Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
Прочие
- Иларий Арелатский, еп. (†449)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Иларий Арелатский, еп. (†449)
И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет
Ибо не дремлет Господь, Который хранит Израиль - то есть видевших Бога, как говорится у пророка: не дремлет и не спит хранящий Израиля (Пс. 120:4). Так погибших Он охраняет для погибели.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет
Из любостяжания будут уловлятъ и проч.: внутренним побуждением лжеучительской деятельности этих учителей будет любостяжательность, не просто обогащение, но жадная страсть к обогащению; она главная цель действования, а прочее — только средства. Одно из таких средств есть уловление льстивыми словами; таковые, как говорит апостол Павел, ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:18). - Льстивыми словами: это только у апостола Петра встречающееся выражение, означающее сладкословесие, сладкоглаголание, мягкое, вкрадчивое красноречие. — Уловлять: точнее — обходить, в смысле обманывать, например в покупке и продаже. Все выражение обозначает: из жадности к обогащению обманывать льстивыми речами. — «Словом любостяжание показывает (апостол), что они приобретают постыдным образом. Ибо любостяжание означает иногда несправедливость, а иногда вообще гнусность приобретения. Почему прилично употребляет слово уловлять. Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова» (Феофилакт). Суд им, как непреложное определение Божие, основанное на их нераскаянности, как осуждение на вечную погибель, давно готов: точнее, суд, предопределенный им издавна, не умедлит. Суд им издавна, от вечности по предведению Божию предопределенный, издавна указанный и предсказанный в Ветхом Завете пророками и Самим Христом предвозвещенный, не медлит и не умедлит в свое время прийти в исполнение. — Погибель их (2Пет. 2:1) не дремлет: оригинальное, только у апостола Петра встречающееся выражение. В олицетворении представляется погибель, как представляется иногда в таковом же олицетворении смерть, дремлющею, в полусне находящеюся иногда, а иногда действующею в бодрственном состоянии. Когда погибель в дремотном состоянии, тогда нечестивые (здесь лжеучители) бесчинствуют, не ожидая, что погибель сразит их, и они пойдут во тьму кромешную; но пусть они знают, что погибель не всегда дремлет, а когда не дремлет, то она скоро поглощает нечестивых и их лжеучителей, в свое время. Таким образом, все выражение значит, что лжеучители, вводящие пагубные ереси, подвергнутся вечной муке (2Пет. 2:9).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-3 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет
Свое пагубное учение лжеучители имеют распространять в народе, руководясь побуждениями корыстолюбия, и будут иметь успех, грозящий гибелью и им, и обольщенным их последователям. «Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова» (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Как особенную черту еретиков, Апостол указывает их любостяжание. Не имея ничего своей целью, кроме личных наслаждений, они неизбежно должны быть любостяжательными, чтобы было чем удовлетворять свои похоти. И по личной жизни, и по вредному влиянию на мир и благосостояние христианства, еретикам неизбежна гибель вечная; но Апостол, чтобы подействовать на христиан, убеждает их в сем тремя страшными примерами суда Божия над гордецами и нечестивцами.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Мф.5:44–45. Здесь говорится о любви к личным врагам, но к врагам общественного порядка – нарушителям святыни храма Сам Христос отнесся строго: Ин.2:15–17; предостерегали и св. Апостолы от врагов истинной веры и благочестия: Иуд.18:23; 2Петр.2:1–3; 3:16–17.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Мф.7:1, 2, Мф.7:12. Здесь Господь запрещает осуждать ближнего: пересуды или злословие, иначе сплетничество, но судебные государств. учреждения признавал и Сам И. Христос законными и богоучрежденными: Ин.19:11; также и апостолы: 1Пет.2:13,14; Деян.25:10,11; непокорных, пустословов и обманщиков и т. п. строго осуждали и апостолы: Тит.1:10,11; Иуд.1:8-19; 2Петр.2:1–3; Мф.7:15.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Мф.7:13–15. Врата тесны бывают для тех, кто не любит мирские похоть плоти, очей, гордость: 1Ин.2:15–16, а например «к лукавым делателям», «отступникам от веры» и т. п. эти слова не относятся, но о них говорится: 1Тим.1:3–7; 4:1–2; 2Тим.4:3; 2Петр.2:1–3; 3:16–17; 1Кор.8:2. Лжепророки приходят для прельщения в овечьей одежде, т. е., по внешнему виду ничем не отличаются от овец – пасомых. Пастыри Церкви носят одежду отличную от пасомых.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Лк.6:22. Поносят и гонят людей иногда по злым делам их: Деян.5:36-37; Ин.10:1; стало быть, одно положение страждущего и гонимого человека не может свидетельствовать об истинности его веры и вероучения: 2Петр.2:1-3.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Мф.6:22-24. Здесь разумеется око духовное, могущее светить тогда, когда оно пребывает в Боге: Ин.15:4, и творит мир, а не религиозное разделение: Мф.5:9; Рим.16:17; Ис.6:10.
Лк.12:32. Малым стадом названо небольшое общество ближайших учеников (апостолов) Господа, в противоположность великому множеству народа: Лк.12:1; могут составлять «малое стадо» и люди отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19, но этому стаду Писание не Царство обещает, а погибель: 2Петр.2:1-3.
Лк.21:14-15. Эти слова сказаны истинным последователям Христа и Его учения: Ин.15:4-5, пребывающим в Церкви: Мф.16:18, а не тем, кто «учит иному»: 1Тим.6:3-4; к последним более всего подходящи слова апостола: 2Тим.3:7; 1Кор.8:2.Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Ин.6:68–69. Апостол Петр и раньше исповедал Христа Сыном – Бога Живаго: Мф.16:16, но этим исповеданием не ограничился, и как сам учил паству свою: 2Петр.1:5–10, так и других пастырей умолял пасти стадо Божие: 1Пет.5:1–2. Тех, кто не слушал учения истинных пастырей, ап. Петр называет лжеучителями и предсказывает им погибель: 2Петр.2:1-4, появление таких лжеучителей предсказывал и ап. Павел: 1Тим.4:1.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Ин.6:68–69. Апостол Петр и раньше исповедал Христа Сыном – Бога Живаго: Мф.16:16, но этим исповеданием не ограничился, и как сам учил паству свою: 2Петр.1:5–10, так и других пастырей умолял пасти стадо Божие: 1Пет.5:1–2. Тех, кто не слушал учения истинных пастырей, ап. Петр называет лжеучителями и предсказывает им погибель: 2Петр.2:1-4, появление таких лжеучителей предсказывал и ап. Павел: 1Тим.4:1.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Ин.8:41-43. Господь Христос свидетельствует, что Он не Сам от Себя пришел, т. е. не самозванный посланник, но от Бога исшел: Ин.13:3;16:27-28; о самозванных же «посланниках», лжехристах и не понимающих речи Христовой говорится: 2Петр.2:1-3; Мф.7:15.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Ин.16:4-6. Первые могут спастись, последние подлежат осуждению. Такому осуждению подлежит главный виновник, князь миpa – диавол: Ин.8:44;12:31, а затем и все творящие волю диавола, чрез непокорность заповедям Господним: 1Ин.3:8; 2Петр.2:1-3.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Ин.16:33. Словами: «дерзайте, Я победил мир», оканчивается поистине великая прощальная беседа Господа с учениками. Победа над миpoм представляется духовному взору Господа как бы совершившеяся: Ин.13:31. Вследствие ненависти миpa к ученикам Христовым, они перетерпели всякие мучения: Евр.11:37; но все это не остановило их восклицать: «кто отлучит нас от любви Божией»: Рим.8:35. Воспламеняйся и ты, христианин, примером апостольской любви, но не примером лжепророков и лжеучителей: 2Петр.2:1-3; 1Тим.4:1.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими