Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 4-я книга Царств 5:10
И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист
Нееман страдал от проказы и, услышав, что пророк, который жил под властью Иорама, царя Израильского, может вылечить его, он отправился в страну лекаря. И пришел в дом Елисея, ибо узнал, что тот был тем пророком, который может помочь ему в его несчастии и именно его следует просить об исцелении. Елисей выслал к нему слугу, чтобы сказать: если он хочет излечиться, ему надо омыться в Иордане семь раз. Возникает вопрос: почему Елисей не дал Нееману встретиться с ним и не разрешил ему войти в его дом? Во-первых, потому что тот служил Венададу в его войнах. В действительности пророк знал, что царь Арама убил множество сынов Израиля и что Нееман разорял их земли, и что его руки запятнаны невинной кровью. Ведь он был командующим армией и имел полную власть над арамейцами. Во-вторых, его остановила проказа. Елисей знал, что закон запрещал приближаться к прокаженному и касаться его.
В итоге Нееман разгневался. Обвиняя во всем Елисея, он ушел, говоря, что он никогда не думал, что пророки действуют настолько таинственно, и что он, конечно, не ожидал таких слов. На самом деле он полагал, что его исцеление состоится простым наложением рук. Поэтому он обвинял Елисея и говорил: «Почему он не вышел встретить могущественного человека, который пришел в его дом? И почему он не дал мне увидеть его, неужели он считает, что я не достоин разговаривать с ним? И почему он не излечил меня средством, которое он использует и которое является простым и не требует от меня никаких усилий? Он же, напротив, посылает меня к Иордану, как будто эта река действительно может очистить меня; разве Авана и Фарфар, реки моей страны, не смогут меня очистить?»
Не удивительно, что у него возникли такие мысли и он возмутился, как человек, который слышал своими собственными ушами и сравнивал слова пророка. Действительно, человеку, который сделал свою карьеру в армии, не доступно таинство, сокрытое в таком необычном исцелении. Тем не менее Нееман был отослан к Иордану, как к целительному средству, способному вылечить человека. Верно, грех - это проказа души, которая не воспринимается чувствами, но разум способен свидетельствовать о ней. И человеческая природа должна избавляться от этого заболевания властью Христа, которая заключена в крещении. И надо было, чтобы Нееман для очищения от двух болезней - души и тела - в своем лице стал образом очищения всех народов баней возрождения, начало которой было в реке Иордан, матери и родоначальнице крещения.
Комментарии на 4-ю книгу Царств
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-10 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист
Теперь сам пророк напоминает царю о себе, о том, что Бог, умерщвляющий и оживляющий, невзирая на отступления народа и царя, готов явить им милость через своего пророка. Однако, когда Нееман прибыл к дому пророка Елисея, «он, храня закон, как живущий под законом не согласился видеть Неемана, как прокаженного (по закону Лев XIII-XIV), а приказал ему 7 раз измыться в реке Иордане» (блаж. Феодорит, вопр. 19), обещая ему «обновление тела» и «чистоту» (ст. 10, ср. Лк XVII:11), как говорилось обычно об исцелении от проказы.