Скрыть
В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-25 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался. Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось. А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком

Многие недоумевают, как Бог попустил некогда умертвить младенцев за Него (Мф. 2:16), и теперь еще воинов за Петра, хотя Он мог избавить и их вместе с Петром. Но если бы ангел вывел и воинов вместе с Петром, то это было бы принято за бегство. Почему же, скажут, Он не устроил иначе? Теперь между тем какое произошло зло! Если мы вспомним, что пострадавшие несправедливо и напрасно не терпят никакого зла, то не будем делать таких вопросов. Отчего же ты не спрашиваешь об Иакове – почему Он и его не избавил (Деян. 12:2)? Притом тогда было еще не время суда, чтобы воздавать каждому по достоинству. И не Петр же предал их в руки Ирода. А он оскорбился особенно тем, что обманулся, подобно как дед его остался обманутым от волхвов; это особенно раздражало его и делало смешным. Но следует выслушать слова самого писателя: «по наступлении дня», говорит он, «между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их», хотя слышал от них, – ведь «судил стражей и велел казнить их», – что цепи были оставлены, что обувь (Петр) взял и что он нахо­дился с ними до самой той ночи. Что же они скрыли? И по­чему сами не убежали? Подлинно, это должно было удивить его, должно было поразить его. После того смерть их пред всеми обнаруживает и чудо Божие и нечестие Ирода. И смотри, как писатель не скрывает этого, но повествует об истори­ческом событии, чтобы научить нас. Он говорит далее: «потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался. Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось» (ст. 19-24). И это не маловажно. Тотчас же постигло его на­казание, если не за Петра, то за надменную речь его. Но, ска­жут, если те возглашали, то чем он виновен? Тем, что принял такое возглашение, что считал себя достойным такой лести. Это особенно служит к научению самих безрассудных льстецов. И смотри: и те и он достойны наказания, а наказы­вается он, потому что теперь не время суда, но кто боле ви­новен, того (Бог) и наказывает, чтобы те получили от этого пользу. «Слово же Божие», говорит (писатель), «росло и распространялось», т.е. когда это происходило. Видишь ли домостроительство Божие? «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком». (Деян. 12:25)

Но обратимся к вышесказанному. «По наступлении дня», говорит, «между воинами сделалась большая тревога» из-за Петра, «судил стражей и велел казнить их». Он так был бесчувствен, что даже решился наказать несправед­ливо. Вот я скажу в их защиту. Узы были; стражи находи­лись внутри; темница была заперта; стена нигде не подкопана; все согласно говорили одно и тоже; узник не был похищен: за что же ты осуждаешь их? Если бы они хотели выпустить его, то или выпустили бы прежде, или ушли бы вместе с ним. Они быть может взяли деньги? Но как мог дать им тот, кто был не в состоянии дать нищему? Цепи не были ни ра­зорваны, ни развязаны. Можно было видеть, что это дело Божие, а не человеческое. Затем, повествуя об историческом событии, (писатель) приводит и имена, чтобы видно было, что обо всем он говорит правду. «Склонив на свою сторону Власта», говорит, «постельника царского, просили мира». Делают это потому, что был голод. «В назначенный день», говорит, «Ирод сел на возвышенном месте и говорил к ним. Но вдруг Ангел Господень поразил его, и он, быв изъеден червями, умер».

Также и Иосиф (Флавий) говорит, что он впал в продолжительную болезнь (Иуд. древ. кн 19. гл. 8). Народ не знал этого, но апостол повествует об этом. Впрочем, и самое незнание было полезно, потому что случившееся с Иродом приписывали ему за убие­ние апостола и умерщвление воинов. Смотри: когда он убил апостола, то ничего такого не делал, и когда этих (умертвил), то ничего не говорил. Таким образом, как бы недоумевал и стыдясь, он отправился из Иудеи в Кесарию. Мне кажется, что он, желая привлечь тех (тирян и сидонян), прибыл защищать этих (иудеев): он гневался на тех, тогда как этим столько угождал. Смотри, как этот человек был тщеславен. Намереваясь даровать им (мир), он говорил речь. Иосиф же повествует, что он был одет в блестящую одежду, истканную из серебра. Смотри, как и те были льстивы, и как мудры апостолы. Кому угождал весь народ, того они ставили ни во что. Но теперь они получили великое облегчение, и множество благ произошло от его наказания. Если же он подвергся такому наказанию, когда выслушал слова: «это голос Бога, а не человека», хотя сам ничего такого не говорил, то тем более Христос, если бы Он не был Богом, (подвергся бы) за то, что Он постоянно говорил: «слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя» (Ин. 14:10), и еще: «служители Мои подвизались бы» (Ин. 18:36), и тому подобное. Между тем тот постыдным и жалким образом окончил жизнь, и уже нет его. И заметь, что его склоняет к миру Власт: так легко этот жалкий человек предавался гневу и опять успокаивался, будучи всегда рабом народа и не имея в себе ничего самостоятельного!

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 21-24 В нареченный же день Ирод оболкся во одежду царску, и сед на судище пред народом, глаголаше к ним. Народ же возглашаше: глас Божий, а не человечь. Внезапу же порази его ангел Господень, зане не даде славы Богу: и быв червми изъяден, издше. Слово же Божие растяше и множашеся

Оболкся во одежду царску. Иосиф говорит, что Ирод, при наступлении следующего дня, прибыл в театр, одетый в удивительную по тканью, всю сделанную из серебра одежду. Здесь серебро, засиявшее при первом падении на него солнечных лучей, удивительно блистало каким-то поражающим и ужасающим зрителей переливом лучей света; и льстецы сейчас же стали называть его богом, прибавляя: будь милостив; если до сих пор мы боялись тебя, как человека, то с этого времени признаем, что ты выше человеческой природы. Заметь, как они льстили; но обрати свой взор и на величие духа апостолов. Кого так почитал целый народ, того они презирали. Однакож, если льстецы и кричали так, то какое же отношение имеет это к Ироду? То, что он принял этот крик, что счел себя достойным такой лести. Им же главным образом они и научены такой безрассудной лести. Итак и тот и другие заслуживали наказания; но так как еще не время суда, то наказывается только тот, кто особенно виноват. Если он, дозволивший себе выслушать лишь такое о себе мнение: глас Божий, а не человечь, потерпел такое посрамление, то гораздо более был бы наказан Христос, если бы не был самим Богом, Христос, постоянно говоривший: «слова эти - не мои» и: «ангелы служат мне».

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;

В назначенный день Ирод, одевшись в великолепные царские одежды, сел на возвышенном месте среди многочисленного народа и начал переговоры с депутатами Тира и Сидона.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

21. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте, и говорил к ним;

В назначенный день: в день назначенный для торжественной публичной аудиенции послам тирян и сидонян; что это была публичная аудиенция среди народного собрания, это видно из дальнейшего (народ восклицал, ст. 22).

Одевшись в царскую одежду: в полную парадную царскую форму. По сказанию Флавия, эта одежда вся сделана была из серебра (ср. Злат. и Феофил).

Сел на возвышенном месте: не на царском троне, ибо это было среди народного собрания (по снесению с рассказом Флавия, можно думать – в театре), а на особом, приготовленном для царя возвышенном месте, вроде трибуны, с каких народные ораторы и судьи говорили свои речи в народных собраниях.

Говорил к ним: т.е. к послам тирским и сидонским, решая в публичной речи дело, за которым они прибыли в резиденцию царя.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-23 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер

Прием послов происходил в особо назначенный день в торжественной публичной аудиенции.

Одевшись в царскую одежду - по сказанию Флавия - вытканную из серебра.

Иудейский историк Иосиф Флавий довольно подробно рассказывает об обстоятельствах смерти Агриппы, с некоторыми подробностями и отличиями (Археол. XIX:8, 2; ср. XVIII:6, 7) при общем сходстве с Дееписателем. Так, царь, по Иосифу, присутствовал в Кесарии на играх в честь Кесаря; в один из дней этих игр вполне мог состояться и прием послов царем. Его великолепные, сребротканые одежды блестели на солнце ослепительным сиянием; это и давало льстецам повод к самым неумеренным похвалам, в которых они называли его богом и вверяли себя его милости (qeon prosagoreuonteV). Царю, по-видимому, была по сердцу такая низкая лесть, что тотчас же и не замедлило навлечь на него гнев Божий: увидя над собою филина, он впал в суеверный страх и вместе почувствовал такую жестокую резь в животе, что на руках отнесен был немедленно во дворец, где после 5-дневных мучений скончался.

Страх Агриппы пред филином объясняется тем, что в Риме Агриппе было сделано одним авгуром предсказание, что он умрет, когда увидит во второй раз над собою филина. Когда это последнее случилось, Агриппа заболел, с ужасом вспомнив о предсказании. Это объяснение не устраняет другого, более серьезного, у Дееписателя, который причину и начало болезни полагает в невидимом поражении Ирода Ангелом. Не противоречат оба рассказчика и в указании продолжительности Иродовых мучений - Иосиф, прямо указывая пять дней, а Лука, выражаясь менее определенно, - будучи изъеден червями, умер.

Рассказ о смерти Ирода важен своею хронологическою датою (44 г. ), позволяющею определять время собственно христианских предшествовавших и последовавших событий.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

21. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;

22. а народ восклицал: это голос Бога, а не человека.

23. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.



Смерть Ирода была возмездием за его превозношение и гордость. Угождая лестью другим, он и сам желал, чтобы ему льстили. Для сего-то он и оделся столь великолепно и говорил пред послами Тирян и Сидонян так красно, что они, пораженные зрелищем его светлых одежд и изысканною речью, говорили: это Бог, а не человек. И он не отверг сего, не воздал Божия достоинства Богови и за сие был поражен через Ангела такою смертною болезнью, что тело его стало при жизни его разлагаться, так что при знойном климате той страны в нем развелось множество червей. И он, съедаемый болезнью и червями, скончался вскоре же после сего. Так проходит слава мира сего! Это Божие наказание постигло Ирода «если не за Петра, то за надменную речь его», говорит святой Иоанн Златоуст. «Но скажут, если те восклицали, то чем виновен он? Тем, что принял такое восклицание, что считал себя достойным такой лести. Это особенно служит к научению самых безрассудных ласкателей. И смотри: и те, и он достойны наказания, а наказывается он, потому что теперь не время суда, но кто более виновен, того (Бог) и наказывает, чтобы те получили от этого пользу». Иосиф Флавий о днях смерти Ирода Агриппы приблизительно говорит так же, а именно, что с ним совершился болезненный припадок на одном пиршестве и потом он скончался на 50-й день (см. Древности 19,8,2).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible