Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 2-я книга Паралипоменон (Хроник) 28:23
И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Но Ахаз, сын его, всех подобных ему затмил вымыслами нечестия. Это показала нам и книга Царств. А настоящее дееписание, сверх того, дает видеть и бедствие, какое потерпел он. Ибо сперва иудеи преданы были Богом сириянам и многие убиты, многие же отведены в плен. А потом царь десяти колен Факей в одной битве поразил сто двадцать тысяч, и сынов царских и военачальников, двести же тысяч взял в плен. Но пророк Одид, вышедши в сретение победителям, угрожал им гневом Божиим за то, что вопреки Божию закону вели пленников в рабство. Он говорил: «вот Господь Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес. И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом Богом вашим? Итак послушайте меня, и возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, ибо пламень гнева Господня на вас» (2Пар.28:9-11), – то есть Владыка Бог восхотел наказать их за нечестие и соделал, что они потерпели поражение, а вы одержали победу; но вы, победив, забыли о родстве, не привели себе и на мысль естественных уз; напротив того, с соплеменными поступили, как с варварами и иноплеменными; не удовольствовались даже тысячами убийств, но единородных своих принуждаете быть рабами; поэтому свидетельствую, что потерпите тягчайшие бедствия.
Народоначальники уступили пророку, убедили народ и оказали милости взятым в плен. Ибо сказано, что одели нагих, принесли им мази и пищу, а немощным дали вьючных животных и отвезли их до города Иерихона. Заметить же надобно, что Иерихон назван градом финическим. Ибо сказано: «отправили их в Иерихон, город пальм» (2Пар.28:15).
История показывает и то, что иудеи, пребывая в нечестии, преданы были иноплеменникам и в городах их поселились враги. Ибо сказано: «Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2Пар.28:19). Сказано же «совратил» в значении «научил чему не надлежало», потому что ввел чуждые нравы и сделал, что стали почитать богов, чествуемых иными народами. Призвав же в помощь царя Ассирийского, достиг не того, чего домогался, потому что писатель присовокупил: «но не в помощь себе» (2Пар.28:21).
Но, и подвергшись всем сим наказаниям, продолжал Ахаз предаваться нечестию. Сказано: «он продолжал беззаконно поступать пред Господом. И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю» (2Пар.28:22-23). Не только не помогли ему, но даже сделались виною всякого рода бедствий. Простершись же до крайнего развращения, «сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме» (2Пар.28:24). И в последующих словах продолжается то же обвинение. И когда умер Ахаз, не удостоили его гроба с царями благочестивыми.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 22-25 И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он - царь Ахаз. И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю. И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих.
Упорство Ахаза в идолопоклонстве и бесславная смерть его
Xарактеристика здесь нечестия Ахаза и его идолопоклонства и гонения на религию Иеговы — более сжатая, чем в 4Цар XVI:10–18. См. Толков. Библию т. II. Закрытый Ахазом храм (ст. 24) оставался в таком положении до смерти Ахаза, и только Езекия при вступлении на царство открыл двери храма (2Пар XXIX:3).