом рассказы их были не из честолюбия и не из тщеславия, но для оправдания проповеди к язычникам; потому они и не говорят ничего о случившемся с иудеями. Велико упорство фарисеев, после веры налагающих закон и не повинующихся апостолам! Но посмотри, как эти беседуют кротко и без самолюбия; такие беседы приятны и сильнее напе­чатлеваются. Видишь ли, как они никогда не заботятся о красноречии, но доказывают делами и Духом? И при таких доказательствах они беседуют кротко. И смотри: они не идут порицать бывших в Антиохии, но отсюда опять берут повод (к своим распоряжениям). Таким образом заботились о любоначалии те, которые были осуждены и без намерения апо­столов. Впрочем, ничего такого они не произносили; но когда уже решили дело, тогда и написали с большею силою.

Гомилии на Деяния Апостолов

Августин Аврелий, блж. (†430)

Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они

Вы, враги этой благодати, не хотите, чтобы считалось, что той же благодатию Иисуса Христа были исцелены древние люди. Вы распределили времена, согласно Пелагию, в чьих книгах об этом можно прочесть, и говорите, что до закона люди были спасены природой, затем - законом, затем - Христом, как будто для людей двух вышеупомянутых времен, до закона и, разумеется, после закона, кровь Христа не была необходимой, уничтожая то, что было сказано: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1Тим. 2:5).

Против двух посланий пелагиан

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они

«Значит, если и они, то есть отцы, будучи не в состоянии переносить бремя древнего закона, считали себя спасенными благодатию Господа Иисуса, очевидно, что эта благодать заставляет жить даже древних праведников, ибо праведник живет благодаря вере», - Блаж. Августин, (ср. (Рим. 1:17; Гал. 3:11). Поэтому и разные таинства смогли существовать в различные времена, единодушно возвращаясь к единству этой же веры.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-12 Восташа же нецыи от ереси фарисейския веровавшии, глаголюще, яко подобает обрезати их, завещавати же блюсти закон Моисеов. Собрашася же апостоли и старцы ведети о словеси сем. Многу же взысканию бывшу, востав Петр рече к ним: мужие братие, вы весте, яко от дний первых Бог в нас избра усты моими услышати языком слово благовестия, и веровати. И сердцеведец Бог свидетельствова им, дав им Духа Святаго, якоже и нам: И ничтоже разсуди между нами же и онеми верою очищ сердца их. Ныне убо что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, егоже ни отцы наши ни мы возмогохом понести? Но благодатию Господа Иисуса Христа веруем спастися, якоже и они. Умолча же все множество и послушаху Варнавы и Павла поведающих, елика сотвори Бог знамения и чудеса во языцех ими

Нецыи от ереси фарисейския. Верующие не из язычников, но из иудеев требовали, что принявшие веру обрезывались и исполняли прочие заповеди закона, имевшие отношение к плотской природе человека. С ними, рассуждавшими на основании древнего закона, не согласились прочие ученики, хотя и сами были от обрезания; потому что старались сделать постановление не по своему желанию, но соображаясь с общей пользой. Собрашася же апостоли и старцы ведети о словеси сем. И из этого места также можно заключать, что апостолы имели какое-то особенное достоинство, по которому стояли выше пресвитеров; иначе Лука обозначил бы всех их одним общим с пресвитерами именем. Мужие братие, вы весте. Заметь: благодать на решение вопроса получает Петр, в котором и до сих пор оставались элементы иудейства. Вы, говорит он, весте. Быть может, здесь были и обвинявшие его некогда за Корнилия, а быть может, и входившие с ним в дом Корнилия; поэтому-то он и выставляет их свидетелями. А что значит выражение: в нас избра? Это значит: в Палестине, или: в присутствии вашем. Словами же: усты моими, показывает, что чрез него говорил Бог и что тут ничего не было человеческого. И сердцеведец Бог свидетельствова им. Указывает им на духовное свидетельство. Ныне убо что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником? Там, где вера очищает грехи, исходящие от сердца, нет никакого различия между верными, иудеи ли они, или еллины. А очищение это заменило обрезание; вместо плотского обрезания даруется обрезание духовное, которое верою во Христа очищает и тайные грехи. Что значат слова: искушаете Бога? Это значит: как будто Бог не силен спасти человека по вере, или: отчего вы не верите Богу? Вводить закон есть знак неверия. Известно всем, что закон был обременителен для израильтян. Это признавали и ученики. Да и сам Спаситель указал нам на это, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Труждающимися же и обремененными называет бывших под законом, а Себя назвал кротким; какового свойства закон не имел. Есть и еще место, подобное этому: благодатию есте спасени. Итак прежде закон спасал тех, кто соблюдал все, что написано в законе; а ныне благодать Господня, и без соблюдения закона, спасает чрез веру.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? 11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.


После этого апостол делает применение к возбужденному вопросу и говорит, обращаясь с речью к неразумным ревнителям закона Моисеева: что же вы ныне (после столь явных Божественных указаний и свидетельств, после столь ясно выраженной воли Божией о язычниках) искушаете Бога (еще вопрошаете Его, требуете от Него новых знамений и чудес для познания Его воли), желая возложить на выи учеников иго, которого притом не могли понести ни отцы наши, ни мы? Не иго законное поэтому и нас спасает, но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа и мы спасемся, как и они (ср.: Рим. 3,9-26; Гал. 2,15-16; 3, 10-14).

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

 – Нет, заключает свою речь апостол, не законом и не делами закона Моисеева достигается спасение в царстве Христовом, мы веруем, что только благодатию Господа Иисуса Христа спасемся: не от человека, не от дел его по закону Моисееву спасение его зависит, но единственно от благодати Господа, действующей в законе Христовом, в законе веры. Это подробно раскрывает тот же св. ап. Павел особенно -  Рим.5:151Кор.1:32Кор.1:22Кор.13:13; Еф.1:2 и мн. др.
-  Как и они: т.е. христиане из язычников; не только они, не знающие закона Моисеева, но даже и мы, знающие его, спасаемся не им, не от дел его, но благодатью Христовой, от веры. Таким образом, перед Христом все равны, и иудеи-законники, и язычники-беззаконники, те и другие одинаково спасаются благодатью, закон Моисеев не нужен в христианстве и для иудеев, знающих закон, тем более не нужен для язычников, не знающих его. Очевидно, что вся эта речь направлена решительно против учения иудействующих, совершенно в том духе, в каком во всех своих посланиях развивал ап. Павел учение об оправдании верой в Христа, не зависимо от дел закона Моисеева.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они

«Благодатию… спасемся, как и они» Не только уверовавшие язычники спасутся и спасаются благодатно, без дел Закона, - не только эти дела лишни и не нужны для них, но и в нас, некогда соблюдавших эти дела, они совершенно потеряли всякое значение, отпали, как нечто мертвое, уступив всецело свое место и значение благодати Христовой, которою все спасаются одинаково: не уступка язычникам - то, что их освобождают от ига законного, не снисхождение наше позволяет им спасаться, как мы, а гораздо более - дело исключительно благодати Христовой, упраздняющей всякую нашу правду законную, - дать нам возможность спастись, как и они. И мы, и они - равно безответны пред Богом, равно очищаемся верою и спасаемся благодатью, так что ничто уже в деле спасения не остается делом закона, имевшего в свое время лишь подготовительное ко Христу значение. Итак, закон Моисеев не нужен в христианстве не только для язычников, не знающих его, но и для иудеев, знающих его. Этим совершенно исчерпывалось все в данном вопросе.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.


Спасение предуготовляется и совершается благодатью Иисуса Христа, т. е. дарами Духа Божия, подающегося верующим не по заслугам их, а по милости Божией, для восприятия которой нужна вера, соединенная с надеждою, а для укрепления и усовершения – любовь ко Христу, какую имели Апостолы и все, подобно им, облагодатствованные и спасшиеся.

«Какой силы исполнены эти слова! Он говорит то же, о чем пространнее сказал Павел в послании к Римлянам: «аще бо Авраам от дел оправдася, имать похвалу, но не у Бога» (Рим.4:2). Видимо, что это служит более к поучению Иудеев, нежели к оправданию язычников. Если бы он говорил об этом без особенного повода, то, может быть, не выразил бы такого замечания; но получив повод, он уже говорит безбоязненно» (Златоуст).

Учение о спасении благодатью Божией через веру особенно подробно раскрыто было Апостолом Павлом (Рим.5:15); (1Кор.1:3); (2Кор.1:2;13:13); (Еф.1:2). Но семена всего этого положены были здесь, как замечает святой Иоанн Златоуст, сравнивая сказанное Апостолом Петром с тем, что сказал Апостол Павел в послании к Ефесянам (Еф.2:15).

По изъяснению же преосвящ. Михаила, Апостол Петр сказал здесь как бы так: «не только они (христиане из язычников), не знающие Моисеева закона, но даже и мы, знающие его, спасаемся не им, но благодатью Христовою, от веры. Таким образом, пред Христом все равны: и Иудеи – законники, и язычники – беззаконники, те и другие одинаково спасаются благодатью; закон Моисеев не нужен в христианстве и для Иудеев, знающих его, тем более не нужен для язычников, не знающих его. Очевидно, что вся эта речь направлена решительно против учения Иудействующих, совершенно в том духе, в каком во всех своих посланиях развивал Апостол Павел учение об оправдании верою во Христа, независимо от дел закона» (стр. 382).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible