Скрыть
Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, и отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 21:19-20 Так было со дня на день, а к концу второго года выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях; и не сожег для него народ его благовоний, как делал то для отцов его. Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, и отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах.

      Скольких же зол было причиною нечестивое сие родство, показывает продолжение истории. Ибо Иорам, сын Иосафатов, поревновал нечестию тестя своего Ахаава. Он и всех братьев убил, и совершал всякие злодеяния. Ибо сказано: « и ходил он путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, – и делал он неугодное в очах Господних. Однако же не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему светильник и сыновьям его на все времена(2Пар.21:6-7).
     Отсюда познаем, сколько бывает полезно благочестие предков, потому что Человеколюбец терпит и порочных, памятуя добродетель отшедших. Но Иорам пожал и плоды нечестия. Ибо Идумея свергла с себя иго рабства, отложилась и Домна, город иудейский.
     Владыка же изрек на Охозию приговор чрез великого Илию. Но пророк не сам пришел, а письменно известил его о Божественном определении. Сказано: «И пришло к нему письмо от Илии пророка, в котором было сказано: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не пошел путями Иосафата, отца твоего, и путями Асы, царя Иудейского, а пошел путем царей Израильских и ввел в блужение Иудею и жителей Иерусалима, как вводил в блужение дом Ахавов, еще же и братьев твоих, дом отца твоего, которые лучше тебя, ты умертвил, за то, вот Господь поразит поражением великим народ твой и сыновей твоих, и жен твоих, и все имущество твое, тебя же самого – болезнью сильною, болезнью внутренностей твоих до того, что будут выпадать внутренности твои от болезни со дня на день» (2Пар.21:12-15). Из сего узнаем, что и Аса, и Иосафат не вовсе были отринуты Богом, но если в чем и погрешили, то во многом и благоугодили Богу. Ибо Иораму вменено в вину, что оставил ходить путем их. Предсказание же Илиино исполнилось. Ибо не только иноплеменники вели войну с Иорамом, но аравитяне, и соседственные эфиоплянам племена, напав на него, одержали решительную победу, взяли город, великое множество отвели в плен, умертвили сыновей и дочерей его и царское богатство присвоили себе. Спасся бегством один Охозия, самый младший из сыновей Иорамовых.
     Поразила же Иорама и болезнь чрева по предсказанию Илии, и по смерти не удостоился он царского погребения. Ибо сказано: «и отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах» (2Пар.21:19-20). Подлинно страшно впасть в руки Бога живого! Ибо как милость Его неизреченна, так и наказание Его нестерпимо.

Толкование на 2-ю книгу Паралипоменон

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 А после всего этого поразил Господь внутренности его болезнью неизлечимою. Так было со дня на день, а к концу второго года выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях; и не сожег для него народ его благовоний , как делал то для отцов его. Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, и отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах.

Xарактер и сущность постигшей Иорама хронической болезни внутренностей (известие о ней находятся также только 2 Пар) едва ли могут быть определены в терминах современной медицинской науки. Однако большинство исследователей видит здесь хроническую дизентерию с общим перитонитом и прободением кишок, причем нередко бывает, что пораженная гангреной часть кишок отделяется и выходит через задний проход (ср. ст. 19 — о выпадении внутренностей). См. у Т. Попова. Библейские данные о различных болезнях и их врачевании… Киев. 1904 с. 102.

Библейское воззрение выдвигает на первый план ту точку зрения, что болезнь Иорама была наказанием за его нечестие. По блаж. Иерониму, «чахнуть от продолжительной болезни и немощей есть признак гнева Божьего. Поэтому и Иорам, сын Иосафата, умирает от продолжительной болезни» (Толков. на кн. пророка Иеремии, рус. перев. Ч. 7-я (Киев 1906, изд. 2-е, с. 347).

Проявлением или последствием суда Божия над Иорамом было также презрение к нему народа, не воздавшего его праху обычных царских почестей (ст. 19б-20б), подобным образом впоследствии лишены были царского погребения Иоас, 2Пар XXIV:25, и Иоаким, Иер XXII:18, последний был погребен «ослиным погребением» (Иер XXII:19). Умер Иорам 40 лет от роду (ст. 20).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible